Содержание
- Вопросы о расходах на ГСМ
- Новые нормы расхода на ГСМ
- Применение норм расхода ГСМ для целей налогообложения
- Порядок документального подтверждения расходов на ГСМ
Количество автотранспортных средств, используемых как в личных целях, так и в предпринимательской деятельности, неуклонно возрастает.
Расходы на содержание служебного транспорта, в том числе автомобильного, предусмотрены подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ для организаций, применяющих общий налоговый режим, и подпунктом 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ для лиц, использующих упрощенную систему налогообложения. Согласно подпункту 1 абзаца первого статьи 221 НК РФ, индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, в том числе затрат на содержание автотранспорта. Несомненно, что существенную часть таких расходов составляют расходы на топливо - бензин и дизельное топливо.
Как правило, в деятельности бухгалтеров организаций, использующих как собственный, так и арендованный автотранспорт, возникают вопросы, связанные с необходимостью применения норм расхода топлив, установленных Минтрансом России, а также с порядком документального подтверждения и обоснования расходов на приобретение горюче-смазочных материалов.
Вопросы о расходах на ГСМ
Количество автотранспортных средств, используемых как в личных целях, так и в предпринимательской деятельности, неуклонно возрастает.
Расходы на содержание служебного транспорта, в том числе автомобильного, предусмотрены подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ для организаций, применяющих общий налоговый режим, и подпунктом 12 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ для лиц, использующих упрощенную систему налогообложения. Согласно подпункту 1 абзаца первого статьи 221 НК РФ, индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, в том числе затрат на содержание автотранспорта. Несомненно, что существенную часть таких расходов составляют расходы на топливо - бензин и дизельное топливо.
Как правило, в деятельности бухгалтеров организаций, использующих как собственный, так и арендованный автотранспорт, возникают вопросы, связанные с необходимостью применения норм расхода топлив, установленных Минтрансом России, а также с порядком документального подтверждения и обоснования расходов на приобретение горюче-смазочных материалов.
Новые нормы расхода на ГСМ
С 1 января 2008 года утратили силу нормы расхода горюче-смазочных материалов, утвержденные Минтрансом России от 29.04.2003, Руководящий документ Р3112194-0366-03 "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее - Руководящий документ Р3112194-0366-03). На смену им Минтрансом России издано Распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте"" (далее - Распоряжение № АМ-23-р)*.
Примечание:
* Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р опубликовано "Документы и комментарии", № 8, апрель, 2008.
Данные методические рекомендации предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. В рассматриваемом документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.
Сравнение "старых" и "новых" норм позволяет говорить о том, что в большей части документы идентичны. Нормы расхода топлива, утвержденные ранее Руководящим документом Р3112194-0366-03, остались прежними. Вместе с тем перечень моделей, марок и модификаций автотранспортных средств, для которых разработаны и приведены нормы расхода топлив и смазочных материалов, значительно расширен. Кроме того, сохранен порядок повышения нормы расходов топлива при определенных условиях. Например, предусмотрено повышение норм расхода при работе в зимнее время, в горной местности, при обкатке транспортных средств, учебной езде, работе в карьерах и иных условиях.
Среди изменений, нашедших отражение в Распоряжении № АМ-23-р, можно выделить следующие:
- В Распоряжении № АМ-23-р отсутствует категоричное утверждение, содержавшееся ранее в Руководящем документе Р3112194-0366-03, о том что, "потребление топлив и смазочных материалов при эксплуатации автомобильной техники должно соответствовать установленным нормам".
- Уточнен порядок повышения нормы расхода топлива для автомобилей, находившихся ранее в эксплуатации. В частности, предусмотрено право увеличения нормы расхода топлив до 5 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет с общим пробегом более 100 тыс. км, и до 8 % для автомобилей, эксплуатировавшихся более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км. Ранее ограничения по пробегу отсутствовали.
- Изменен порядок расчета нормативного расхода топлива на стоянке с работающим двигателем с использованием установки "климат-контроль". Норма расхода за один час простоя с работающим двигателем составляет до 10 % от базовой нормы (ранее соответствовала 10 км пробега).
- Распоряжением № АМ-23-р предусмотрено, что для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом России не утверждены нормы, руководители организаций вправе применять нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. Ранее организации вправе были применять только нормы, разработанные Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта.
Применение норм расхода ГСМ для целей налогообложения
Вместе с тем, вопросы, стоящие перед руководством организации, звучат следующим образом: "А следует ли данные нормы применять?" и "Для каких целей можно или нужно применять нормы, установленные Минтрансом России?". Ведь ни для кого не секрет, что фактическое потребление топлива, как правило, выше, чем определенное нормами расхода, установленными Минтрансом России.
В Распоряжении № АМ-23-р, также как и в Руководящем документе Р3112194-0366-03, отмечено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д. Именно фраза "для расчетов по налогообложению предприятий" дает основание для дискуссии о применении разработанных Минтрансом России норм для целей налогообложения.
Споры о необходимости применения норм для целей налогообложения при списании ГСМ ведутся давно. В частности, в письме Минфина России от 04.09.2007 № 03-03-06/1/640 отражено, что "при определении обоснованности для целей налогового учета произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом России", а "в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива налогоплательщику следует руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобилей". Ранее аналогичная позиция высказывалась в письме Минфина России от 04.05.2005 № 03-03-01-04/1/223.
Как показывает практика, налоговые органы в большинстве случаев настаивают на необходимости применения норм расхода ГСМ, разработанных Минтрансом России. Анализ арбитражной практики показывает, что позиция, высказываемая Минфином России и налоговыми органами, не находит поддержки в судах.
В частности, в Постановлении ФАС Уральского округа от 20.02.2008 № Ф09-514/08-С2 по делу № А60-8917/07 отмечено, что "Ссылка налогового органа на Приказ (имеется в виду Руководящий документ Р3112194-0366-03 - прим. авт.) является ошибочной, поскольку утвержденные нормы установлены как базовые в целях организации планирования поставки и контроля расхода топлива и масел и не предназначены для регулирования налоговых отношений. Поскольку законодательством о налогах и сборах или в установленном им порядке не утверждены нормы затрат на содержание служебного автотранспорта, указанные затраты принимаются для целей налогообложения в суммах фактически произведенных и документально подтвержденных расходов".
Аналогичный вывод сделан и в Постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2007 по делу № КА-А41/ 9866-07: "суд исходил из того, что Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов по ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами".
Кроме того, какие-либо ограничения не предусмотрены и в случае исчисления налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями. В Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 по делу № А05-26242/04-10 отражено: "Глава 23 НК РФ не содержит положений, ограничивающих возможность принятия к учету для целей налогообложения расходов на горюче-смазочные материалы. Ни нормы горюче-смазочных материалов, ни порядок их установления для целей исчисления налога на доходы физических лиц не определены".
Указанное Постановление также примечательно тем, что в нем судьи "разъяснили", в каком случае нормы расхода топлива могли бы быть применены для целей налогообложения. В рассматриваемом документе сказано: "в тех случаях, когда законодатель предусматривает применение для целей налогообложения (исчисления конкретного налога) нормативов, установленных для иных целей, он использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к документам, которыми установлены соответствующие нормативы. В статье 221 НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на горюче-смазочные материалы для целей налогообложения со ссылкой на утвержденные Минтрансом РФ норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте". С учетом изложенного, категорично говорить о необходимости применения норм, установленных Минтрансом России, для целей налогообложения нельзя. По мнению автора, руководителям организации необходимо утвердить приказом нормы расхода топлива, применяемые в организации, которые могут быть как равны утвержденным Минтрансом России нормам, так и отличаться от них. Кроме того, необходимо обратить пристальное внимание на регион осуществления деятельности, установленное дополнительное оборудование, сезонность и другие факторы, которые позволяют увеличить нормы расхода топлива с учетом коэффициентов, предусмотренных Распоряжением № АМ-23-р.
Правильное применение данных коэффициентов в ряде случаев поможет приблизить фактическое потребление топлива к установленным Минтрансом России нормам, и, как следствие, избежать судебных споров, которые неизбежно возникнут при установлении самостоятельных норм.
