Содержание
|
Суть проблемы
В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.04.2004 года (далее - Соглашение) установлены принципы взимания косвенных налогов при перемещении товаров между сторонами Соглашения. В соответствии с пунктом 2 Положения о взимании косвенных налогов, утвержденного Соглашением, при ввозе товаров на территорию одного из договаривающихся государств налоговая база по НДС определяется исходя из стоимости собственно товаров, а также иных расходов, связанных с их приобретением, в том числе расходов по доставке товаров.
Правоприменительная практика поставила вопрос относительно того, какая часть указанных расходов должна быть включена в налоговую базу для исчисления НДС: до границы или до конечного пункта доставки.
Судебные решения
Налогоплательщик при ввозе товаров из Беларуси, включил в налоговую базу по НДС сумму расходов по доставке приобретенных товаров только в части, приходящейся до границы РФ, руководствуясь пунктом 4 статьи 160 НК РФ. В соответствии с указанной нормой в налоговую базу по НДС включаются расходы по доставке только до границы РФ.
Налоговый орган настаивал на том, что Соглашение как акт международного права в соответствии со статьей 7 НК РФ имеет приоритет по отношению к НК РФ. Вследствие этого, положения статьи 160 НК РФ в рассматриваемой ситуации не могут применяться, поскольку устанавливают правила, отличные от тех, которые предусмотрены Соглашением.
ВАС РФ, отменяя судебные акты по данному спору, вынесенные нижестоящими арбитражными судами в пользу налогоплательщика, согласился с доводами налогового органа. ВАС РФ (как и налоговые органы) усмотрел нарушение иерархии нормативных правовых актов, примененных судами, поскольку норма международного права имеет приоритет над нормами национального законодательства (часть 4 статьи 15 Конституции РФ, статья 7 НК РФ). Таким образом, применение пункта 4 статьи 160 НК РФ в описанном споре было признано необоснованным.
При анализе же норм Соглашения ВАС РФ пришел к выводу, что международный акт не содержит каких-либо положений, предусматривающих возможность распределения расходов по доставке приобретаемых товаров до границы и после таковой.
Постановление Президиума ВАС РФ
от 17.03.2009 № 15238/08