Пенсия по старости существует в нашей стране около 90 лет. За это время система пенсионного обеспечения неоднократно реформировалась и изменялась. Рассказываем, какой была пенсия по старости и что ждет пенсионеров в будущем.
Пенсия по старости
Впервые в России пенсия по старости была учреждена в 1929 году в соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости» от 15.05.1929.
Данным актом были определены основные характеристики и принципы пенсионного обеспечения, которые с некоторыми изменениями существуют до настоящего времени. Так, пенсия назначалась независимо от состояния трудоспособности, но с учетом обязательного минимального трудового стажа.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Впервые в России пенсия по старости была учреждена в 1929 году в размере не менее 50% прежнего заработка пенсионера от работы по найму.
2. Право на получение пенсии было гарантировано: мужчинам, достигшим 60 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет; женщинам, достигшим 55 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.
3. Первыми получателями пенсии по старости были рабочие горной, металлической промышленности, электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта.
4. В 1936–1937 годах пенсия была распространена уже на все отрасли промышленности.
5. В 1937 году право на получение пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях получили государственные служащие
6. В 1956 году был принят единый закон СССР, который установил всеобщее право граждан на получение пенсии по старости.
7. В 1965 году вступил в силу Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и колхозники наконец тоже получили право на пенсии.
8. В начале 90-х годов прошлого века произошел развал всей действующей советской пенсионной системы. Фактически государственный бюджет отказался от выплаты пенсий, которые с 1990 года уже не признавались государственным обязательством. В конце 1990 года был создан ПФР, на который ложилась вся забота о пенсионерах.
9. Впоследствии было проведено еще несколько пенсионных реформ, которые также особым успехом не увенчались.
10. На 2018 год намечено проведение очередной пенсионной реформы, главный и единственный смысл которой заключается в увеличении возраста выхода на пенсию.
11. Правительственный законопроект предлагал увеличить пенсионный возраст для женщин на 8 лет – до 63 лет, а для мужчин на 5 лет – до 65 лет. Но затем президент предложил смягчить условия пенсионной реформы и рекомендовал уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.
Пенсия выплачивалась в размере не менее половины прежнего заработка пенсионера от работы по найму. Это был обязательный минимум. Союзному совету социального страхования разрешалось устанавливать предельные суммы, выше и ниже которых пенсия назначаться не могла. Право на получение пенсии было гарантировано:
- мужчинам, достигшим 60 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет;
- женщинам, достигшим 55 лет и проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.
При этом существовали и льготные категории граждан, которые могли уйти на пенсию до достижения общего пенсионного возраста. К ним были отнесены, например, лица, занятые на подземных работах в горной промышленности. Они могли выйти на пенсию в 50 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет, из которых не менее 10 лет - на подземных работах.
Конкретный перечень льготников утверждался Союзным советом социального страхования. Данный орган мог снижать установленный пенсионный стаж и возраст с учетом вредности производства.
Первыми получателями пенсии по старости были рабочие горной, металлической промышленности, электропромышленности, а также железнодорожного и водного транспорта. Уже через год, в 1930 году, к ним присоединились работники химической, текстильной, полиграфической, стекольно-фарфоровой, табачно-махорочной промышленности («Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13.02.1930).
Союзный совет социального страхования получил неограниченное право по распространению пенсионного обеспечения на рабочих других отраслей промышленности. Поэтому число получателей пенсии постоянно росло.В Конституции СССР 1936 года впервые было закреплено право всех граждан на материальное и денежное обеспечение в старости (ст. 120 Конституции). Это право обеспечивалось системой социального страхования рабочих и служащих.
В 1937 году право на получение пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях получили государственные служащие (Постановление ВЦСПС от 31.07.1937). В том же году в соответствии с Постановлением СНК СССР от 31.07.1937 пенсионные правила распространили также и на лиц, ранее лишавшихся избирательных прав (участники белых армий, преступных банд, священнослужители).
Что касается колхозников, то первоначально специального акта, регламентирующего выплату им пенсий по старости, не существовало. Право колхозников на получение пенсии было закреплено в Примерном уставе сельскохозяйственной артели, утв. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17.02.1935. Так, общее собрание артели обязывалось создавать специальные фонды для оказания материальной поддержки старикам, нуждающимся семьям, а также лицам, утратившим трудоспособность. Размер такого фонда мог составлять не более 2% от всей валовой продукции артели. Иными словами, пенсионное обеспечение колхозников осуществляло не государство, а сам колхоз.
Всеобщее право на пенсию по старости
Вплоть до 1956 года пенсионная система СССР была чрезвычайно запутанной и регламентировалась десятками различных НПА. В 1956 году был принят единый закон СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956, который установил всеобщее право граждан на получение пенсии по старости.
В соответствии с данным законом с 1956 года правом на получение пенсии обладали:
- мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет,
- женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Лицам, которые достигли пенсионного возраста, но не имели достаточного стажа работы, пенсия по старости назначалась в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, но не менее 25% полной пенсии.
