Содержание
- Новые формы отчетности для негосударственных пенсионных фондов
- Требования к отчетности негосударственных пенсионных фондов
- Состав бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов
Минфин России приказом от 10.01.2007 № 3н утвердил особенности бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов (далее - Приказ № 3н). Цель этого приказа - совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в рамках реализации Концепции развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу*.
Примечание:
* Концепция разработана по решению Правительства РФ и одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180. - Прим. автора.
Приказ № 3н зарегистрирован в Минюсте России 02.05.2007 № 9379, опубликован в "Российской газете" от 08.06.2007 № 122 и, соответственно, должен применяться с бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 года. Действовавший ранее приказ Минфина России от 21.02.2001 № 15н утратил силу с момента вступления в силу Приказа № 3н (см. приказ от 02.05.2007 № 38н).
В Приказе № 3н приведены образцы форм бухгалтерской отчетности, на основе которых негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) могут самостоятельно разработать свои формы и закрепить их в документе, оформляющем учетную политику. При этом должны быть соблюдены требования законодательства, регулирующего деятельность НПФ, а также требования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету в части раскрытия минимального объема информации в бухгалтерской отчетности с учетом особенностей, установленных Приказом № 3н.
Новые формы отчетности для негосударственных пенсионных фондов
Минфин России приказом от 10.01.2007 № 3н утвердил особенности бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов (далее - Приказ № 3н). Цель этого приказа - совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в рамках реализации Концепции развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу*.
Примечание:
* Концепция разработана по решению Правительства РФ и одобрена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180. - Прим. автора.
Приказ № 3н зарегистрирован в Минюсте России 02.05.2007 № 9379, опубликован в "Российской газете" от 08.06.2007 № 122 и, соответственно, должен применяться с бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 года. Действовавший ранее приказ Минфина России от 21.02.2001 № 15н утратил силу с момента вступления в силу Приказа № 3н (см. приказ от 02.05.2007 № 38н).
В Приказе № 3н приведены образцы форм бухгалтерской отчетности, на основе которых негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) могут самостоятельно разработать свои формы и закрепить их в документе, оформляющем учетную политику. При этом должны быть соблюдены требования законодательства, регулирующего деятельность НПФ, а также требования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету в части раскрытия минимального объема информации в бухгалтерской отчетности с учетом особенностей, установленных Приказом № 3н.
Требования к отчетности негосударственных пенсионных фондов
При формировании бухгалтерской отчетности НПФ должен обеспечить выполнение законодательства, регулирующего его деятельность как некоммерческой организации особой организационно-правовой формы, которая может заниматься только разрешенными законом видами деятельности. И прежде всего - Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон № 75-ФЗ).
В соответствии с этим законом НПФ обязаны не допускать смешения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Кроме того, фонды должны вести учет средств пенсионных резервов, средств пенсионных накоплений и соответствующих выплат отдельно по негосударственному пенсионному обеспечению и отдельно по обязательному пенсионному страхованию. Это требование закона реализуется при ведении обособленного учета указанного имущества, средств и выплат.
В бухгалтерской отчетности НПФ должна быть представлена информация о таких категориях как:
- пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами;
- пенсионные накопления - совокупность средств, находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы и формируемых в соответствии с Законом № 75-ФЗ;
- инвестиционный портфель фонда по обязательному пенсионному страхованию - активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление управляющей компании (управляющим компаниям);
- доходы от размещения пенсионных резервов - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату;
- доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату.
Кроме того, НПФ должны сформировать в бухгалтерской отчетности информацию о выполнении своих функций, определенных Законом № 75-ФЗ, и о распределении в соответствии с этим законом дохода от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Состав бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов
Как следует из Приказа № 3н, годовая бухгалтерская отчетность НПФ состоит из:
- Бухгалтерского баланса (форма № 1-НПФ);
- Отчета о прибылях и убытках (форма № 2-НПФ);
- Отчета о движении средств целевого финансирования, пенсионных резервов и пенсионных накоплений (форма № 3-НПФ);
- Отчета о движении денежных средств (форма № 4-НПФ);
- Отчета о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления (форма № 5-НПФ);
- Отчета о целевом использовании средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности (форма № 6-НПФ);
- Пояснительной записки.
В составе промежуточной бухгалтерской отчетности могут не представляться формы № 3-НПФ и № 5-НПФ.
Чтобы в полном объеме раскрыть информацию, предусмотренную российским законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении и обязательном пенсионном страховании, а также нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, НПФ может, например, включать показатели, таблицы, расшифровки непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку. Так отдельные показатели, включенные в рекомендованную форму № 5-НПФ, фонд может представить в виде самостоятельных форм.
