При стабильных продажах бизнес мог позволить себе иметь «жирок» и не контролировать все статьи расходов до копейки. Ситуация изменилась, сейчас важно считать эффективность каждого израсходованного рубля. Одной из ключевых задач становится оптимизация расходов. Рассмотрим, как провести оптимизацию расходов, используя инструменты «».
Начинаем с расчета и анализа существующей величины расходов. Делим расходы бизнеса на прямые — непосредственно создающие продукт и прибыль, и косвенные расходы — на поддержку, продвижение, обслуживание и управление.
Как определить эффективность и управлять прямыми расходами
Получить оперативную информацию о прямых расходах и их эффективности, не дожидаясь окончания периода, можно в отчете Валовая прибыль. Отчет показывает Выручку, Себестоимость (прямые расходы), Валовую прибыль (ВП = Выручка — Себестоимость).
Эффективность прямых расходов показывает значение показателя Рентабельность по валовой прибыли.
Эти показатели можно увидеть по направлениям деятельности, категориям товаров, а также по каждой номенклатуре. Таким образом, можете оценить эффективность прямых расходов не только в целом по компании, но и определить наиболее эффективные продукты и направления.

Рис. 1. Отчет «Валовая прибыль по номенклатуре»
Как повлиять на прямые расходы? Договариваться с поставщиками о скидках, бартере, искать новых поставщиков, использовать только сдельную оплату труда.
Но не забывайте, что даже в таких условиях важно сохранить качество. Контролируйте рентабельность по валовой прибыли. При снижающихся объемах очень важно не только сохранить, а увеличить рентабельность ваших продуктов.
Как управлять косвенными расходами
Косвенные расходы напрямую не создают ценность продукта. И первыми попадают под сокращение.
Но гораздо эффективнее оценить каждую статью расходов и оптимизировать таким образом, чтобы они создавали также прибыль.
Все косвенные расходы можно оперативно увидеть в отчете Доходы и расходы по статьям (по отгрузке).

Рис. 2. Отчет «Доходы и расходы по статьям (по отгрузке)»
В отчете отслеживаем значение косвенных расходов по каждой статье. Для оценки эффективности каждой статьи используем возможность создавать свои показатели с использованием инструмента «Анализ бизнеса» (подробнее, как создать показатель, ).

Рис. 3. Как создать показатель «Косвенные расходы на 1 рубль продаж»
Многие компании уже начали считать такой показатель, как величина косвенных расходов на рубль продаж. Показатель сообщит, сколько копеек косвенных затрат в каждом рубле продаж.

Рис. 4. Показатель «Косвенные расходы на 1 рубль продаж»
Важно сохранить и сократить полученное значение в новых условиях, тем самым повысить эффективность использования каждого рубля.
Что для этого сделать? Анализируем каждую статью. Ставим задачу перевести косвенные расходы в прямые, т. е. создающие прибыль.
Сокращаем те расходы, которые не создают сегодня ценность. Например, сокращаем все офисные расходы, ведем переговоры с арендодателем о том, что не платим аренду на время карантина, и сокращаем аренду до конца кризиса.
Внедряем безокладную систему оплаты труда. Заработную плату каждого сотрудника привязываем к созданию прибыли. Внедряем показатель «Зарплатоемкость» (ЗЕ = Заработная плата/Выручка). Добавляем по аналогии с предыдущим показателем как новый показатель и контролируем значение.

Рис. 5. Показатель «Зарплатоемкость»
Таким образом, у нас под контролем все косвенные расходы.
Как контролировать эффективность расходов
Чтобы удобно отслеживать эффективность расходов, даже не заходя в отчеты, можно на закладке «Ассистент» инструмента «Анализ бизнеса». Задаем правило контроля: чтобы значения были не более установленной суммы и финансовый ассистент будет контролировать выполнение.

Рис. 6. Контроль показателей ассистентом в «Анализе бизнеса»
Таким образом используем инструменты для контроля и оптимизации расходов бизнеса в новых условиях.
Источник: .