Светлана в 1985 году окончила Пятигорский сельскохозяйственный техникум по специальности «бухгалтер», а в 1995 году - Таганрогский государственный университет по специальности «экономист». Общий стаж работы – 35 лет, в профессию пришла в 27 лет после того, как 9 лет проработала в крупнейшем российском банке. Сейчас работает в торговой компании в г. Пятигорске, а живет в г. Лермонтов Ставропольского края.
— Светлана, получается, что вы каждый день ездите на работу в другой город, в Пятигорск. Долго добираетесь, на чем?
— Да, в Пятигорске работаю давно, после ухода из банка. Тогда, в конце 90-х, в нашем городе с работой было сложно. Несколько лет добиралась на общественном транспорте, а позже – на своей машине. И это стало не роскошью, а необходимостью, потому что надо везде успевать. А на машине получается 20 минут в один конец.
БУХ.1С представляет новую рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой мы будем встречаться с самыми разными бухгалтерами (главными и не очень) и беседовать с ними о жизни, работе и, конечно же, 1С.
Если вы хотите стать героем нашего следующего материала, пишите на buh@1c.ru с пометкой в теме письма ИНТЕРВЬЮ.
— По московским меркам – совсем быстро. Расскажите про начало вашего пути в профессии. Вы обучались по специальности в техникуме и вузе?
— Профессии я обучалась не только теоретически, но и на практике. Например, первый опыт получила в Сбербанке, в Пятигорском филиале. За 9 лет там я успела побывать кассиром, контролером, бухгалтером и в итоге доросла до должности заведующего филиалом.
— Почему вы ушли из Сбербанка? Казалось бы, такая замечательная карьера сложилась — что еще было надо…
— Из Сбербанка ушла из-за реорганизации. И мне уже не интересно было заниматься монотонной работой, хотелось развиваться в профессии, а именно этой перспективы не было.
— Куда ушли?
— По рекомендации подруги пришла в редакцию газеты «Пятигорская правда». На должность главного бухгалтера я не претендовала, так как опыта бухгалтерского было мало, но главный редактор газеты, Вадим Панков, поверил в меня и настоял, чтобы я попробовала.
Это было по-настоящему боевое крещение! В то время, в середине 90-х, учились на собственном опыте методом проб и ошибок. Менялось законодательство, росли предприниматели, вместе с этим и профессия бухгалтера переставала быть рутинной. Многое развивалось, начиная с техники, программ до легализации бизнеса – вывод из тени все-таки был. Поэтому, исправляя собственные ошибки, приходилось вникать в каждую мелочь, и каждая маленькая победа, каждый правильно сделанный отчет становились настоящим праздником, который приносил огромное моральное удовлетворение и помогал поверить в себя вновь и вновь. И, конечно, как человек ответственный, я просто не имела права подвести своего главного редактора, этого я очень боялась.
— Сильно отличалась работа в газете от работы в Сбербанке?
— Отличалась. Мне было интересно видеть бухгалтерию от первичного учета до правильно сделанного отчета.
Кстати, самые теплые и благодарные мои воспоминания именно о работе в «Пятигорской правде». Именно там я почувствовала эту профессию, ее значимость для бизнеса и жизни. Научилась выводить показатели экономической деятельности, рациональности использования как материальных, так и трудовых ресурсов, ведь контрольная функция бухгалтерии дает возможность понять, достигает компания поставленных целей и планов или необходимо что-то менять.
— А за счет чего «жила» газета: за счет рекламы или бюджета города?
— В основном помогал город. Но, конечно, были и коммерческие статьи, реклама и прочее.
— В «Пятигорской правде» у вас были подчиненные, или вы были главным бухгалтером в одном лице?
— Штат газеты был небольшой, поэтому работала одна, выполняя работу и бухгалтера, и кассира, и главного бухгалтера. А в помощь мне была коллега Ирина. Она познакомила меня с коллективом, журналистами и, конечно, помогала с учетом.
— Почему однажды ушли оттуда?
— Оставшись одна с двумя маленькими детьми, я должна была не только их воспитывать, но и обеспечивать финансово в очень сложное время 90-х годов. Поступило предложение, и мои коллеги меня поняли правильно. Мы остались друзьями на долгие годы.
— Что за работа у вас сейчас, где вы работаете?
— Я уже 8 лет работаю в крупной торговой компании главным бухгалтером. Здесь я тоже приобрела много новых знаний и опыта. Для меня очень важно двигаться вперед, потому что бухгалтер должен владеть постоянно меняющейся нормативно-правовой базой, знать российское и отраслевое законодательство и повышать свою квалификацию и профессионализм.
— Чем торгует компания? У вас розница или опт?
— Компания продает текстиль и имеет несколько филиалов и поставщиков по всей стране. Занимается розничной и оптовой торговлей, ввозом продукции из-за рубежа – кстати, очень интересная тема, несмотря на то, что объемная.
— Кстати, а пандемия как-то сказалась на бизнесе?
— Пандемия нас затронула, как и весь бизнес в стране. Государство дало льготы, банки тоже поддержали. Безусловно, сложный год. Но мы умеем работать. Верим и надеемся, что все наладится.