Если данные об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах существенны, они должны быть приведены в бухгалтерской отчетности обособленно. Общие подходы к определению существенности содержатся в ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетности организации" (утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н). НПФ самостоятельно устанавливает и применяет критерии существенности показателей (размер, характер, их совокупность и т. д.) исходя из конкретных условий хозяйственной жизни, а также требований законодательства о НПФ.
В бухгалтерскую отчетность НПФ также должны быть включены соответствующие данные по имуществу, находящемуся в доверительном управлении, и о признанных доходах и расходах, связанных с осуществлением договоров доверительного управления имуществом, как того требует приказ Минфина России от 28.11.2001 № 97н.* Необходимые данные фонду представляют доверительные управляющие.
Примечание:
* О бухгалтерском учете операций по доверительному управлению читайте здесь.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс НПФ содержит информацию о его финансовом положении на отчетную дату. В Бухгалтерском балансе раскрывается информация об активах и обязательствах на начало отчетного года и на конец отчетного периода, формируемая с учетом требований соответствующих ПБУ. Кроме того, в балансе должна быть представлена информация, характеризующая особый статус НПФ, а именно: информация о целевом финансировании НПФ, пенсионных резервах и пенсионных накоплениях.
По группе статей "Целевые средства" отражается величина не использованных на отчетную дату целевых средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности НПФ, в частности:
- целевых взносов вкладчиков;
- части дохода от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений;
- части сумм пенсионных взносов, если право на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами НПФ и соответствующим договором;
- дохода от использования (в том числе размещения) имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности;
- благотворительных взносов и других поступлений.
В разделе "Пенсионные резервы" отражается величина остатков пенсионных резервов, сформированных в соответствии с пенсионными правилами НПФ. Расшифровка состава и движения пенсионных резервов, состава и движения имущества, входящего в пенсионные резервы, раскрывается в Отчете о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления НПФ (форма № 5-НПФ).
В разделе "Пенсионные накопления" отражается величина остатков пенсионных накоплений, сформированных в соответствии со страховыми правилами НПФ.
В Бухгалтерском балансе раскрывается информация об объектах бухгалтерского учета, учитываемых на забалансовых счетах (справочно).
Отчет о прибылях и убытках
В Отчете о прибылях и убытках раскрывается информация о доходах и расходах НПФ за отчетный период, формируемых с учетом требований следующих положений по бухучету:
- ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н);
- ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н);
- ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н) - при формировании показателей отложенных налоговых активов и обязательств, текущего налога на прибыль, постоянных налоговых обязательств (активов);
- ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н) - при формировании показателей корректировки финансовых вложений.
У Отчета о прибылях и убытках, который формирует НПФ, есть отличительная особенность. В соответствии с требованиями законодательства в нем раздельно раскрывается информация по размещению средств пенсионных резервов, инвестированию средств пенсионных накоплений, размещению и использованию имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и в целом по деятельности НПФ. Информация должна быть представлена о доходах, расходах, прибыли (убытке) до налогообложения, отложенных налоговых активах, отложенных налоговых обязательствах, текущем налоге на прибыль. Показатель прибыли (убытка) после налогообложения раскрывается по деятельности НПФ в целом.
Отчет о движении средств целевого финансирования, пенсионных резервов и пенсионных накоплений
При формировании показателей формы № 3-НПФ раскрывается информация об остатках и движении средств целевого финансирования, пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ за предшествующий отчетному и отчетный годы.
Обратите внимание: последствия изменения учетной политики НПФ, вызванные изменением законодательства РФ или нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующими нормативными актами.
Например, такой порядок был определен в приказе Минфина России от 27.11.2006 № 154н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006)".
Если учетная политика изменилась, например, по решению НПФ, значение показателя "Добавочный капитал" на начало предыдущего года и начало отчетного года формируется с учетом корректировки на величину оценки последствий изменения.
Отчет о движении денежных средств и Отчет о движении имущества
При формировании показателей Отчета о движении денежных средств (форма № 4-НПФ) НПФ раскрывает информацию об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода, об их поступлении и расходовании по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Помимо этого информация раскрывается в разрезе деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и иной уставной деятельности НПФ. При этом движение между счетами по учету денежных средств в форму № 4-НПФ не включается.
Данные о движении денежных средств на отдельных банковских счетах, открываемых доверительным управляющим в соответствии с российским законодательством в форму № 4-НПФ также не включаются. Величина денежных средств, поступивших от доверительного управляющего и направленных доверительному управляющему, раскрывается в составе потоков денежных средств по текущей деятельности НПФ.
Учетной политикой НПФ может быть предусмотрено, что полученные проценты и дивиденды отражаются в составе потока денежных средств по текущей или инвестиционной деятельности, а выплата процентов - в составе потока денежных средств по текущей или финансовой деятельности.
