Кто должен платить новый налог на сверхприбыль?
Плательщиками налога на сверхприбыль в соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 № 414-ФЗ признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства. Согласно ч.4.ст. 2 закона налогоплательщиками не признаются, в частности, малые и средние предприятия, вновь созданные организации, организации, занимающиеся добычей и переработкой нефти, добычей угля, плательщики ЕСХН, организации без доходов от реализации, организации-застройщики долевого строительства.
Нужно ли будет платить налог на сверхприбыль в 2025 году и позже?
Налог на сверхприбыль – налог разового характера в размере 10% от сверхприбыли, полученной компанией за предыдущие два года (ч.1 ст. 3 закона № 414-ФЗ). В ноябре 2023 года замминистра финансов РФ Алексей Сазанов заявлял на встрече с представителями бизнеса, что Минфин не планирует повторного введения налога на сверхприбыль.
Кроме того, в Госдуму поступили поправки в статью 12 НК РФ, которые ужесточают требования к законопроектам о введении разовых налогов. Инициаторы поправок предлагают установить, что до внесения в Госдуму законопроекта, предусматривающего введение налога разового характера, его основные положения должны рассматриваться трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.
-
Налоговая база по налогу на сверхприбыль определяется как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.
-
Если средняя арифметическая величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась не более 1 млрд рублей, налоговая база принимается равной нулю.
Организация получила убыток в 2020 году. Должна ли она платить налог на сверхприбыль, учитывая, что в остальные годы получала прибыль?
Объектом обложения налогом на сверхприбыль признается сверхприбыль, полученная налогоплательщиком (ч.1 ст. 3 закона № 414-ФЗ). Сверхприбыль определяется, как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год (ч.2 ст.3 закона N 414-ФЗ). Таким образом, 2020 год исключен из расчета.
База по налогу на сверхприбыль определяется теми налогоплательщиками, которые в 2018, 2019, 2021 и 2022 годах формировали базу по налогу на прибыль (за исключением организаций, указанных в ч.4 ст.2 закона N 414-ФЗ).
Освобождается ли от налога на сверхприбыль образовательная организация, если она применяла налоговую ставку 0%?
Прибыль для целей Федерального закона N 414-ФЗ исчисляется как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций за соответствующий год, определяемых в соответствии со ст. 274 НК РФ. При этом не учитываются налоговые базы по налогу на прибыль организаций, к которым применяются налоговые ставки, предусмотренные пунктами 1.6, 1.14, 3, 4, 4.1, 4.3, 4.4 и 5 статьи 284 НК РФ. Если образовательная организация применяла в соответствующих периодах нулевую ставку налога на прибыль (предусмотренную статьей 284.1 НК РФ), то она признается плательщиком налога на сверхприбыль (письмо Минфина от 13.10.2023 № 03-03-06/1/97444).
-
организации, включенные по состоянию на 31 декабря 2022 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
-
российские организации, созданные после 1 января 2021 года;
-
организации, осуществлявшие в течение 2022 года добычу углеводородного сырья и угля на участке недр, предоставленном таким организациям в пользование в соответствии с законодательством РФ;
-
организации, являющиеся плательщиками ЕСХН непрерывно с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно;
-
организации-плательщики налога на прибыль, у которых за 2018 и 2019 годы отсутствовали доходы от реализации;
-
кредитные и некредитные финансовые организации, в отношении которых по состоянию на 1 января 2023 года осуществлялись меры по предупреждению банкротства;
-
организации-застройщики, реализующие проекты с привлечением средств граждан - участников долевого строительства, которые в 2021 и 2022 годах не осуществляли выплату дивидендов.
В 2018 году у организации была прибыль, а в 2019 году зафиксирован убыток. Нужно ли платить налог на сверхприбыль?
Если в соответствующем налоговом периоде организацией получен убыток, но налоговая база по налогу на сверхприбыль принимается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ). Допустим, в 2018 году у компании была прибыль в размере 1,9 млрд рублей, а в 2019 году – убыток 900 млн рублей. Средняя арифметическая величина прибыли за 2018–2019 годы окажется менее 1 млрд рублей, соответственно, налог на сверхприбыль платить не нужно:
(1,9 млрд + 0) / 2 = 0,95 млрд руб.
Как считать налог на сверхприбыль, если компания создана в декабре 2018 года?
Ст. 55 НК РФ установлено, что если организация создана в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года, то первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания по 31 декабря следующего календарного года.
Если организация создана в декабре 2018 года, то для нее первым налоговым периодом является период с даты создания до 31 декабря 2019 года. Следовательно, средняя арифметическая величина прибыли за 2018 и 2019 годы исчисляется для такой организации как половина прибыли за 2019 год (см. письмо Минфина от 21.11.2023 № 03-03-06/1/111440). Сверхприбыль для целей налогообложения определяется, как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год.
Если компания является резидентом ОЭЗ, нужно ли ей платить налог на сверхприбыль?
В п. 4 ст. 2 закона о налоге на сверхприбыль определен перечень категорий организаций, которые не признаются плательщиками этого налога. Этот перечень не содержит такой категории организаций, как резиденты особых экономических зон. То есть, сам по себе статус резидента ОЭЗ не освобождает компанию от уплаты налога на сверхприбыль. Если организация является резидентом ОЭЗ и одновременно относится к категории, упомянутой в п. 4 ст. 2 закона № 414-ФЗ, то такая организация – резидент ОЭЗ не должна платить налог на сверхприбыль (см. письмо Минфина от 11.08.2023 № 03-03-05/75723).
При этом ст. 38 закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ, согласно которой вновь принятые поправки в налоговое законодательство, ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон, утрачивает силу с 1 января 2024 года, а закон о налоге на сверхприбыль вступает в силу с этой даты.
Должна ли организация включать в базу по налогу на сверхприбыль суммы полученных субсидий?
Субсидии, вне зависимости от целей, на осуществление которых они получены, не увеличивают базу по налогу на прибыль. Если субсидия получена на осуществление или компенсацию тех расходов, которые признаются для целей налога на прибыль, то она учитывается в составе внереализационных доходов единовременно, если к моменту получения денег расходы произведены и признаны в налоговом учете (пункт 4.1 статьи 271 НК РФ), или по мере осуществления и признания данных расходов. Также не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль в составе доходов, подлежащих налогообложению, субсидии на возмещение расходов, не учитываемых для целей налога на прибыль (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
Платят ли налог на сверхприбыль организации, осуществляющие медицинскую деятельность?
По сути, налог на сверхприбыль подлежит уплате организациями, у которых совокупная налоговая прибыль за период 2021 - 2022 годов составила более 2 млрд рублей. В ч . 4 ст. 2 закона о налоге на сверхприбыль № 414-ФЗ определен перечень организаций, которые не признаются плательщиками налога на сверхприбыль. Организации, осуществляющие медицинскую деятельность, в этот перечень не попадают.В связи с этим Минфин предложения по расширению перечня исключений не поддерживает. Расширение указанного перечня создаст прецедент для исключения из числа плательщиков налога на сверхприбыль организаций из других отраслей экономики.
Может ли организация-плательщик налога на сверхприбыль подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2021 год?
В случае подачи после 28 января 2024 года уточненной декларации за периоды 2021 или 2022 годов по налогу на прибыль, приводящей к увеличению соответствующей налоговой базы, нужно также подать уточненную декларацию по налогу на сверхприбыль и доплатить при необходимости сумму налога на сверхприбыль (письмо Минфина от 06.10.2023 № 03-03-06/2/94926). Если же данные в уточненной декларации отражают уменьшение налоговой базы, то излишне уплаченные суммы налога на сверхприбыль появятся на ЕНС. Для возврата сумм, формирующих положительное сальдо ЕНС, налогоплательщику нужно подать соответствующее заявление.
Возможно ли отразить начисление налога на сверхприбыль в IV квартале 2023 года в качестве расхода по налогу (без отражения оценочного обязательства на 30.09.2023), при этом на дату оплаты обеспечительного платежа отразить проводку по признанию обеспечительного платежа налогом?Необходимость признания оценочного обязательства по налогу на сверхприбыль обусловлена тем, что обязанность вытекает из норм федеральных законов, вступающих в силу только в 2024 году. На величину обязательства влияют намерения уплатить налог досрочно в целях получения скидки, а также исполнение намерений своевременно.
В бухгалтерской отчетности за 2023 год должны быть раскрыты оценочное обязательство и дебиторская задолженность налогового органа, если организация воспользовалась возможностью получить налоговый вычет и сделала обеспечительный платеж с 01.10.2023 до 30.11.2023.
В 1С на каких субсчетах 99 счета и счета 68 отражать начисление налога на сверхприбыль?
Предопределенных субсчетов плана счетов в 1С для этих целей вводить не планируется, также как не планируется автоматизация расчета обязательств. Налог на сверхприбыль носит разовый характер, а операции по расчетам в связи с ним могут быть отражены при помощи универсальных инструментов программы.
Для целей обособления суммы начисленного налога от текущего налога на прибыль за отчетный период целесообразно ввести дополнительный субсчет к счету 99, например 99.РН («ретроспективные налоги»).
Расчеты с бюджетом по налогу на сверхприбыль целесообразно вести с использованием субсчета 68.4 «налог на прибыль». Необходимости обособления информации о расчетах с бюджетом по этому налогу не усматривается.