Антикризисные инструменты в «1С:Бухгалтерии 8»: контроль расчетов с покупателями

Сейчас для бизнеса на первый план встают вопросы выживания в условиях нарастающего экономического кризиса. Чтобы объективно оценить текущую ситуацию на предприятии, нужен оперативный управленческий учет. Несмотря на то, что в классическом понимании «1С:Бухгалтерия 8» не является управленческой программой, она содержит набор инструментов, позволяющих обрабатывать и анализировать различную информацию в реальном времени, не дожидаясь закрытия отчетного периода. Зная об этом, бухгалтер может своевременно помочь руководителю принять верное решение. Рассказываем об инструментах контроля расчетов с покупателями, в том числе о контроле дебиторской задолженности.

Анализ неоплаченных счетов

Для подготовки и печати счетов покупателям в программе предназначен документ Счет покупателю (раздел Продажи). Данный документ не формирует бухгалтерских проводок и записей регистров, соответственно, не влияет на бухгалтерский и налоговый учет дебиторской задолженности. При этом Счет покупателю позволяет контролировать взаиморасчеты с покупателями и может использоваться в управленческих целях. Выставленные покупателям счета позволяют с той или иной степенью вероятности прогнозировать получение выручки.

Проанализировать информацию о неоплаченных счетах на текущую дату можно с помощью отчета Счета, не оплаченные покупателями (раздел Руководителю). Помимо счетов со статусом Не оплачен, в отчет включаются также частично оплаченные счета. В отчете раскрывается срок оплаты по счету (истекший срок помечается красным цветом), полная сумма счета, оплаченная и неоплаченная части (рис. 1).

Рис. 1. Неоплаченные счета.jpg

Рис. 1. Отчет по неоплаченным счетам покупателей

Крайний срок оплаты в рабочих днях устанавливается в документе Счет покупателю. По умолчанию срок оплаты определяется исходя из Срока оплаты выставленных счетов, указанного в регистре Сроки оплаты покупателями.

На основании данных отчета можно автоматически формировать и быстро отправлять контрагентам по электронной почте напоминания о необходимости оплаты счетов (рис. 2). Для отправки сообщений по электронной почте требуется настроенная учетная запись электронной почты.

Рис. 2. Письмо покупателю.jpg

Рис. 2. Отправка сообщения покупателю

Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) контролировать состояние счетов, выставленных покупателям, включая частичные оплаты

 

Анализ задолженности покупателей по срокам долга

Если покупатели и заказчики не оплатили отгруженные им товары (выполненные работы, оказанные услуги), то они считаются дебиторами организации. При этом в договорах с покупателями могут быть предусмотрены разные сроки оплаты, поэтому дебиторская задолженность конкретного покупателя не всегда сигнализирует о его недобросовестности.

Для анализа дебиторской задолженности по срокам ее возникновения можно воспользоваться отчетом Задолженность покупателей по срокам долга (раздел Руководителю – Расчеты с покупателями). Данный отчет позволяет разделить дебиторскую задолженность по периодам возникновения, а также вывести сумму просроченной задолженности.

В зависимости от даты возникновения долга (даты отгрузки покупателю товаров, даты оказания услуг) сумма задолженности по каждому контрагенту разбивается по интервалам (например, до 7 дней, от 8 до 15 дней и т. д.).

Просроченной считается задолженность, превышающая установленный срок оплаты. Срок оплаты по договорам определяется в программе следующим образом:

  • если в организации предусмотрена единая политика для взаиморасчетов со всеми покупателями, то достаточно указать срок оплаты по умолчанию в регистре Сроки оплаты покупателями (раздел Продажи);

  • если предусмотрены особые условия расчетов с отдельными покупателями, то в карточке конкретного договора в группе Расчеты необходимо установить флаг Установлен срок оплаты по договору и указать срок оплаты в днях. Этот срок будет иметь приоритет над сроком, установленным по умолчанию.

В форме настроек (кнопка Показать настройки) можно:

  • изменить количество и длительность интервалов времени, в течение которых требуется анализировать дебиторскую задолженность покупателей;

  • указать дополнительную детализацию отчета. Например, можно сгруппировать задолженность не только по покупателям, но и в разрезе договоров;

  • настроить отбор, например, по определенным покупателям или по конкретным договорам;

  • вывести дополнительную информацию, которую руководитель желает видеть в отчете (например, срок оплаты по договору, как показано на рисунке 1);

  • задать правила сортировки. По умолчанию покупатели в отчете отсортированы по убыванию величины долга на дату отчета;

  • указать вариант оформления отчета, в том числе отключить/установить вывод диаграммы, заголовка, примечания и подписей в отчете.

Рис. 3. Задолженность по срокам.jpg

Рис. 3. Отчет по срокам задолженности

Отчет Задолженность покупателей по срокам долга в наглядной форме представит руководителю информацию о сумме задолженности покупателей, в том числе о просроченной задолженности, и позволит принять ряд важных решений, например, о прекращении поставок покупателям, нарушившим сроки оплаты по договорам.

Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) настроить и сформировать отчет по срокам долга покупателей

 

Планирование платежей от покупателей

Если в настройках функциональности на закладке Расчеты включен флаг Планирование платежей от покупателей, то в программе появляется возможность указывать сроки оплаты в документах на реализацию товаров (работ, услуг), а также при продаже основных средств и нематериальных активов. Срок оплаты указывается в форме Расчеты, которая открывается из документа расчетов с покупателем по соответствующей ссылке и заполняется автоматически на основании срока оплаты, указанного в карточке договора с покупателем, или на основании реквизита Срок оплаты долга покупателями.

Если срок не указан ни в карточке договора, ни в целом по покупателям, то реквизит Срок оплаты будет соответствовать дате документа расчетов. Срок оплаты можно изменить вручную - это не повлияет на бухгалтерский и налоговый учет, но может повлиять на принятие управленческих решений.

В условиях нехватки денежных средств руководителю важно иметь оперативную информацию о состоянии расчетов с контрагентами, в том числе о планируемых поступлениях от покупателей. Такую информацию можно получить, используя результаты обработки (помощника) Ожидаемая оплата от покупателей (раздел Продажи - Расчеты с контрагентами). В форме помощника отображаются как существующие задолженности покупателей, так и неоплаченные счета, выставленные покупателям (рис. 4).

Рис. 4. Ожидаемая оплата.jpg

Рис. 4. Ожидаемая оплата от покупателей

Помощник анализирует остатки по счетам расчетов с покупателями. По каждой задолженности (то есть для каждого документа расчетов) указывается срок планируемой оплаты. Также помощник включает в отчет ожидаемые поступления по неоплаченным счетам, выставленным покупателям. Весь список выводится в хронологическом порядке.

Если с покупателями достигнута договоренность об изменении сроков оплаты, то отразить этот факт можно непосредственно из формы помощника. Срок оплаты одного документа можно изменить непосредственно в поле Срок оплаты. Для нескольких документов достаточно выделить курсором соответствующие строки, нажать на кнопку Изменить срок оплаты и ввести новый срок оплаты. Выделив строку в списке, можно отправить электронное письмо контрагенту с напоминанием об оплате. Письмо сформируется автоматически по кнопке Напомнить.

Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) планировать платежи от покупателей

 

Комментарии