Содержание
|
Суть проблемы
Статья 80 НК РФ устанавливает общие правила оформления и представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), а ста-тья 88 НК РФ - правила проведения камеральных налоговых проверок как одной (но далеко не единственной) из форм мероприятий налогового контроля.
Пункт 2 статьи 88 НК РФ четко предусматривает, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Из буквального прочтения данной нормы следует, что если налоговая декларация (расчет) не сдана, провести камеральную проверку в отношении такого "нерадивого" налогоплательщика невозможно. Таким образом, в отношении налогоплательщика, не сдавшего налоговую декларацию, не может быть проведена камеральная налоговая проверка, но могут быть проведены иные мероприятия налогового контроля, в том числе выездная налоговая проверка.
Судебные решения
Налоговый орган полагал, что проведение камеральной налоговой проверки в соответствии с НК РФ не обусловлено фактом представления налогоплательщиком соответствующей налоговой декларации, поскольку при проведении такой проверки налоговый орган может использовать документы, полученные им из иных источников.
ВАС РФ не согласился с аргументами налогового органа по следующим основаниям. Целью как камеральной, так и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) законодательства о налогах и сборах.
Особенностью камеральной налоговой проверки является то, что ее осуществление возможно в установленный статьей 88 НК РФ трехмесячный срок, исчисляемый со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Довод инспекции о допустимости осуществления налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки вне зависимости от представления налоговому органу деклараций лицом, в отношении которого она проводится, не может быть признан основанным на действующем законодательстве.
Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 1580/07