Содержание
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Правила регистрации автомототранспортных средств (далее - Правила) установлены Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938. В июле текущего года в указанные Правила были внесены изменения, вступившие в силу с 7 августа 2008 года (см. Постановление Правительства РФ от 26.07.2008 № 562, п. 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763). В частности, в документ внесены поправки, согласно которым государственной регистрации подлежат автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительных и иные машины с максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт (далее по тексту - самоходная техника).
Таким образом, легко прогнозировать, что налоговые органы, исходя из формального признака регистрации, будут настаивать на необходимости уплаты транспортного налога владельцами любой самоходной техники с электродвигателями. Ведь, согласно нормам НК РФ и новой редакции Правил, транспортные средства и механизмы, имеющие электродвигатели мощностью более 4 кВт и зарегистрированные в установленном порядке с 7 августа 2008 года, включаются в состав объектов налогообложения по транспортному налогу. И обязанность по уплате транспортного налога в отношении указанных объектов возникает, начиная уже с третьего квартала 2008 года.
Напомним, однако, что пункт 2 Правил содержит оговорку, гласящую, что органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ осуществляют госрегистрацию объектов самоходной техники, даже если таковые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
При этом еще в Определении от 14.12.2004 № 451-О КС РФ определил свою позицию в отношении обложения транспортным налогом самоходной техники, не предназначенной для движения по дорогам общего пользования, аргументировав ее следующим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 НК РФ установление налогов должно сопровождаться соответствующим экономическим основанием. По отношению к транспортному налогу таким основанием является степень физического воздействия транспортного средства на дороги общего пользования, содержание которых и возлагается на "плечи" публичных образований. Если же транспортное средство не воздействует на дороги общего пользования, то и нет оснований для начисления транспортного налога. Данная точка зрения достаточно часто находит поддержку у судебных инстанций (в частности, постановление ФАС СЗО от 06.03.2006 № А05-13823/2005-31, постановление ФАС СЗО от 23.04.2007 № А05-12323/2006-13).
Таким образом, у налогоплательщиков - владельцев самоходной техники с максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, не предназначенной для движения по автодорогам общего пользования, есть весьма серьезные аргументы для необложения таких технических средств транспортным налогом, и отстаивания своей точки зрения в досудебном и судебном порядке.