Рассказываем, что изменилось в рекламном законодательстве и какие штрафы последуют за размещение рекламы на запрещенных сайтах.
Новые запреты в сфере интернет-рекламы
Федеральный закон от 07.04.2025 №72-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2025 года, дополнил перечень интернет-ресурсов, на которых компаниям нельзя размещать свою рекламу. Ранее под запрет на размещение интернет-рекламы подпадали только иностранные сайты, которым Роскомнадзор прямо запретил размещать рекламу, сайты иностранных агентов, а также ресурсы не поставленных на учет популярных блогеров, чья аудитория превышает 10 000 пользователей.
Сейчас указанный перечень значительно расширен. В этих целях ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» дополнили новой частью 10.7, которая фактически запретила размещать рекламу на любом сайте, попавшем по тем или иным причинам в список запрещенных или нежелательных.
С 1 сентября 2025 года организации и ИП не вправе размещать рекламу на следующих интернет-ресурсах (ч.10.4–10.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ):
- на сайтах иностранных или международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ;
- на сайтах общественных или религиозных объединений, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по причине их причастности к терроризму или экстремизму;
- на сайтах любых организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности (пример – Instagram и Facebook, которые принадлежат корпорации Meta, признанной в России экстремистской организацией);
- на любых сайтах, доступ к которым в РФ ограничен;
- на иностранных сайтах, которым Роскомнадзор запретил размещать рекламу;
- на сайтах иностранных агентов;
- на страницах популярных блогеров с аудиторией свыше 10 000 пользователей, которые не зарегистрированы в Роскомнадзоре.
На всех перечисленных интернет-ресурсах в настоящее время размещать какую-либо рекламу не только нежелательно, но и прямо запрещено. Поэтому к выбору площадки для размещения рекламы организации и ИП должны подходить максимально ответственно, избегая сотрудничества с сайтами, попавшими под запрет.
Что делать рекламодателям
Перед тем, как заключить договор о размещении и распространении рекламы на том или ином сайте, компания должна убедиться, что выбранный сайт не находится в перечне запрещенных или нежелательных.
Проверить интернет-ресурс можно в следующих открытых госреестрах Роскомнадзора, Минюста, ФСБ и др.:
- единый список организаций, признанных террористическими;
- перечень иностранных и международных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ;
- перечень иностранных СМИ, деятельность которых запрещена;
- перечень запрещенных общественных и религиозных объединений и иных организаций;
- реестр иностранных агентов;
- сервис РКН для проверки ограничения доступа к сайтам и (или) страницам сайтов сети «Интернет».
Что касается рекламы, размещенной за запрещенных сайтах до 1 сентября 2025 года, то ее по общему правилу удалять не требуется. Такая реклама не противоречит законодательству, поскольку ее размещение было осуществлено до момента вступления в силу новых правил.
Вместе с тем, если в отношении старой рекламы после 1 сентября 2025 года совершаются действия по ее повторному распространению, то такая реклама считается незаконной. К действиям по повторному размещению интернет-рекламы ФАС России относит:
- репосты старых рекламных сообщений;
- гиперссылки и хештеги, отсылающие к старым рекламным сообщениям;
- размещение рекламы в прикрепленных сообщениях;
- указание в рекламе на предложения и акции, действующие после 1 сентября;
- распространение рекламы при помощи рекомендательных механизмов соцсетей.
Если в отношении рекламы, размещенной на запрещенных сайтах до 1 сентября, совершается любое из указанных действий или их совокупность, такая реклама считается распространяемой с нарушением действующих правил и подлежит удалению. В противном случае и рекламораспространителю, и рекламодателю будет назначен административный штраф.
Штрафы за размещение рекламы на запрещенных сайтах
Если организация, ИП или самозанятый разместят рекламу своих товаров, работ и услуг на запрещенных или нежелательных сайтах, то это будет квалифицировано в качестве административного правонарушения по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ (нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе). Данная норма предусматривает наложение штрафов в размере:
- от 2 000 до 2 500 рублей – для физлиц;
- от 4 000 до 20 000 рублей – для индивидуальных предпринимателей;
- от 4 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц организаций;
- от 100 000 до 500 000 рублей – для организаций.
Напоминаем, данные штрафы распространяются как на рекламодателей, так и рекламораспространителей. Поэтому, если компания-рекламораспространитель на своей странице, допустим, в запрещенной социальной сети разместит рекламное объявление, то ее также оштрафуют по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, как и рекламодателя. И если рекламу на запрещенном ресурсе разместит, скажем, блогер без статуса ИП, то максимальный штраф для него составит всего лишь 2 500 рублей. Но если рекламу на запрещенных ресурсах разместит организация, то ей будет грозить штраф в размере до 500 000 рублей.
- Реклама в интернете с 25 июля 2025 года: за что компании будут платить рекламный сбор
- Кто должен платить и как рассчитывать рекламный сбор с 15 августа 2025 года
- Новый сбор с доходов от интернет-рекламы с 1 апреля 2025 года: кто и в каком размере будет платить
- Штрафы за нарушение правил распространения интернет-рекламы
В материале использованы фото: Lyubov Levitskaya / Shutterstock / Fotodom.