Материал подготовил постоянный ведущий данной рубрики А.А. Куликов, управляющий партнер ООО "Агентство Налоговых Поверенных" (tax-top.ru).

Содержание

Назначение повторной налоговой проверки является неправомерным в случае, когда решение по результатам предыдущей признано судом недействительным

Суть проблемы

Статьей 89 НК РФ предусмотрено, что налоговым органом в отношении налогоплательщика может быть проведена повторная выездная налоговая проверка. При этом определены основания для осуществления указанного мероприятия налогового контроля. Вместе с тем, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.03.2009  № 5-П пришел к выводу, что положения, содержащиеся в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 НК РФ, согласно которым повторная выездная проверка может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную проверку, не соответствует Конституции РФ. Данный вывод основывается на том, что данное положение по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, не исключает возможность вынесения вышестоящим налоговым органом при проведении повторной выездной налоговой проверки решения, которое влечет изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и налогового органа, осуществлявшего первоначальную выездную налоговую проверку, и тем самым вступает в противоречие с ранее установленными судом фактическими обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, подтвержденными данным судебным актом.

Судебные решения

В рамках рассматриваемого дела налоговый орган пытался доказать, что проведение повторной выездной налоговой проверки, когда решение по первоначальной выездной налоговой проверки признано судом недействительным вследствие несоблюдения требований статьи 101 НК РФ (нарушение процедуры привлечения к налоговой ответственности), является правомерным, поскольку именно таким образом и осуществляется контроль за деятельностью нижестоящего налогового органа, а права налогоплательщика при этом ни коим образом не затрагиваются.

ВАС РФ в указанном споре встал на сторону налогоплательщика, признав, что «административное преодоление» судебного акта, принятого по обжалованию решения по результатам первоначальной выездной налоговой проверки, является недопустимым.

Постановление Президиума ВАС РФ
от 03.04.2012 № 15129/11

Арбитражная практика. Назначение повторной налоговой проверки является неправомерным в случае, когда решение по результатам предыдущей признано судом недействительным

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии