Содержание
В соответствии с пунктом 30 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" НК РФ был дополнен новой главой 28 "Транспортный налог".
Транспортный налог включен в раздел IX НК РФ "Региональные налоги и сборы", что и нашло свое отражение в статье 356 кодекса, в соответствии с которой, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Реализуя законодательно предоставленные полномочия, законодательные органы власти субъектов Российской Федерации приняли соответствующие законы о транспортном налоге. В частности, в Санкт-Петербурге введение транспортного налога было ознаменовано принятием Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 № 487-53 "О транспортном налоге" (далее - Закон Санкт-Петербурга), в Ленинградской области - Закона Ленинградской области от 22.11.2002 № 51-ОЗ (далее - Закон Ленинградской области) и аналогичным образом в иных субъектах Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга и статьей 2 Закона Ленинградской области срок уплаты транспортного налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации установлен не позднее 1 сентября налогового периода.
Как показывает практика, налогоплательщики транспортного налога - физические лица уже получили налоговые уведомления на уплату данного налога за 2003 год в срок не позднее 1 сентября 2003 года. Попробуем проанализировать правомерность действий налоговых органов по подобному определению сроков уплаты транспортного налога.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога являются юридические и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, которые в соответствии со статьей 358 НК РФ признаются объектом налогообложения. Статья 360 НК РФ указывает на то, что налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год. Данный тезис является принципиальным при определении момента возникновения обязанности по уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Пунктом же 1 статьи 55 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащего уплате, исчисляется на основании налоговой базы, которая, в свою очередь, определяется по итогам налогового периода.
Таким образом, до истечения налогового периода не может быть определена сумма налога, вследствие чего на налогоплательщика не может быть возложена публичная обязанность по уплате налога.
Не выдерживает критики и довод о том, что уплата транспортного налога в течение года, за который он уплачивается, является авансовым платежом по данному налогу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, однако соответствующая обязанность по уплате именно авансовых платежей должна вытекать из положений действующего законодательства (например, статья 243 НК РФ в отношении порядка уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу, статья 287 НК РФ - авансовых платежей по налогу на прибыль).
В то же время Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.04.2001 № 82-О указал на то, что внесение платежей до истечения налогового периода не противоречит общим началам налогового законодательства. Необходимо отметить, что данный судебный акт касался применения положений актов законодательства о налогах и сборах применительно к единому налогу на вмененный доход, при исчислении авансового платежа по которому налоговая база может быть определена налогоплательщиком к моменту уплаты налога. С учетом же позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.06.1999 № 42 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога" и пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации") на налогоплательщика может быть возложена обязанность по уплате авансовых платежей, если последние исчисляются на основании реальных финансовых результатов экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
Применительно к транспортному налогу указанные требования высших судебных инстанций в преломлении позиции налоговых органов не выполняются, поскольку предложенный в пункте 3 статьи 362 НК РФ механизм исчисления суммы налога указывает на то, что сумма транспортного налога может быть исчислена только после 31 декабря соответствующего года, когда станет достоверно известно, в течение какого срока транспортное средство было зарегистрировано на соответствующее лицо. Все это приводит к тому, что определяемая налоговым органом в 2003 году сумма транспортного налога за 2003 год исчислена на основании не реальной, а предполагаемой налоговой базы.
Подобную ситуацию налогоплательщики уже переживали в период действия Федерального закона от 08.07.1999 № 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств". Первый налоговый период в соответствии со статьями 5 и 11 указанного закона устанавливался с 14.07.1999 года по 13.07.2000 года, срок уплаты налога (статья 8 указанного закона) - до 1 сентября календарного года. Отказывая налоговому органу во взыскании указанного налога за первый налоговый период по сроку 01.09.1999 года Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа указал следующее:
|
Но самое любопытное в данной ситуации, что на стороне налогоплательщиков выступает и МНС России, указав в Методических рекомендациях по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, следующее:
|
С учетом вышеизложенного (не забывая про единодушную позицию по данному вопросу МНС России и судебных инстанций) можно констатировать отсутствие правовых оснований для возложения на налогоплательщиков в течение 2003 года обязанности по уплате транспортного налога, который впервые подлежит уплате лишь в 2004 году в сроки, установленные соответствующими законодательными актами субъектов Российской Федерации.