Нормативное регулирование
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством Российской Федерации. Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила № 704). В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил № 704 компенсируются расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка работающим гражданам, с учетом начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Компенсация перечисляется на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства военному комиссариату, органу ФСБ России.
Для выплаты компенсации организации-получатели компенсации должны представить сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, выплаты сотрудникам, призванным на военные сборы, относятся на вид расходов 111 в увязке с подстатьей 211 КОСГУ. Соответственно, страховые взносы уплачиваются по виду расходов 119 в увязке с подстатьей 213 КОСГУ.
Компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются по статье 130 КОСГУ. Поскольку бюджетное учреждение вправе распоряжаться поступившими деньгами самостоятельно, такие средства учитывают по КФО 2.
По общему правилу под восстановлением кассовой выплаты понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов учреждения. Денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (той же операции). Поэтому в рассматриваемом случае отражать поступление компенсации как восстановление кассового расхода некорректно.
Для учета расчетов по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, предназначен счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат» (пп. 220, 221 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).
В соответствии с пунктом 109 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н) суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных бюджетным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».
Отражение расчетов в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
В таблице приведены бухгалтерские записи по отражению в бухгалтерском учете компенсации расходов, связанных с выплатой среднего заработка работающим гражданам, полученной бюджетным учреждением от военкомата, и документы, которыми они формируются в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 (далее - БГУ) (см. таблицу).
Операции 1-3 по начислению среднего заработка в программе оформляются в обычном порядке - в документе Отражение зарплаты в учете.
Операции по перечислению среднего заработка на банковскую карту работника или выдаче из кассы учреждения (Операция 4) оформляются документами Заявка на кассовый расход (Платежное поручение) или Расходный кассовый ордер. Операцию 5 по начислению задолженности военкомата можно оформить документом Операция (бухгалтерская).
По счету 209.30 «Расчеты по компенсации затрат» в программе ведется аналитический учет по субконто Контрагенты и Договоры и иные основания возникновения обязательств, поэтому в бухгалтерской записи по счету 209.30 требуется указать соответствующие элементы справочников Контрагенты и Договоры и иные основания возникновения обязательств, в последний можно внести элемент с Видом обязательства, например «Сведения о размере фактических расходов» - см. рис. 1. Регистрация зачисления на лицевой счет учреждения задолженности военкомата (Операция 6) оформляется в обычном порядке - документом Кассовое поступление.
Рис. 1
если работник казенного учреждения был на военных сборах , КФО 1?