Порядок документального подтверждения расходов на ГСМ
Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы у бухгалтеров при документальном подтверждении затрат, связанных с эксплуатацией автотранспортных средств и списанием горюче-смазочных материалов на расходы, учитываемые для целей налогообложения.
Как документально подтвердить понесенные расходы на ГСМ?
Несомненно, что учесть в составе затрат расходы на ГСМ при отсутствии путевых листов вряд ли удастся. Несмотря на лояльность судей, проявляемую в большинстве случаев по отношению к налогоплательщикам, выводы судов при отсутствии документов категоричны. Например, судебными инстанциями признаны необоснованными отнесения на затраты расходов по приобретению ГСМ при отсутствии путевых листов и иных подтверждающих документов (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.09.2007 по делу № Ф03-А73/07-2/3601).
В Постановлении ФАС Центрального округу от 05.03.2007 по делу № А14-15515/2005/631/34 отмечено, что "необходимым условием для отнесения затрат по ГСМ на себестоимость продукции является наличие правильно оформленных первичных документов, подтверждающих производственные цели эксплуатации автотранспортных средств".
В другом случае судом сделан вывод, что в связи с тем, что предприниматель "показание спидометра не снимала, путевые листы не составляла", оснований для включения в состав расходов по обслуживанию автомобиля не имеется (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.04.2006 по делу № Ф03-А73/06-2/628).
Вместе с тем, есть единичные случаи, когда судебные органы, принимая решение в пользу налогоплательщиков, отмечают, что "обязательность наличия путевых листов для подтверждения обоснованности расходов не предусмотрена положениями НК РФ" (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2007 по делу № А56-41790/2006), "из правового акта (Постановления № 78) не следует обязанность заявителя оформлять путевые листы или аналогичные им документы" (Постановление ФАС Московского округа 25.09.2007 по делу № КА-А41/ 9866-07).
Подробно вопрос документального подтверждения расходов на ГСМ при формировании налоговой базы по прибыли рассматривался ФАС Уральского округа (Постановление от 05.03.2008 № Ф09-1053/08-С3 по делу № А76-8742/07). В частности, в документе отражено: "Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации. В путевом листе указывается номер и дата выдачи, серия и номер автомобиля, его марка, цель поездки, показания спидометра, остаток горючего при выезде и возвращении. На основании этих данных путевого листа определяется фактический расход ГСМ по конкретному автомобилю.
Как установлено судами, представленные путевые листы подтверждают понесенные обществом расходы по приобретению ГСМ".
По мнению автора, путевой лист является именно тем первичным документом, который позволяет минимизировать затраты по документальному подтверждению и обоснованию понесенных расходов, так как он содержит и цель осуществленной поездки, и информацию об израсходованном количестве ГСМ.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте разработаны во исполнение Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 "О первичных документах" и утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (далее - Постановление № 78). В частности, указанным документом утверждены:
- форма № 3 "Путевой лист легкового автомобиля";
- форма № 3спец "Путевой лист специального автомобиля";
- форма № 4 "Путевой лист легкового такси";
- форма № 4-С "Путевой лист грузового автомобиля";
- форма № 4-П "Путевой лист грузового автомобиля";
- форма № 6 "Путевой лист автобуса";
- форма № 6 спец. "Путевой лист автобуса необщего пользования".
В Постановлении № 78 отмечено, что заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию автомобилей и участвующие в заполнении документа.
Разработанные формы распространяются на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств, и являются документами по учету работы автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителю.
Следует отметить, что в настоящее время в большинстве организаций применяется тарифная форма оплаты труда, и, следовательно, заработная плата водителя определена окладом и напрямую не зависит от количества осуществленных поездок. Таким образом, основная цель путевого листа для бухгалтера - определить количество израсходованного топлива.
Необходимо учитывать, что для предпринимателей формы путевых листов разработаны Минтрансом и утверждены приказом от 30.06.2000 № 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" (далее - Приказ № 68). Предпринимателям необходимо применять следующие формы:
- форма № ПГ-1 "Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя";
- форма № ПА-1 "Путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя";
- форма № ПЛ-1 "Путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя".
