Реклама в интернете с 25 июля 2025 года: за что компании будут платить рекламный сбор
С 1 апреля 2025 года для компаний был введен в действие новый денежный сбор с доходов от распространения интернет-рекламы. В связи с этим Правительство РФ определило критерии отнесения той или иной информации к интернет-рекламе, а также утвердило перечень сайтов, за распространение на которых рекламных сообщений с компаний будут взимать рекламный сбор.

Рассказываем, что теперь считают интернет-рекламой, на каких сайтах ее размещают и за распространение каких сообщений не придется уплачивать рекламный сбор.

Что считается интернет-рекламой

Постановление Правительства РФ от 24.07.2025 №1087, вступившее в силу с 25 июля 2025 года, раскрыло определение понятия интернет-рекламы и утвердило перечень признаков, которые позволяют ее отличить от прочих сообщений, распространяемых в интернете. Данные нововведения потребовались в связи с появлением с 1 апреля 2025 года нового денежного сбора, которым теперь облагается доход от распространения интернет-рекламы.

Рекламный сбор введен на основании Федерального закона от 26.12.2024 №479-ФЗ. Он рассчитывается Роскомнадзором по ставке 3% от величины дохода, полученного от распространения интернет-рекламы за истекший квартал. Сбор обязаны ежеквартально уплачивать рекламораспространители и операторы рекламных систем: рекламные агентства, владельцы сайтов, блогеры, паблики в социальных сетях, рекламные платформы типа Яндекс Директ, а также посредники, размещающие интернет-рекламу за счет и от имени рекламодателя.

Сбором облагают не все доходы указанных субъектов, а только ту их часть, которая получена именно от распространения интернет-рекламы. Чтобы отличить рекламу от прочей информации, распространяемой в интернете, кабмину и было поручено разработать соответствующие критерии для классификации размещаемой в интернете информации.

Согласно постановлению №1087, интернет-рекламой следует считать информацию о товарах, работах, услугах, их изготовителях, исполнителях и продавцах, размещаемую в интернете в целях их продвижения на рынке. 

Чтобы считаться интернет-рекламой, сообщения в интернете должны одновременно соответствовать трем обязательным условиям (п.2 постановления Правительства РФ от 24.07.2025 №1087):

  • распространяться на интернет-сайтах;
  • не носить характера справочно-информационных или аналитических материалов;
  • не являться объявлениями физлиц или организаций, не связанными с осуществлением предпринимательской деятельности.
Если интернет-сообщение не соответствует хотя бы одному из перечисленных условий, его нельзя считать интернет-рекламой, облагаемой рекламным сбором.

На каких сайтах распространяется реклама, облагаемая сбором

Новые правила относятся только к рекламе, распространяемой (п.1 постановления Правительства РФ от 24.07.2025 №1087):

  • на сайтах интернет-магазинов и прочих сайтах, которые предоставляют пользователями возможность ознакомиться с предложением продавца, заключить договор купли-продажи и произвести предварительную оплату выбранной позиции;
  • на специализированных рекламных платформах (Яндекс Директ, Telegram Ads, VK Реклама и т.д.);
  • в поисковых системах, предоставляющих в числе прочего услуги по распространению рекламы;
  • на маркетплейсах;
  • на сервисах для размещения и поиска объявлений, в том числе и бесплатных;
  • в блогах, пабликах и страницах в популярных соцсетях, доступ к которым в течение суток составляет более 500 000 пользователей, находящихся на территории РФ.

Информация, размещаемая на других сайтах, новыми правилами не регламентируется. Соответственно, сведения, распространяемые на сайтах, не отнесенных к вышеуказанным сервисам, не могут рассматриваться в качестве интернет-рекламы для целей начисления и уплаты рекламного сбора. К примеру, не облагаются сбором сведения, распространяемые на сайтах СМИ, на образовательных, научно-популярных сайтах и т.д.

Что не является интернет-рекламой и не облагается сбором

Чтобы исключить вероятность необоснованного взимания с компаний рекламного сбора, правительство утвердило перечень сообщений, которые не могут считаться интернет-рекламой. Так, не являются интернет-рекламой такие сведения, как:

  • результаты поисковой выдачи, предоставляемые по запросам пользователей независимо от способа и формы предоставления таких результатов;
  • каталоги товаров, работ и услуг, сгруппированные по определенным рубрикам и содержащие их краткое описание, выполненное в едином стиле (шрифт, цветовая палитра и визуальное оформление);
  • информация о производимых товарах, выполняемых работах и оказываемых услугах, размещенная на сайте производителя таких товаров (работ, услуг);
  • информация об организуемых выставках и подобных мероприятиях, размещенная на сайте их организатора;
  • справочно-информационные материалы о товарах (работах, услугах), их продавцах, исполнителях и производителях;
  • отзывы пользователей о товарах, работах, услугах и компаниях, размещаемые на сайтах интернет-магазинов и маркетплейсов (рекламой не считается при условии, что данная информация не формирует интерес к какому-либо товару, в том числе за счет чрезмерного описания товара, его достоинств и призывов к покупке);
  • сообщения о передаче вещей и животных на безвозмездной основе;
  • сообщения о продаже физлицами принадлежащих им вещей, предназначенных для личного потребления;
  • объявления работодателей о приеме на работу без размещения сведений, привлекающих внимание к конкретному товару, работе или услуге.

Все перечисленные категории сообщений не могут считаться интернет-рекламой, и за их распространение в интернете компании не обязаны уплачивать рекламный сбор.

В материале использованы фото: YoloStock / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии