Маркировка в 1С антисептиков, БАДов и кресел-колясок
Маркировка в 1С антисептиков, БАДов и кресел-колясок
07.09.2023
С 01.09.2023 расширен перечень товаров, подпадающих под обязательную маркировку. В частности, поэтапно вводится обязательная маркировка биологически активных добавок, антисептиков, кресел-колясок. Эксперты 1С рассмотрели порядок и особенности работы с маркировкой БАДов, антисептиков и кресел-колясок в программе "1С:Управление торговлей 8" (ред. 11.5).
О сроках реализации в решениях 1С законодательных изменений в сфере обязательной маркировки товаров см. в "Мониторинге законодательства" в разделе "Маркировка и интеграция".
Маркировка новых товарных групп: нормативное регулирование и сроки
С 01.05.2021 по 28.02.2023 проводился пилотный проект по маркировке биологически активных добавок к пище (постановление Правительства РФ от 29.04.2021 № 673). С 01.09.2023 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 886 поэтапно стартует обязательная маркировка для этой товарной группы.
Маркировка антисептиков в порядке эксперимента проводилась с 01.08.2021 по 28.02.2023 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 № 1240. С 01.09.2023 поэтапно вводится обязательная маркировка антисептиков в соответствии с постановлением Правительства РФ и от 30.05.2023 № 870.
Маркировка кресел-колясок проводилась в порядке эксперимента с 01.09.2019 по 01.06.2021 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.08.2019 № 1028. Обязательная маркировка кресел-колясок поэтапно вводится с 01.09.2023 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 885.
Также с 01.09.2023 поэтапно начинается маркировка медицинских изделий (постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 894). Кроме того, с 01.09.2023 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.05.2023 № 834 требование по маркировке упакованной воды распространяется на воду, предназначенную для детского питания.
С 01.12.2023 начинается поэтапная маркировка безалкогольных напитков (постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 887).
Маркировка БАД, антисептиков, кресел-колясок и воды для детского питания
На первом этапе с 01.09.2023 все участники оборота должны зарегистрироваться в системе маркировки "Честный знак", а также описать свои товары в "Национальном каталоге". Зарегистрированные ранее должны проверить и при необходимости открыть доступ к необходимым товарным группам. Маркировка БАД, антисептиков, кресел-колясок становится обязательной с 01.10.2023.
С этого момента производители и импортеры обязаны заказывать и наносить на выпускаемую продукцию коды маркировки, а также передавать сведения в систему маркировки. Для кресел-колясок также с 01.10.2023 по 31.08.2024 включительно предусмотрена маркировка товарных остатков.
С 01.11.2023 импортеры БАД и кресел-колясок должны также указывать код маркировки потребительской упаковки или код агрегатов групповой упаковки в декларациях на товары.
C 01.03.2024 вводится обязанность передачи сведений о поэкземплярном выводе из оборота для БАД, антисептиков и воды, предназначенной для детского питания. С этого момента розничные продавцы этих товаров обязаны сканировать и передавать код маркировки при розничных продажах в составе чека ККТ (контрольно-кассовой техники). При выводе из оборота товаров данных групп по прочим причинам, не связанным с розничной реализацией, все участники оборота передают сведения о выводе из оборота в систему маркировки "Честный знак" через личный кабинет или используют документы контура интеграции с ГИС МП из информационной базы 1С. Также для БАД, антисептиков и воды, предназначенной для детского питания, с 01.05.2024 участники оптового рынка должны осуществлять передачу сведений в объемно-сортовом формате о движении маркированной продукции между участниками через электронный документооборот (ЭДО). Обязательный поэкземплярный учет и указание кодов маркировки по ЭДО для всех участников рынка по этим товарным группам обязателен c 01.09.2025.
В отношении кресел-колясок поэкземплярный учет и вывод из оборота для всех участников вводятся с 01.09.2024.