Пунктом 3 Приказа № 68 указано, что путевой лист предпринимателя - документ, подтверждающий выполнение им перевозки грузов или пассажиров, и может быть использован для осуществления мониторинга транспортных услуг, выполняемых предпринимателем.
Особо следует отметить, что порядок оформления путевой документации, установленный Приказом № 68, обязателен для всех индивидуальных предпринимателей (далее - предприниматель), эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды или других законных основаниях, при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе или за собственный счет для производственных целей.
По мнению автора, в отличие от организаций предприниматели обязаны применять разработанные Минтрансом России формы путевых листов вне зависимости от осуществляемого вида деятельности.
Дополнительно следует учесть, что использование путевых листов для каких-либо иных целей действующим законодательством не предусмотрено. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 26.02.2008 № КА-А40/596-08 по делу № А40-35716/07-75-212 отмечено, что "отсутствие путевых листов не является основанием для доначисления соответствующих сумм НДС заявителю, так как названные документы не предусмотрены ст. ст. 169, 172 НК РФ в качестве обязательных документов, подтверждающих налоговые вычеты".
Какую форму путевого листа следует применять организациям?
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 78 требование о ведении путевых листов является обязательным для организаций, отвечающих двум признакам: осуществляющим работу в автомобильном транспорте и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Согласно позиции, высказанной Минфином России в письмах от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129, от 20.09.2005 № 03-03-04/1/214, утвержденные Постановлением № 78 формы путевых листов носят обязательный характер только для автотранспортных организаций. Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, в которой должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Вместе с тем, в рассматриваемых письмах уточнено, что "первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода".
Например, при проведении проверки установлено, что затраты общества на приобретение ГСМ подтверждены кассовыми чеками, авансовыми отчетами о расходовании полученных денежных средств, договорами поставки, актами приема-передачи ГСМ, платежными поручениями и иными документами. Обществом применялась специально разработанная и утвержденная приказом директора форма путевого листа, в котором отражались необходимые учетные данные для определения затрат на ГСМ. С учетом данных обстоятельств судом сделан вывод о правомерности включения стоимости ГСМ в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли (Постановление ФАС Московского округа от 11.05.2007 по делу № КА-А40/2612-07).
О правомерности разработки собственной формы путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде горюче-смазочных материалов, также отмечено в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2007 по делу № А28-7048/2006-250/21.
Однако имеют место прецеденты, когда налоговые органы в ходе проводимых проверок рассматривают ведение путевых листов по формам, которые не являются унифицированными, как отсутствие первичного документа. Данные выводы не находят подтверждения в суде (Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2007 по делу № КА-А41/9866-07).
Таким образом, организации, не являющиеся автотранспортными, вправе либо применять формы, утвержденные Приказом № 78, либо самостоятельно разработать и утвердить приложением к учетной политике организации формы путевых листов.
Какие сведения подлежат отражению в путевом листе?
Перечень сведений, отражаемых в формах путевых листов, приведенных в Постановлении № 78, довольно широк. В указанных формах отражаются не только задания водителю и информация о его выполнении, данные о техническом состоянии транспортного средства, но и маршрут следования, время фактической работы автомобиля, время простоя, данные о движении горючего, показания спидометра и ряд других сведений.
С точки зрения бухгалтера наибольшее внимание должно быть уделено данным о пройденном автомобилем расстоянии (показания спидометра), а, следовательно, о размере израсходованного горючего. Согласно позиции, отраженной в письме Минфина России от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129 "путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов".
В ряде случаев, при отсутствии некоторых сведений суды не признают расходы на ГСМ обоснованными. Например:
- отсутствие сведений о пути следования автотранспорта не позволяет судить о факте использования автомобиля сотрудниками в служебных целях (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2007 по делу № А28-7048/2006-250/21);
- представленные путевые листы, в которых не указан маршрут движения, показания спидометра не подтверждают использование автомобилей при осуществлении деятельности предпринимателя (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2008 по делу № А05-6956/2007);
- путевые листы, не содержащие данных о месте отправления и назначения, времени выезда, пройденном километраже, не могут служить доказательством, подтверждающим фактический расход горюче-смазочных материалов (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2008 по делу № А82-1453/2007-37).
Вместе с тем, в большинстве случаев при рассмотрении споров об обоснованности понесенных расходов на ГСМ для целей налогообложения при наличии путевых листов, содержащих некоторые "пороки" или недостатки оформления, суды поддерживают позицию налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2007 по делу № Ф04-9518/2006(30709-А70-25) сказано, что оформление путевых листов с нарушением порядка, установленного постановлением Госкомстата 28.11.1997 № 78, не может служить основанием для исключения расходов на приобретение ГСМ из состава затрат.
Кроме того, среди наиболее интересных можно выделить следующие дела:
- В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20.02.2008 № Ф08-188/08-185А по делу № А53-6449/2007-С5-37-22 отмечено, что недостатки оформления путевых листов, в частности отсутствие показание спидометра, не могут служить основанием для вывода о несоблюдении обществом требований налогового законодательства. Учитывая, что в путевых листах имелись указания на населенный пункт, куда направлялся транспорт, у налоговой инспекции на основании имеющейся информации имелась возможность определить сумму налога расчетным путем.
- В Постановлении ФАС Уральского округа от 29.02.2008 № Ф09-880/08-С3 по делу № А50-9312/07 сделан вывод, что выявленные в ходе проверки пороки заполнения некоторых из путевых листов не могут являться основанием для признания понесенных налогоплательщиком расходов на ГСМ необоснованными и документально не подтвержденными.
- В Постановлении ФАС Московского округа от 04.02.2008 № КА-А40/13427-07-2 по делу № А40-17664/07-117-117 суд, признавая решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, привел следующие доводы:
- организация вправе разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы на оплату ГСМ. В ходе проверки установлено, что общество оформляло путевые листы по форме № Авто-2 и форме № 3, разработанные организацией;
- в путевых листах содержатся предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" реквизиты, позволяющие определить объем израсходованных ГСМ;
- отсутствие в путевых листах реквизитов, предусмотренных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", не опровергает производственную направленность понесенных затрат;
- налоговый орган нарушил требования статьи 101 НК РФ, не указав в оспариваемом решении конкретные путевые листы, недостатки которых послужили основанием для вывода о совершении Обществом налоговых правонарушений;
- размер и связь расходов на ГСМ, в том числе приобретенных в выходные дни, с производственной деятельностью Общества подтверждаются контрольно-кассовыми чеками, авансовыми отчетами водителей, приказом о сменной работе водителей.
На какой период необходимо оформлять путевой лист?
Постановлением № 78 предусмотрено, что путевой лист действителен только на один день или смену, либо на один заказ. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены). Вместе с тем, как отмечалось ранее, применение Постановления № 78 обязательно только для автотранспортных организаций. В связи с чем, организациями, осуществляющими иные виды предпринимательской деятельности, могут оформляться путевые листы на более длительный период времени.
В частности Минфин России не возражает против составления путевого листа еженедельно, ежемесячно или ежеквартально, в случае если "путевой лист, составленный с такой периодичностью с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, может подтверждать расходы налогоплательщика" (письмо от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77).
Судами также поддерживается позиция о правомерности составления путевых листов на более продолжительный временной период, чем один день или одна смена. Например, при составлении путевых листов на месяц с учетом специфики деятельности организаций судьи встали на сторону налогоплательщиков при вынесении следующих решений:
- Постановление ФАС Московского округа от 25.09.2007 по делу № КА-А41/9866-07;
- Постановление ФАС Поволжского округа от 24.10.2006 по делу № А12-8443/06-С61.
Таким образом, руководителям организации следует не только определить форму применяемого путевого листа, но и период, на который он будет составляться.
Для предпринимателей период, на который составляется путевой лист, регламентирован более жестко. Пунктом 5 Приказа № 68 предусмотрено, что путевой лист действителен в течение одного дня. На более длительный срок он действителен в случае, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены) вне места постоянной стоянки автотранспортного средства.
В заключение необходимо напомнить, что правильный учет расходов на приобретение топлива, используемого для служебного транспорта, в немалой степени зависит от документов, оформляемых субъектом предпринимательской деятельности, и их содержания, а также порядка документооборота, установленного в организации.