Содержание
Правовая база
Направлять налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи позволяет статья 80 НК РФ. В отношении бухгалтерской отчетности такая возможность установлена статьями 13 и 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Основой для построения всей системы электронной документации является Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Согласно ему, цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью. Это означает, что документ с ЭЦП имеет такую же юридическую силу, как и аналогичный бумажный.
После принятия данного закона налоговые органы утвердили Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (приказ МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169).
В нем указывается, что формы налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу и подлежат хранению в архиве юридически значимых документов. Эти формы также могут использоваться в качестве доказательств в суде и при рассмотрении споров в досудебном порядке. Представление налоговой отчетности в электронном виде должно осуществляться через специализированного оператора связи. При этом налогоплательщик уже не обязан представлять отчетность в налоговый орган на бумажном носителе.
Позже были приняты Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде (приказ МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705).
Также налоговое ведомство разработало немало нормативных документов, касающихся форматов представления налоговой и бухгалтерской отчетности. В формате описываются состав и структура показателей отчетности и требования к ним. Состав показателей определяется на основании "бумажной" формы конкретной налоговой декларации (расчета) или формы бухгалтерской отчетности. На сегодняшний день приняты форматы практически по всем видам налогов.
Если нормативными актами вносятся изменения в формы отчетности, то меняется и описание формата. Отметим, что бумажная и электронная версии форм налоговой отчетности должны появляться одновременно (приказ МНС России от 31.12.2002 № БГ-3-06/756). Такая норма закрепляет равенство каждой их этих форм, а представляющим декларации в электронном виде гарантирует своевременное обновление при изменениях форм отчетности.
Что нужно для передачи отчетности по каналам связи
Для перехода на любую безбумажную технологию, у бухгалтера, прежде всего, должен быть компьютер и доступ к Интернету. А чтобы передавать по каналам связи налоговую и бухгалтерскую отчетность дополнительно необходимо установить также специальную программу.
Она приобретается у специализированного оператора связи. Без помощи такого оператора сдать отчетность нельзя. Оператором связи может быть любая коммерческая организация, удовлетворяющая требованиям. У нее должны быть соответствующие лицензии Минсвязи России и ФАПСИ, а также сертификаты программных продуктов и телекоммуникационной инфраструктуры. Свои функции специализированные операторы выполняют на основе соглашений с налоговыми органами. Выбор оператора осуществляет региональное управление по налогам и сборам.
Координаты таких операторов узнать просто. Как правило, информация о них всегда вывешена на стендах налоговых инспекций и на их сайтах. Например, в Москве с 2002 года функцию оператора связи осуществляет компания "Такском".
Оператор подключит вашу организацию к системе электронной отчетности по каналам связи (ЭОКС). Кроме специальной программы он также обеспечивает средствами криптографической защиты информации (средства СКЗИ) и ключами ЭЦП. Использование СКЗИ и ЭЦП необходимо для того, чтобы сохранить конфиденциальность при передаче, идентифицировать организацию и защитить файлы отчетности от несанкционированных исправлений. Средства шифрования при передаче отчетности по используемым алгоритмам аналогичны тем, которые применяются в силовых ведомствах, спецслужбах, банковских системах и т.п.
Программный комплекс приобретенный у оператора, позволяет заполнить формы отчетности, проконтролировать правильность заполнения, подписать все файлы ЭЦП, зашифровать их и обеспечить доставку в свою налоговую инспекцию через Интернет.
С помощью данной программы также возможно получать по электронной почте сведения об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом. Для этого в свою инспекцию по электронной почте направляется запрос на получение информационной выписки. Дополнительно по электронной почте пользователю направляется информация с доски объявлений инспекции (письма, коды КБК, изменения бюджетных счетов и т.п.)
Процедура передачи отчетности
Всю технологию передачи отчетности можно разбить на несколько этапов. Начинается она с формирования той отчетной формы, которую вам необходимо пересылать. Отправляемый документ должен соответствовать утвержденному формату. В программном комплексе, который приобретается у оператора связи, эти форматы уже сформированы, а при изменении форм налоговой отчетности автоматически обновляются. Поэтому на первоначальном этапе задача бухгалтера - заполнить поля декларации. При этом программа сама производит подсчеты и автоматически контролирует правильность заполнения форм. Затем документ подписывается ЭЦП, зашифровывается и отправляется в инспекцию.