Пенсии исчислялись из среднемесячного фактического заработка. В этот заработок включались все виды зарплаты, кроме зарплаты за сверхурочную работу, за совместительство и всякого рода выплаты единовременного характера. Среднемесячный заработок для расчета пенсий брался за последний год работы либо за любые 5 лет подряд из последних 10 лет работы.
В случаях, если зарплата работника составляла от 80 до 100 рублей в месяц, пенсия начислялась в размере 55 % от зарплаты (минимальная пенсия здесь – 52 рубля).
Если работник получал свыше 100 рублей в месяц, его пенсия составляла не более 50% от месячного заработка, но не менее 55 рублей в месяц.
При этом после выхода на пенсию разрешалось проработать еще какое-то время на более высокооплачиваемой должности в целях увеличения размера пенсии. Проработать нужно было не менее 2 лет и пенсионеру делался перерасчет пенсии в сторону ее увеличения.
Существовали и разнообразные надбавки к пенсии. Например, за непрерывный стаж работы свыше 15 лет или за общий стаж работы мужчинам, проработавшим не менее 35 лет, и женщинам, проработавшим не менее 30 лет, полагалось еще 10% от размера пенсии.
Пенсии со всеми надбавками назначались в пределах 100% заработка, из которого исчислена пенсия, и не свыше максимальных размеров пенсий. Данное ограничение не распространялось на инвалидов 1 группы, а также семьи, потерявшие кормильцев, с тремя или более нетрудоспособными. Также данное ограничение не применялось в отношении льготников, которые были заняты на опасных и вредных производствах.
Минимальный размер пенсии по старости составлял 50 рублей в месяц, а максимальный размер - 120 рублей в месяц.
Лицам, проработавшим на работах, дающих право на льготы, от 15 до 20 лет, пенсия выплачивалась в размере 140 рублей. Если стаж на таких работах превысил 20 лет, максимальная пенсия составляла уже 160 рублей в месяц.
Пенсия, исчисленная в размере не свыше 60 рублей в месяц, через 10 лет после ее назначения повышалась на 1% заработка, из которого она исчислена, за каждый полный год, прошедший после ее назначения. Последующее повышение пенсии, установленной в размере не свыше 60 рублей, производилось через каждые 2 года на 2% того же заработка.
Выплата пенсий обеспечивалась государством за счет бюджетных средств. Для этого ежегодно формировался бюджет государственного социального страхования. Его составляли бюджетные средства государства, а также страховые взносы предприятий, учреждений и организаций. Взносы уплачивались предприятиями без каких-либо вычетов из зарплаты работников.
Законодательное закрепление права на получение пенсий колхозниками произошло спустя почти 10 лет с момента принятия закона о государственных пенсиях. В 1965 году вступил в силу Закон СССР «О пенсиях и пособиях членам колхозов» от 15.07.1964.
Все колхозники теперь получили право на получение пенсий при достижении пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 – для женщин) и наличии необходимого трудового стажа (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 – для женщин).
Первоначально пенсии колхозникам назначались в размере 12 рублей в месяц. Но эта величина могла быть пересмотрена в сторону увеличения руководством колхоза. Пенсия каждый год увеличивалась. Помимо денег, правление колхоза могло предоставлять своим пенсионерам иную материальную помощь. Например, в форме выдачи урожая и продуктов питания. К 1987 году минимальная величина колхозных пенсий составляла 40 рублей в месяц, а пенсий, выплачиваемых не менее 10 лет, – 50 рублей.
Пенсии по старости в РФ
В начале 90-х годов прошлого века произошел развал всей действующей советской пенсионной системы. Из СССР в части пенсий было взято немного. А именно: возраст выхода на пенсию и общий трудовой стаж, полагающийся для ее получения.В новой России прекратил свое существование бюджет государственного социального страхования, а вслед за ним была упразднена система персональных и отраслевых социальных льгот и дифференцированных пенсионных надбавок.
Фактически государственный бюджет отказался от выплаты пенсий. В конце 1990 года был принят Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который создавал некую кредитно-финансовую организацию, на которую теперь и ложилась вся забота о пенсионерах, – ПФР.
ПФР получил автономию и независимый от государственной казны бюджет. При этом фонд мог распоряжаться всеми свободными денежными средствами, что в условиях капитализма создавало простор для инвестирования и финансовых спекуляций. По итогам выяснилось, что ни инвестировать, ни спекулировать ПФР, несмотря на свою независимость от государства, не может. Причина этому – банальное отсутствие денежных средств.
Госбюджет денег уже не давал, и единственным источником пополнения ПФР стали страховые взносы, перечисляемые предприятиями. Учитывая, что в 90-х годах предприятия по всей стране закрывались и банкротились тысячами, ПФР уже с самого начала своего функционирования столкнулся с катастрофическим дефицитом денег. Нехватка денег была настолько острой, что фонд месяцами не выплачивал и задерживал даже копеечные пенсии.