— Какими бухгалтерскими программами пользуетесь?
— Обязательно – «1С:Бухгалтерия 8» и «1С:Зарплата и управление персоналом». Считаю, без этих программ невозможно сейчас вести учет, объемы хозяйственных операций, отчетов. Большое количество сервисов 1С делает работу бухгалтера очень удобной. Сильно помогают в работе «1С:Контрагент», «1С-Отчетность». 1С:ИТС предоставляет постоянную методическую и законодательную поддержку. Своевременное обновление базы, поддержка ее актуальности помогают избежать ошибок в учете, вовремя сдавать отчетность, правильно рассчитать и заплатить налоги. Кстати, мы посещаем все семинары 1С, занимаем первый ряд!
— Сколько сейчас человек в бухгалтерии с вами?
— На протяжении 10 лет, еще с предыдущей работы, мне помогают настоящие профессионалы – Любовь Карамушкина и Елена Ворочек. Вместе мы, в свою очередь, помогаем руководителям в ведении бизнеса. Наша задача – оптимизация работы организации в финансовом плане и отслеживание законности всех операций. А это – финансовая стабильность и рост доходов, отсутствие штрафов и предписаний, комфортная обстановка в коллективе и психологическое здоровье каждого сотрудника. Ведение бизнеса всегда сопровождается возникновением различных нестандартных ситуаций, которые может решить только специалист.
— Что вы имеете в виду, какие ситуации?
— Бухгалтер – это интегральный ресурс для руководителя и его бизнеса. Он не только дает советы и помогает управлять процессом. Большинство руководителей с благим намерением развить свой бизнес не могут создать финансового прогноза, сформировать бюджет, который будет поддерживать цели компании. Бухгалтер помогает руководителю определить области для роста, понять модели движения денежных потоков, управления запасами, ценообразования и финансирования бизнеса. Поэтому не все выгодные, с точки зрения руководителя, планы можно внедрить в жизнь. Бухгалтер всегда на страже законности, а если он этого не делает, то последствия будут плачевными для всех.
— Получается, крупная компания, большой спектр задач, а в бухгалтерии всего 3 человека. Не мало? В планах расширение есть?
— Мы – очень сработанный коллектив. Конечно, три человека мало, но настаивать на расширении штата не считаю нужным. Я уверена в знаниях, умениях и в целом в этих людях.
— Любовь и Елена с вами уже много лет. Скажите, как создать и как сохранять хорошие отношения с подчиненными?
— Всегда помню золотое правило этикета: относиться к людям так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Всегда стараюсь четко формулировать поставленные требования и задачи. Зная возможности, таланты и склонности каждого, распределила обязанности, соответствующий объем и тип работы. Мой стиль управления – демократический, ну и, конечно, добрые человеческие отношения и уважение никто не отменял.
— Что думаете про профессию бухгалтера, не скучная она?
— Профессия бухгалтера абсолютно не скучная, ведь наряду с цифрами – общение с разными людьми, а что может быть интереснее? Истинное наслаждение получаю, когда вижу результат своей работы. Свою профессию я очень люблю, и мне в этом повезло. Ежедневно идти на любимую работу – это счастье!
— Учитывая вашу любовь к профессии, хочется спросить: ваша любовь к бухгалтерии передалась ли детям? Они не решили пойти по стопам мамы?
— Я ценю выбор своих детей, сын – успешный менеджер, и мне нравится его грамотность и подход в профессии. Дочь – начинающий бухгалтер. Я вижу, что ей интересно, поддерживаю ее и, конечно, даю советы, когда ей сложно. Верю, что все у них получится!
Светлана Истомина! Вам самой не скучно от Вашей правильности??
Забалансовый счет, А почему Вы считаете, что Светлане Истоминой должно быть скучно? Наша налоговая система не дает скучать, а если делать все корректно, своевременно и верно в бухучете так вообще скучать не приходится. Спасибо 1С разработчикам они облегчают труд бухгалтера. А правильность в работе- это как мне кажется только плюс к статусу хорошего бухгалтера. Я конечно рядовой бухгалтер, но главному бухгалтеру не позавидуешь в его ратном деле;) особенно правильному главному бухгалтеру!
Забалансовый счет, Спасибо. Мне не скучно. . И это не журнал "Крокодил"
Забалансовый счет, А бухгалтер это вообще не клоун! Это скропулезная работа для педантичных людей. А если вы такая веселая то и не работайте бухгалтером. Мы все занудные.
Во всей этой истории мне почему то очень жалко газету с романтическим названием Пятигорская правда
Понятно, что ушли по любви и так далее, но в газету найти бухгалтера не так уж и просто наверное было.
подлыйПэ, а в чем конкретно заключается сложность подбора главного бухгалтера в редакцию газеты? по-моему, обычная и привычная для бухгалтера работа, без особых нюансов. это же не бюджетное учреждение в конце концов.
chitatel, Думаю сложность в оплате. Автор же написал, что поступило предложение и она ушла и ее все поняли.
А пришла она туда тогда, когда опыта не было. Предполагаю, что просто была оплата маленькая.
Вот в этом и сложность, не в работе, а в оплате