Величина перечисленного налога на прибыль по операциям, денежные поступления и выплаты по которым отнесены к движению денежных средств по инвестиционной деятельности НПФ, также может быть раскрыта в составе выплат по инвестиционной деятельности.
В Отчете о движении имущества, составляющего пенсионные резервы и пенсионные накопления (форма № 5-НПФ), раскрывается структура, источники формирования и направления использования пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ.
Отчет о целевом использовании средств
В Отчете о целевом использовании средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности (форма № 6-НПФ), НПФ показывает остаток на начало отчетного года, поступление, расходование и остаток на конец отчетного периода средств целевого финансирования.
При этом показатель "целевые отчисления от суммы пенсионных взносов (до 3 %)" может иметь место в случае, если право на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами и соответствующими договорами НПФ.
Показатель "Прочие поступления" может включать суммы благотворительных взносов и иных поступлений, предназначенных для обеспечения уставной деятельности НПФ. Показатель "Прочие расходы" включает суммы расходов НПФ по оплате аудиторских услуг, услуг по актуарной оценке, публикации бухгалтерской отчетности и др. Если указанные расходы существенны, они раскрываются в форме № 6-НПФ отдельными показателями.
Пояснительная записка
В Приказе № 3н приведена подробнейшая структура пояснительной записки НПФ, раскрывающая как общие требования к ее формированию, так и сугубо специфические для НПФ. В пояснительной записке НПФ должны быть приведены:
- краткая характеристика и основные показатели деятельности;
- факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности;
- порядок распределения доходов на пополнение пенсионных резервов, пенсионных накоплений и обеспечение уставной деятельности;
- основные положения учетной политики;
- другая информация, необходимая для получения заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности более полного и объективного представления о финансовом положении, финансовых результатах деятельности за отчетный период и изменениях в финансовом положении фонда.
В пояснительной записке раскрывается информация о трех видах деятельности НПФ.
Во-первых, о деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. Должны найти отражение:
- величина аккумулированных пенсионных взносов и сформированных пенсионных резервов;
- состав имущества, в которое размещены пенсионные резервы фондом самостоятельно и через доверительных управляющих;
- величина доходов и расходов от размещения пенсионных резервов;
- величина доходов, направленных на пополнение пенсионных резервов;
- величина пенсионных обязательств, назначенных и выплаченных негосударственных пенсий участникам фонда.
Во-вторых, о деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Должны быть указаны:
- величина средств пенсионных накоплений, в том числе учтенных на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии, находящихся в доверительном управлении имуществом, включая доходы от доверительного управления имуществом, находящихся на отдельных банковских счетах фонда;
- состав и структура инвестиционного портфеля;
- величина пенсионных накоплений, направленных на выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам, их правопреемникам, в Пенсионный фонд РФ, в другой НПФ и т. д.
И в-третьих, в пояснительной записке должна быть представлена информация о деятельности, связанной с формированием и использованием имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и размещением составляющих имущество НПФ денежных средств.
При формировании информации, характеризующей виды деятельности НПФ, должна быть приведена не нашедшая полного отражения в формах бухгалтерской отчетности информация о данных, требования о раскрытии которых содержатся в ПБУ 4/99, а также в других положениях по бухгалтерскому учету. Такая информация должна быть раскрыта в разрезе деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и иной уставной деятельности НПФ, осуществляемой им самостоятельно и через управляющие компании.
В пояснительной записке также должны быть раскрыты раздельно по видам деятельности (по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и иной уставной деятельности) данные показателей других форм отчетности. А именно тех, по которым отражаются прочие активы, прочие кредиторы, дебиторы, иные обязательства, прочие доходы и расходы в случае их существенности, а также отдельные виды прибылей и убытков. К этим отдельным видам, в частности, относятся: штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании; прибыль (убыток) прошлых лет; возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности и т. п.
В рассматриваемом документе раскрывается порядок и результаты распределения доходов НПФ на пополнение пенсионных резервов, пенсионных накоплений и обеспечение уставной деятельности.
Кроме того, в нем НПФ обязан раскрыть принятые при формировании учетной политики отчетного года способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, согласно требованиям ПБУ 1/98.
При изменении учетной политики по сравнению с предыдущим отчетным годом НПФ раскрывает как минимум: причины ее изменения, оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год), указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы. В пояснительной записке НПФ объявляет изменения в учетной политике на следующий отчетный год с обоснованием причин изменений.
И наконец, в пояснительной записке приводится оценка финансового состояния на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Рекомендуется также раскрывать информацию о результатах актуарного оценивания деятельности НПФ, в частности, принятых обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.