После отправки отчетности от оператора связи приходит документ, заверенный ЭЦП. В нем указывается дата и время отправки каждого конкретного файла отчетности. Такой документ специализированного оператора можно сравнить с почтовым штемпелем на конверте при отправке отчетности через почту.
Как только организация получила от оператора подтверждение, декларация считается представленной. На это указывает пункт 4 раздела 2 Порядка представления декларации в электронном виде.
Инспекция принимает документ, расшифровывает его и проверяет подлинность ЭЦП налогоплательщика. В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) из инспекции должно прийти подтверждение о доставке. Она направляет организации квитанцию о приеме отчетности и протокол входного контроля. Эти документы можно сравнить со штампом "получено" или подписью налогового инспектора на втором экземпляре декларации.
Квитанция о приеме представляет собой тот же файл отчетности, который передавался. При этом он подписан уже двумя ЭЦП: отправителя и налоговой инспекции. Такой документ должен хранится в архиве сторон. А в протоколе указывается, что декларация прошла входной контроль. Если же поступила информация, что такой контроль не пройден, то это свидетельствует о каких-то ошибках при формировании отчетности. Их нужно исправить и направить файл повторно.
Формы отчетности, представленные по каналам связи, считаются оригиналами, имеют юридическую значимость, подлежат хранению и могут использоваться в качестве доказательств в суде. Сдавать в этом случае бумажные экземпляры отчетности не нужно.
Если возникают конфликтные ситуации…
Судебной практики по вопросу представления отчетности по каналам связи мы не нашли. Вероятно, возникающие до настоящего времени споры разрешались сторонами самостоятельно.
Инициировать разбирательство по таким ситуациям может и отправитель отчетности, и налоговая инспекция. Если оспаривается авторство, содержимое документа, или стороны по-разному трактуют дату и время поступления, проводится экспертиза ЭЦП таких документов. Ее проводит специализированный оператор связи.
В течение семи рабочих дней создается комиссия, в состав которой входят уполномоченные представители сторон, участвующих в споре, и представитель оператора.
Комиссия осуществляет свою работу на территории оператора связи. При этом используется один из рабочих персональных компьютеров со всем необходимым прикладным программным обеспечением. Компьютер подготавливает оператор связи в присутствии представителей обеих сторон.
По результатам проверки комиссия подписывает заключение. В нем она сообщает о признании или непризнании требований, содержащихся в запросе инициирующей разбирательство стороны. При отказе (полном или частичном) в удовлетворении требований в заключении комиссия указывает обоснованные мотивы отказа. К заключению прилагается перечень документов, сформированных в ходе проведения проверки.
Подведем итоги
Итак, что же нам дает "электронная отчетность"? Отметим основные, на наш взгляд, "за" и "против".
Аргументы "против":
- нужно оплачивать услуги оператора связи;
- могут произойти "сбои в программе", от которых не застрахован ни один бухгалтер. Хотя, в подобных случаях проблемы должны решать службы технической поддержки оператора;
- по Интернету пока не сдашь отчетность в другие структуры. А это значит, что "походов" в пенсионные фонды, статистику и т.п. избежать не получится.
Аргументы "за":
- экономия времени бухгалтера. Сдача отчетности осуществляется с его рабочего места в течение нескольких минут без последующего дублирования документов на бумажном носителе. При этом отправить отчетность можно круглосуточно и без выходных. Таким образом, в последний день сдачи отчетности отправить файлы можно до 24 часов;
- плату за подключение и абонентскую плату можно списать на затраты, а НДС принять к вычету;
- гарантированное подтверждение доставки отчетности, которое имеет юридическую силу в спорных ситуациях;
- оперативное получение форм отчетности в случае их изменения или введения новых.
В любом случае, выбор - за вами. Его каждый бухгалтер сделает сам.