Покупатели продукции организации-банкрота вправе принять к вычету НДС по выставленному счету-фактуре. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ
Суд признал подпункт 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ не соответствующим Конституции РФ, поскольку ее текущая редакция приводит к неоднозначному решению вопроса о праве покупателя на вычет сумм НДС, предъявленных организацией-банкротом при реализации продукции, произведенной в процессе текущей хозяйственной деятельности.
Судьи отметили, что покупатель фактически несет бремя НДС как при оплате приобретенной продукции (безотносительно к тому, поступают ли далее суммы этого налога в бюджет от продавца), так и при последующей реализации своей продукции (поскольку не может воспользоваться вычетом, предусмотренным в таких случаях по общему правилу). Это ведет к двойному налогообложению, а значит, к нарушению принципов равенства и экономической обоснованности налогообложения. При этом покупатель в ситуации банкротства продавца может быть лишен возможности истребовать у него соответствующую сумму как необоснованно выставленную в счете-фактуре и тем более истребовать ее из бюджета.
В связи с этим КС РФ предписал законодательным органам власти внести поправки в указанную норму НК РФ.
До внесения этих поправок суд предписывает считать, что покупатели продукции организации-банкрота, реализованной ею с выставлением счета-фактуры, в котором выделена сумма НДС, имеют право на вычет по этому налогу. Вычет применяется во всех случаях, кроме тех, когда будет точно установлено, что сумма НДС, учтенная в цене продукции, произведенной и реализованной организацией-банкротом в процессе ее текущей хозяйственной деятельности, при объеме и структуре ее долгов заведомо для ее конкурсного управляющего и для покупателя указанной продукции не могла быть уплачена в бюджет.
Налоговые органы при этом не вправе принимать решение о доначислении НДС на сумму, заявленную покупателем подобной продукции в качестве вычета, и об отказе в предоставлении такого вычета, если в ходе производства по делу о банкротстве ими (когда они участвуют в деле в качестве уполномоченного органа) не были приняты меры к прекращению текущей хозяйственной деятельности организации-банкрота, в процессе которой производится указанная продукция.