В отдельных случаях организации могут получать целевые средства на покупку объектов основных средств или нематериальных активов. Как учитывать эти объекты, можно ли амортизировать их в бухгалтерском и налоговом учете? Рассказываем.
Бухгалтерский учет объектов, приобретенных за счет целевых средств
Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.
Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете?
Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.
Для обобщения информации о движении средств для осуществления мероприятий целевого назначения, предназначен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете отражаются суммы целевого финансирования (в момент непосредственно получения этих сумм либо в момент выполнения условий, предусмотренных п. 5 ПБУ 13/2000, – в зависимости от учетной политики фирмы). Причем этот счет используется для отражения не только бюджетных целевых средств, но и целевых средств, поступивших от других организаций и лиц.
Затем происходит списание этих сумм со счета 86 в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Делается это в момент принятия объекта основных средств или нематериального актива к учету. Таким образом, на момент принятия актива к учету в бухгалтерском учете делаются записи:
Дебет 01 (04) Кредит 08
Дебет 86 Кредит 98.
Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:
Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)
Дебет 98 Кредит 91.
Данный порядок следует из п. 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н. В этом пункте сказано, что «целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты». Обратите внимание, что данное положение регулирует вопросы учета непосредственно государственной помощи.
Таким образом, сумма со счета 98 будет переноситься на счет 91 постепенно – по мере начисления амортизации на протяжении всего срока полезного использования.
На практике иногда бывает, что к моменту поступления целевых средств внеоборотный актив уже принят к учету и начал амортизироваться. В этом случае применяется порядок, установленный п. 10 ПБУ 13/2000. В соответствии с данным порядком бюджетные средства, предоставленные на финансирование понесенных в предыдущие отчетные периоды капитальных затрат, отражаются:
- в размере начисленной амортизации - как увеличение финансового результата организации;
- в оставшейся части - как доходы будущих периодов.
Таким образом, сумма, учтенная на счете 86, в этом случае будет списываться двумя проводками:
Дебет 86 Кредит 91-1
- на сумму начисленной амортизации;
Дебет 86 Кредит 98
- на оставшуюся сумму (она соответствует остаточной стоимости актива).
Налоговый учет объектов, приобретенных за счет целевых средств
Вопрос с начислением амортизации в налоговом учете не так-то прост. Здесь действует правило: если полученные целевые средства в соответствии с положениями НК РФ не отнесены к облагаемым доходам, то и объекты, купленные за счет этих средств, не могут относиться на «уменьшаемые» расходы (через амортизацию). Соответственно, если целевые средства, напротив, относятся к облагаемым доходам, то и активы, относящиеся по критериям к амортизируемому имуществу и купленные за счет целевых средств, подлежат амортизации в налоговом учете.
Поэтому для начала нужно определить, как отражать целевые средства в налоговом учете. И вот здесь нет четкого правила, что любые целевые поступления относятся/не относятся в состав доходов. Каждый случай необходимо разбирать отдельно.
Так, перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. В этом перечне фигурирует имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:
- в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
- бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Да, мы видим, что согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы. Но в этом же подпункте приводится четко ограниченный перечень ситуаций, при которых полученные целевые средства считаются средствами целевого финансирования в целях налога на прибыль (а точнее в целях не обложения данным налогом). А значит, те суммы, которые к перечисленным ситуациям отнести нельзя, придется включать в налогооблагаемый доход.
Мы не будем приводить полный список того, что является «целевым финансированием» в рамках налога на прибыль, так как этот список довольно внушителен и в большинстве своем касается «специфичных» организаций (бюджетных учреждений, банков, ТСЖ и др.). Отметим лишь некоторые из них, которые могут быть применимы к коммерческим организациям.
Так, например, к «целевому финансированию» в целях налога на прибыль относятся гранты, в отношении которых выполняется ряд условий. Одним из условий является предоставление грантов на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных российским законодательством.
Также не облагаются налогом целевые средства в виде субсидий, но не всех, а только тех, что выделены на возмещение расходов, изначально не уменьшающих налоговую базу в силу положений ст. 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ, т. е. за исключением расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств).
Таким образом, если субсидия получена на приобретение амортизируемого имущества, то ее придется включить во внереализационный доход. При этом в отношении таких целевых средств, как субсидии, действует особый порядок отнесения их на доходы. Относить на доходы субсидии нужно не сразу в момент получения, а «по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств». Такой порядок следует из абз. 3 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.
Что же значит отражать доход «по мере признания расходов»? А то, что доход следует показывать в тот момент, когда начисляется амортизация по объекту, приобретенному за счет субсидий. То есть в данном случае порядок такой же, как в бухгалтерском учете.
При этом если амортизируемое имущество к моменту получения субсидий начало амортизироваться, то часть субсидии в части, соответствующей отнесенной на расходы начисленной амортизации, необходимо будет единовременно включить во внереализационный доход (опять же – как и в бухгалтерском учете). Оставшуюся часть субсидии компания будет включать в доходы в момент начисления амортизации. Такой порядок следует из абз. 5 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.
И вот здесь как раз возникает встречный вопрос: действительно ли можно амортизировать в налоговом учете имущество, приобретенное за счет целевых средств, и относить на «уменьшаемые» расходы начисленную амортизацию? Да, если целевые средства, как уже было сказано выше, включаются в облагаемый доход. Соответственно, если целевые средства не включаются в доход (на основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), то те ОС и НМА, которые были приобретены за счет этих средств, амортизировать нельзя.
Данный вывод следует из взаимосвязи положений подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 4.1. ст. 271, п. 1 и подп. 3, 7 п. 2 ст. 256 НК РФ и дополнительно подтвержден чиновниками (письма Минфина России от 12.08.2019 № 03-03-06/1/60538, от 11.03.2019 № 03-03-06/3/15264, от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24671).
Частичное финансирование за счет целевых средств
Теперь рассмотрим ситуацию, когда основное средство или НМА приобретается частично за счет целевых средств, а частично – за счет собственных. В части отражения актива и начисления амортизации в бухгалтерском учете особенностей нет, поэтому объект приходуется и амортизируется в общеустановленном порядке, т. е. в сумме затрат на его приобретение.
Но все же есть особенности, которые следует учитывать при отражении операций в бухучете. Они касаются не формирования и учета стоимости объекта и его амортизации, а формирования дохода. В бухгалтерском учете вся «целевая» сумма, как и в стандартной ситуации, будет относиться на кредит счета 98 в момент принятия основного средства или НМА к учету. Списываться на счет 91 эта сумма также будет постепенно – по мере начисления амортизации. Однако списываемая сумма не будет соответствовать сумме начисленной амортизации. Она будет меньше, и ее необходимо рассчитывать отдельно – пропорционально, т. е. исходя из доли «целевого участия».
При этом пропорцию нужно считать и в том случае, когда к моменту получения средств объект уже начал амортизироваться, и бухгалтер делит «целевую сумму» на две составляющие (одна часть идет на счет 91, другая – на счет 98).
Что касается налогового учета, то порядок отражения зависит от того, за счет каких именно целевых средств был частично приобретен объект. Если за счет «облагаемых» целевых средств, т. е. не подпадающих под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то здесь все достаточно просто: объект подлежит амортизации в налоговом учете. Иными словами, есть доход, значит есть и расход (в виде амортизационных отчислений). При этом амортизации подлежит вся стоимость ОС или НМА, то есть вне зависимости от того, что часть объекта оплачена за счет «облагаемых» целевых сумм. Данный вывод подтвержден ведомствами (письма Минфина РФ от 02.04.2010 № 03-03-06/1/222, УФНС России по г. Москве от 29.12.2011 № 16-15/126140@).
А вот если целевые средства, за счет которых частично оплачивается объект, являются «необлагаемыми», т. е. подпадают под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то ситуация неоднозначна. В этом случае не понятно, применяются ли положения подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ, согласно которому имущество, приобретенное за счет «необлагаемых» целевых сумм, не подлежит амортизации.
В нашем случае имущество приобретается не только за счет «необлагаемых» целевых сумм, но и за счет собственных средств. А на этот счет установленного порядка в НК РФ нет.
Есть только порядок, установленный для другой ситуации – когда имущество приобретается частично за счет бюджетных средств целевого финансирования. Он прописан в абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ и выглядит следующим образом: первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования. Фактически это значит, что амортизироваться будет только та часть стоимости имущества, которая оплачена за счет собственных средств.
Считаем, что такой подход можно применять и в том случае, когда часть имущества приобретается за счет «необлагаемых» целевых сумм, указанных в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Ведь в определенной части компания все же несет расходы (свои собственные) при приобретении ОС или НМА.
Однако тот факт, что абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ рассматривает ситуацию исключительно с «бюджетными средствами целевого финансирования», может привести к риску, что налоговики не согласятся с применением данного подхода в других случаях (например, когда объект приобретается частично на средства гранта, а частично за счет собственных средств). Поэтому компаниям, решившимся амортизировать объект в подобных ситуациях, следует быть готовыми к отстаиванию своей позиции в суде. В судебной практике подобных споров крайне мало. Но те решения, которые были нами обнаружены по ситуациям, похожим на рассматриваемую, были вынесены в пользу налогоплательщика.
Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2007 № 09АП-8600/2007-АК по делу № А40-22339/06-143-165 суд отметил следующее: «Отсутствие признака безвозмездности сделки исключает возможность применения положений п. п. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ, п.п. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении порядка начисления амортизации при эксплуатации приобретенного оборудования. Указанными нормами закона установлен запрет на начисление амортизационных отчислений по оборудованию, полученному безвозмездно. Установление факта оплаты (пусть даже частичной) является основанием для вывода о наличии у налогоплательщика права на начисление амортизации в общеустановленном порядке».
Таким образом, в случае судебного разбирательства у компании есть шансы на выигрыш.