Поэтому самыми эффективными финансовыми операциями ПФР стали займы и кредиты в коммерческих банках, а российские пенсионеры на долгие годы возглавили список самых бедных и незащищенных категорий граждан.
Впоследствии было проведено еще несколько пенсионных реформ, которые также особым успехом не увенчались.
По данным Минтруда, в 2018 году средний размер пенсий составляет чуть больше 14 тысяч рублей. Решать проблему низких пенсий в ближайшие годы планируется путем повышения пенсионного возраста, который, по мнению законодателей, уже неактуален.
Пенсия по старости 2018
На текущий год законодателями намечено проведение очередной пенсионной реформы, главный и единственный смысл которой заключается в увеличении возраста выхода на пенсию. Направлена пенсионная реформа, по словам правительства, на уменьшение дефицита Пенсионного фонда РФ и на повышение размера пенсий.
В качестве правового обоснования грядущей реформы выступает Конвенция МОТ №102 от 28.06.1956 о минимальных нормах социального обеспечения. Согласно данному документу, в странах допускается установление пенсионного возраста на уровне 65 лет и выше.
В целях проведения реформы Правительство РФ подготовило и рекомендовало к принятию законопроект, который предлагал увеличить пенсионный возраст:
- для женщин на 8 лет – до 63 лет,
- для мужчин на 5 лет – до 65 лет.
Согласно законопроекту, повышение пенсионного возраста начнется уже с 2019 года и будет проводиться постепенно. Реформа затянется на 10 лет для мужчин и на 16 лет для женщин. Окончательное достижение возраста выхода на пенсию в 65 лет для мужчин планируется в 2028 году, а 63 лет для женщин – в 2034 году.
В соответствии с документом первыми, кого затронет повышение пенсионного возраста, являются мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения. Эти граждане с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году. То есть в возрасте соответственно 61 год и 56 лет. Женщины, родившиеся в 1971 году, получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет (без учета президентских поправок).
Изменения не коснутся лиц, которые уже вышли на пенсию.
В настоящее время данный законопроект уже принят в первом чтении и к нему готовятся поправки. В частности, поправки рекомендовал внести в документ Президент РФ, который предложил смягчить условия пенсионной реформы.
По словам президента, пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. В связи с этим он рекомендовал уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет. Таким образом, женщины будут выходить на пенсию в 60, а мужчины – в 65 лет.
Также президент предложил установить право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше положенного срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. Для женщин, у которых 5 и более детей, возраст выхода на пенсию составит 50 лет.
Кроме того, президент предложил установить льготу гражданам, которые выйдут на пенсию по действующему законодательству в ближайшие два года после старта реформы. Таким гражданам установят право оформить пенсию на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста.
«Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. То есть, повторю, на 6 месяцев раньше», – заявил президент.
Тема пенсионной реформы на этом не закрыта. Минтруд собирается реформировать систему досрочных пенсий, Госдума планирует направлять в ПФР деньги, конфискованные у коррупционеров, а государство будет привлекать к уголовной ответственности работодателей за увольнение предпенсионеров. Кстати, 26 сентября Госдума поддержала президентские поправки в пенсионную реформу и утвердила во втором (основном) чтении закон о повышении пенсионного возраста.
Следите за хроникой событий на БУХ.1С:
Спасибо, интересно)
А чего тут гадать? И так понятно, что следующий этап реформ это полная отмена пенсий. Мы же по сути вернулись в феодализм, а тогда бояре своим холопам пенсии платили только плетями)))
Прогрессивный бухгалтер, точно!
Прогрессивный бухгалтер, Ну до полной отмены не дойдет. Это у нас толпы голодающих бездомных появятся. Даже нашему государству такое не надо.
Нервный внедренец, перестреляют всех под видом борьбы с бедностью.
мне нравятся заголовки к всплывающим оповещениям :)))
Главбухыч, Ага, вся суть коротко и ясно)))
Да, господа, на гуманитарную помощь другим странам деньги есть, а на выплату пенсий своим гражданам нет..... здорово...спасибо "дорогое и любимое правительство, мы очень рады"....
А какого черта, позвольте спросить, работодатель десятилетиями отчисляет взносы за каждого работника ?? А потом государство объявляет, что денег для пенсий нет . Куда-же они делись?? Ведь платили за каждого, персонифицировано. Надо не возраст повышать, а сделать пенсионные накопления закрепленными для каждого работающего на отдельный счет, чтобы этими деньгами человек мог воспользоваться по достижении пенсионного возраста, и мог контролировать состояние пенсионного счета. В идеале, чтобы еще эти деньги могли наследоваться, и никакой чинуша не смел к ним прикасаться. Вот тогда это будет мало-мальски справедливо. А социальные и прочие льготные пенсии и сейчас платит фактически не ПФ а государственный бюджет.
Просто бухгалтер, Совершенно согласен. Наследуемые пенсионные накопления - самый лучший вариант. Люди сразу чувствовали бы свою ответственность за свою пенсию. А сейчас что - хоть работай, хоть не работай, все равно примерно одинаковое нищее существование всех ждет на пенсии.