Содержание
Замена единым налогом других обязательных платежей
В первую очередь на такие изменения необходимо обратить внимание предпринимателям, осуществляющим деятельность без образования юридического лица. Самое приятное новшество для индивидуальных предпринимателей заключается в разрешении вопроса об уплате налога с продаж и НДС.
Согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
- НДС;
- налога с продаж;
- налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- единого социального налога, причем как с доходов от предпринимательской деятельности, так и с выплат в пользу физических лиц.
Такая постановка вопроса явно уравнивает положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Другим положительным моментом, как для предпринимателей, так и для организаций, является отмена их обязанности с 1 января 2003 уплачивать единый социальный налог.
В то же время юридические лица обязаны будут уплачивать транспортный налог и налог на рекламу.
Рассмотрим на конкретном примере целесообразность применения УСН юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до и после введения в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Для примера возьмем объект налогообложения единым налогом до 01.01.2003 валовую выручку, после 01.01.2003 - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Сравнительный анализ целесообразности применения УСН юридическими лицами до и после введения в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ | |||||
---|---|---|---|---|---|
№п/п | Показатели | До 01.01.2003 | После 01.01.2003 | ||
Общий режим налогообложения | УСН | Общий режим налогообложения | УСН | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. |
Выручка от реализации |
630 000 |
630 000 |
630 000 |
630 000 |
2. |
Налог с продаж |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
- |
3. |
НДС |
100 000 |
100 000 |
100 000 |
- |
4. |
НДС, уплаченный поставщикам |
80 000 |
80 000 |
80 000 |
80 000 |
5. |
НДС к уплате в бюджет |
20 000 |
- |
20 000 |
- |
6. |
Расходы, связанные с производством и реализацией - всего, в том числе: |
316 700 |
308 200 |
311 700 |
301 700 |
6.1 |
Платежи за аренду помещения |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
6.2 |
Материальные расходы |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
6.3 |
Расходы на оплату труда |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
6.4 |
Расходы на оплату услуг связи |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
6.5 |
Налог с владельцев транспортных средств(с 01.01.2003 - транспортный налог) |
3 500 |
- |
3 500 |
3 500 |
6.6 |
Расходы на канц. товары |
200 |
200 |
200 |
200 |
6.7 |
Единый социальный налог |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
- |
6.8 |
Взносы в ПФР |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
6.9 |
Взносы в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний |
500 |
500 |
500 |
500 |
6.10 |
Таможенные платежи |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
6.11 |
Лицензионные сборы |
500 |
500 |
500 |
500 |
6.12 |
Расходы на командировки |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
6.13 |
Амортизация ОС и нематериальных активов |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
6.14 |
Налог на пользователей автомобильных дорог |
5 000 |
- |
- |
- |
7. |
Доходы от реализации |
183 300 |
241 800 |
188 300 |
248 300 |
8. |
Внереализационные доходы |
25 000 |
25 000 |
25 000 |
25 000 |
9. |
Внереализационные расходы - всего, в том числе |
16 000 |
10 000 |
16 000 |
11 000 |
9.1 |
Налог на имущество |
5 000 |
- |
5 000 |
- |
9.2 |
Налог на рекламу |
1 000 |
- |
1 000 |
1 000 |
9.3 |
Проценты по кредитам банков |
8 000 |
8 000 |
8 000 |
8 000 |
9.4 |
Убытки прошлых налоговых периодов |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
10. |
Балансовая прибыль |
192 300 |
256 800 |
197 300 |
262 300 |
11. |
Налог на прибыль |
46 152 |
- |
47 352 |
- |
12. |
Единый налог |
- |
41 461,5 |
- |
39 795 |
13. |
Чистая прибыль |
146 148 |
215 338,5 |
149 948 |
222 505 |
14. |
Общая сумма обязательных платежей |
125 652 |
56 461,5 |
121 852 |
49 295 |
Очевидно, что организациям выгодно применение упрощенной системы, как в настоящее время, так и после вступления в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ.