1С-ЭДО в обязательной маркировке товаров
1. При отгрузке и приемке маркируемого товара участники оборота должны передавать в систему маркировки "Честный знак" сведения о переходе права собственности на товар. Для этого по общему правилу используется ЭДО с применением универсального передаточного документа (УПД).
2. Бесшовная интеграция с операторами ЭДО в программах 1С реализована в сервисе 1С-ЭДО (как подключиться к сервису и выбрать оператора ЭДО).
3. Освоить 1С-ЭДО можно с помощью видеороликов, см. на сайте 1С-ЭДО в разделе «Техподдержка».
Операции между участниками оборота маркируемой продукции отражаются электронными документами: универсальным передаточным документом (УПД) и универсальным корректировочным документом (УКД). Для этого организации необходимо подключение к оператору электронного документооборота. УПД, УКД подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. Бесшовная интеграция с операторами ЭДО в программах 1С реализована в сервисе 1С-ЭДО.
Если организация ранее не работала с маркируемой продукцией, то для работы нужно выполнить следующие действия:
получить сертификат электронной подписи;
установить сертификат электронной подписи (и при необходимости программу-криптопровайдер) на компьютер;
заключить договор с оператором ЭДО (рекомендуется сервис 1С-ЭДО, подключиться к сервису можно непосредственно из программы);
После этого можно приступать к настройкам интеграции с ЭДО в программе и отражению операций непосредственно из программы.
Если организация ранее уже работала с маркировкой по другим товарным группам, необходимо проверить и при необходимости открыть доступ к требуемым товарным группам в личном кабинете "Честного знака".
Для интеграции с системой маркировки для учета маркируемой продукции необходимо установить (если не был установлен ранее) флаг НСИ и администрирование - Администрирование - Интеграция с ИС МП (одежда, обувь, табак...) - Вести учет маркируемых товаров и указать в списке товарные группы, с которыми работает организация (рис. 1).
Рис. 1
Для работы с креслами-колясками используется товарная группа Медицинские изделия. Вода, предназначенная для детского питания, относится к товарной группе Упакованная вода, безалкогольные напитки - к товарной группе Соковая продукция.
Также в информационной базе необходимо указать сертификаты электронной подписи для авторизации в ГИС МТ. Для возможности заказа кодов маркировки необходимо выполнить настройки станции управления заказами (СУЗ), рис. 2.
Рис. 2
Настройки СУЗ включают идентификатор СУЗ (OMS ID), идентификатор соединения, адрес и порт. Узнать OMS ID можно в личном кабинете системы маркировки в разделе Управление заказами - Устройства. Получить идентификатор соединения можно непосредственно из формы настроек Настройка обмена с СУЗ по кнопке в виде закругленной стрелки справа от поля Идентификатор соединения.
Адресом по умолчанию является suz2.crpt.ru, порт 443. Проверить адрес можно в адресной строке браузера при переходе в разделе Управление заказами в личном кабинете.
Если доступных СУЗ нет, то нужно обратиться в службу поддержки ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий, оператора системы маркировки).
Все товары должны быть описаны в национальном каталоге - подсистеме системы маркировки. Это можно сделать из личного кабинета или непосредственно из программы, используя интеграцию 1С:Номеклатура.
Коды маркировки должны быть предварительно заказаны и эмитированы. Для заказа кодов маркировки в контуре интеграции с ГИС МП предусмотрен документ Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ, который можно создать из рабочего места Обмен с ИС МП (Обувь, одежда, табак...) в разделах интерфейса Закупки, Продажи, Производство, Склад и доставка.
В документе указывается Вид продукции и способ ввода в оборот: Производство в РФ, Импорт (рис. 3).
Заказ кодов маркировки, их печать, нанесение на продукцию и ввод в оборот могут быть выполнены компанией самостоятельно или с привлечением третьего лица - сервис-провайдера, например, типографии.
Список позиций, по которым производится заказ кодов маркировки, указывается на закладке Товары. Среди прочего для каждой позиции необходимо указать Номенклатуру, код GTIN (он должен быть предварительно получен и внесен в список штрихкодов по данной номенклатуре) и количество кодов. Также для каждой позиции указывается принцип формирования серийных номеров: автоматически или самостоятельно.
В соответствии с правилами маркировки антисептиков и БАД, утв. Постановлениями Правительства РФ от 30.05.2023 № 870 и 31.05.2023 № 886, код маркировки может включать в себя 4 группы данных или 3 группы данных, если у участника оборота товаров отсутствует возможность нанесения кода с 4 группами данных в связи с размерами потребительской упаковки, не позволяющими разместить символ Data Matrix.
Внимание! В программах системы "1С:Предприятие" указанные форматы кодов маркировки для товарных групп Антисептики и БАДы поддерживаются с выходом очередных версий. О сроках см. в "Мониторинге законодательства".
При оформлении заказа на эмиссию кодов маркировки для товарных групп БАДы и Антисептики добавлена возможность выбора шаблона кодов маркировки:
Стандартный КМ - с криптохвостом в 44 символа (рекомендуется);
Укороченный КМ.
Также для этих групп указывается вид упаковки: Единица товара, Групповая упаковка, Набор.
После того как заполнены обязательные реквизиты в таблице Товары документа Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ, в том числе коды GTIN и коды ТНВЭД, можно запросить коды маркировки по ссылке запросите коды маркировки.
До момента успешного окончания эмиссии документ будет в статусе Обрабатывается в СУЗ (генерация кодов). Документы в этом статусе можно увидеть в списке Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ - Ожидайте.
После успешной эмиссии статус заказа на эмиссию меняется на Коды маркировки эмитированы. Если заказано одновременно большое количество кодов, то их эмиссия может выполняться по частям, в этом случае нужно дождаться полного окончания эмиссии.
Верификация нанесенных кодов маркировки и ввод в оборот
Сведения о нанесенных кодах маркировки ввода в оборот нужно передать в ГИС МТ документом Маркировка товаров ИС МП. Предусмотрена передача Отчета о верификации нанесенных КМ и отдельно отражение ввода в оборот. В зависимости от хозяйственной операции и условий технологического процесса передача Отчета о верификации нанесенных КМ может выполняться:
независимо от ввода в оборот (возможно в другую дату) документом Маркировка товаров ИС МП с указанием операции Отчет о верификации нанесенных КМ. Ввод в оборот в этом случае оформляется отдельным документом Маркировка товаров ИС МП с указанием операции ввода в оборот, например, Производство и указанием в поле Операция нанесения кодов маркировки значения <Выполнена независимо>;
одновременно с вводом продукции в оборот одним документом Маркировка товаров ИС МП. В этом случае в поле Операция указывается операция ввода в оборот, например Производство, а в поле Операция нанесения кодов маркировки указывается Отчет о верификации нанесенных КМ (рис. 4).
Рис. 4
Целью Отчета о верификации нанесенных КМ является проверка считывания распечатанных и нанесенных на продукцию кодов. При формировании отчета необходимо именно считывание и передача полного кода маркировки. В документе указывается перечень кодов маркировки, к которым применяется операция. Коды могут заполняться путем подбора или передаваться в режиме Отчет производственной линии.
После заполнения документа его нужно передать в систему маркировки по ссылке передайте данные и дождаться подтверждения от системы маркировки.
* * *
Если на первых этапах внедрения маркировки товаров у компании возникли вопросы и затруднения, оказать помощь готовы, в том числе партнеры фирмы "1С" с компетенциями по маркировке. Партнеры 1С помогут запустить маркировку: проконсультируют, подберут решение для автоматизации, подключат к "Честному знаку", настроят рабочее место для продажи маркированных товаров.
В 1С:Лектории проводятся лекции по маркировке товаров, поддержке в 1С. В частности, см. онлайн-лекцию "Объемно-сортовой учет молочной продукции и упакованной воды" с участием А. Игнатовой, руководителя проектов внедрения ЦРПТ, и эксперта 1С В. Харитонова.