Сравнительный анализ целесообразности применения УСН индивидуальными предпринимателями до и после введения в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ | |||||
---|---|---|---|---|---|
№п/п | Показатели | До 01.01.2003 | После 01.01.2003 | ||
Общий режим налогообложения | УСН | Общий режим налогообложения | УСН | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. |
Выручка от реализации |
630 000 |
630 000 |
630 000 |
630 000 |
2. |
Налог с продаж |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
- |
3. |
НДС |
100 000 |
100 000 |
100 000 |
- |
4. |
НДС, уплаченный поставщикам |
80 000 |
80 000 |
80 000 |
80 000 |
5. |
НДС к уплате в бюджет |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
- |
6. |
Расходы, связанные с производством и реализацией - всего, в том числе: |
299 700 |
299 200 |
299 700 |
289 700 |
6.1 |
Платежи за аренду помещения |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
50 000 |
6.2 |
Материальные расходы |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
200 000 |
6.3 |
Расходы на оплату труда |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
30 000 |
6.4 |
Расходы на оплату услуг связи |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
6.5 |
Налог с владельцев транспортных средств(с 01.01.2003 - транспортный налог) |
3 500 |
3 500 |
3 500 |
3 500 |
6.6 |
Расходы на канц. товары |
200 |
200 |
200 |
200 |
6.7 |
Единый социальный налог |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
- |
6.8 |
Взносы в ПФР |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
6.9 |
Взносы в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний |
500 |
500 |
500 |
500 |
6.10 |
Таможенные платежи |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
6.11 |
Лицензионные сборы |
500 |
500 |
500 |
500 |
7. |
Доходы от реализации |
200 300 |
200 300 |
200 300 |
260 300 |
8. |
Налог на доходы физических лиц |
26 299 |
- |
26 299 |
- |
9. |
Годовая стоимость патента |
- |
40 000 |
- |
- |
10. |
Единый налог |
- |
- |
- |
39 345 |
11. |
Чистая прибыль |
174 001 |
160 300 |
174 001 |
220 955 |
12. |
Общая сумма обязательных платежей |
94 799 |
108 500 |
94 799 |
47 845 |
Анализируя показатели нашего примера, можно сделать вывод, что после 1 января 2003 года индивидуальным предпринимателям будет выгодно применять упрощенную систему. Причем менять свой статус перерегистрацией в юридическое лицо с одним учредителем не целесообразно. В наших примерах видно, что чистая прибыль, равно как и сумма обязательных платежей, отличается незначительно. Хотя, конечно, каждому субъекту придется принимать решение на своих собственных показателях и условиях хозяйствования.
Выдача патента
Второе изменение, касающееся напрямую предпринимателей, заключается в устранении для них (впрочем, как и для организаций) такого понятия как патент.
Уплата стоимости патента в большинстве случаев играла позитивную роль. Субъекту УСН не надо было заботиться о расчете объекта налогообложения, единого налога и т.д. Кроме того, в ряде случаев стоимость патента могла быть значительна ниже, чем возможная сумма налога.
Тем не менее, некоторые индивидуальные предприниматели оказывались в проигрышном варианте. Так, доходы от видов деятельности, не указанные в патенте, в настоящее время облагаются налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Кроме того, пересчеты уплаченных за патент сумм по результатам деятельности не могут быть пересмотрены равно как в сторону недоплаты, так и в сторону переплаты.
С 1 января 2003 под действие УСН будут подпадать все виды деятельности индивидуального предпринимателя, с доходов от которых будет уплачиваться только единый налог. Налог на доходы физических лиц уплачивать дополнительно в зависимости от вида деятельности не придется.
Глава 26.2 Налогового кодекса РФ не дает право налоговому органу принимать решение о переводе налогоплательщиков на упрощенную систему. Более того, нигде не содержится требование о регистрации Книги учета доходов и расходов. Субъект, желающий перейти на УСН, должен при соблюдении критериев перевода подать в период с 1 октября по 30 ноября только заявление, в котором указывается размер доходов за 9 месяцев текущего года.
Таким образом, с 1 января 2003 года процедура перехода на УСН будет осуществляться в заявительном порядке. Выдача патента Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. Тем не менее, недобросовестным налогоплательщикам необходимо помнить о проверках налоговых органов. Безусловно, в случае выявления фактов незаконного применения налогоплательщиком УСН, налоговый орган рассчитает суммы налогов исходя из общего режима налогообложения с применением штрафных санкций.
Виды организаций - субъектов УСН
Третье немаловажное изменение применения УСН касается некоммерческих и бюджетных организаций. Сейчас такие организации не могут применять упрощенную систему в силу требований п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому под субъектами малого предпринимательства понимаются исключительно коммерческие организации. Некоммерческие организации, даже занимающиеся предпринимательской деятельностью к субъектам малого предпринимательства не относятся. С введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ применение УСН не ограничивается понятием субъекта малого предпринимательства. На упрощенную систему налогообложения смогут перейти все организации, в том числе некоммерческие и бюджетные, и индивидуальные предприниматели при соблюдении критериев, определенных ст. 346.12 Налогового кодекса РФ.
УСН и "вмененка"
Достаточно большие негативные последствия принесет изменение, касающееся одновременного использования единого налога на вмененный доход и УСН.
В настоящее время налогоплательщики с несколькими видами деятельности, как подпадающими под "вмененку", так и не подпадающими под нее, могут применять одновременно оба налоговых режима. При этом под УСН подпадет деятельность, не облагаемая налогом на вмененный доход.
Начиная с 2003 года, организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не смогут применять упрощенную систему, даже если будут осуществлять дополнительно деятельность, не подпадающую под "вмененку".
В первую очередь, последствия такого изменения скажутся на субъектах, объем доходов которых от деятельности, облагаемой налогом на вмененный доход, является незначительным в общей сумме полученных доходов. Таким налогоплательщикам можно посоветовать выделить отдельное юридическое лицо, которое будет осуществлять только деятельность, подпадающую под налог на вмененный доход.