Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Как работает система прослеживаемости товаров с 01.07.2021 года

20.07.2021
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Как работает система прослеживаемости товаров с 01.07.2021 года
С 01.07.2021 в России вводится система прослеживаемости товаров. О поддержке нововведений в решениях 1С см. в "Мониторинге законодательства" в разделе "Прослеживаемость"

29.05.2019 заключено Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, которое вступило в силу 03.02.2021. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ "О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза". 


Соглашение предусматривает создание двух сегментов системы:

  • внешнего сегмента прослеживаемости (наднациональная система прослеживаемости), который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами - членами ЕАЭС прослеживаемого товара;

  • национального сегмента прослеживаемости (национальная система прослеживаемости), который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств - членов ЕАЭС. Система прослеживаемости будет распространяться на физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП, и юридических лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Принципы и цели системы прослеживаемости товаров

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, уже утвержден. Цели разработки и внедрения системы прослеживаемости:

  • исполнение международных обязательств;

  • подтверждение законности оборота товаров в Евразийском экономическом союзе;

  • предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции;

  • повышение конкурентоспособности отечественных товаров;

  • обеспечение экономической безопасности страны;

  • сокращение серого импорта.

В целях реализации Соглашения разработана национальная система прослеживаемости товаров, выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров осуществляются оператором национальной системы прослеживаемости товаров - ФНС России.

Принципы национальной системы прослеживаемости:

  • исключение дублирования бизнес-процессов налогоплательщиков;

  • идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;

  • система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;

  • факт перехода права собственности на прослеживаемый товар фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;

  • требования распространяются на всех участников оборота.

В отношении каких товаров осуществляется прослеживаемость 

Согласно Порядку функционирования национальной системы прослеживаемости товаров прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, приведенных в Перечне товаров, при выполнении одного из следующих условий:

  • товары ввезены на территорию РФ и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;

  • товары ввезены на территорию РФ и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) РФ иным способом;

  • товары ввезены на территорию РФ и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с обращением взыскания на них по решению суда в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

  • товары задержаны таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС, не востребованы в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров;

  • товары ввезены на территорию РФ с территории государств - членов ЕАЭС, за исключением товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита;

  • товары ранее ввезены в РФ в случаях, определенных подпунктами 1-5 пункта 3 Порядка, и фактически находятся в РФ на дату вступления в силу Перечня товаров (изменений к нему) (п. 3 Порядка).

Прекращение и возобновление прослеживаемости товаров

Прослеживаемость прекращается в следующих случаях:

  • исключение товара, подлежащего прослеживаемости, из Перечня товаров;

  • выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанное с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, прекращается право собственности на товары: выбытие товаров, подлежащих прослеживаемости - в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, безвозвратной утраты товаров вследствие действия непреодолимой силы, конфискации, а также в связи с передачей товаров, подлежащих прослеживаемости, в производство и (или) на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров;

  • реализация, а также передача на безвозмездной основе права собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, физическим лицам для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

  • фактический вывоз с территории РФ товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);

  • вывоз товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС;

  • реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ, при условии последующего официального использования этих товаров;

  • недостача товаров, подлежащих прослеживаемости, выявленная участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации (п. 4 Порядка).

Прослеживаемость возобновляется в следующих случаях:

  • возврат остатков неиспользованных (непереработанных) товаров из производства (переработки), в отношении которых прослеживаемость подлежала прекращению в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Порядка;

  • возврат продавцу физическими лицами товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также возврат налогоплательщиками налога на профессиональный доход, товаров, подлежащих прослеживаемости, ранее реализованных налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

  • выявление участником оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, при инвентаризации товаров, подлежащих прослеживаемости, по которым ранее выявлена недостача (п. 5 Порядка).

На какие товары не распространяется прослеживаемость

Действие Порядка не распространяется:

  • на товары, полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на территории РФ или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки), помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

  • на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны; товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров РФ и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

  • на товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада; товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров РФ и помещенные под таможенную процедуру для внутреннего потребления;

  • на товары, подлежащие прослеживаемости, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ;

  • на товары, отчужденные физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход;

  • товары, сведения об операциях с которыми составляют государственную тайну (п. 6 Порядка).

Реквизиты прослеживаемости товаров

Реквизитами прослеживаемости являются:

  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (РНПТ);

  • количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости, в соответствии с Перечнем товаров;

  • количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости.

РНПТ представляет собой один из номеров:

  • номер, формируемый самим участником оборота прослеживаемых товаров при их ввозе на территорию РФ и выпуске их в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления из показателей декларации на товары (регистрационный номер декларации на товары и порядковый номер товара) или из показателей заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (регистрационный номер заявления о выпуске товаров и порядковый номер товара);

  • номер, присваиваемый таможенным органом, если товары ввезены на территорию РФ, но не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) РФ; в связи с обращением взыскания на них по решению суда; в связи с задержанием товаров таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС;

  • номер, присваиваемый ФНС России, если товары ввезены на территорию РФ с территории государств - членов ЕАЭС (кроме товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита) или если товары ранее ввезены на территорию РФ и фактически находятся на территории на дату вступления в силу Перечня товаров, подлежащих прослеживаемости.

В целях реализации национальной системы прослеживаемости Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ внесены изменения в части 1 и 2 НК РФ:

  • налогоплательщиков, осуществляющих операции с прослеживаемыми товарами, обязали представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ (п. 2.3 ст. 23 НК РФ);

  • налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации получил право истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:

    • между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, и сведениями, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

    • между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

    • между сведениями об операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости (п. 8.9 ст. 88 НК РФ);

  • при реализации прослеживаемых товаров налогоплательщиков НДС обязали выставлять счета-фактуры только в электронной форме (за исключением случаев: реализации прослеживаемых товаров физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также налогоплательщикам налога на профессиональный доход; реализации и перемещения прослеживаемых товаров с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта); реализации и перемещения прослеживаемых товаров с территории РФ на территорию другого государства - члена ЕАЭС (п. 1.1 ст. 169 НК РФ);

  • организации и (или) ИП при приобретении прослеживаемых товаров обязали обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных счетов-фактур, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 1.2 ст. 169 НК РФ);

  • в форму счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры) были добавлены новые реквизиты: регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости; количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости; количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (п.п. 5, 5.2 ст. 169 НК РФ).

В соответствии с Законом № 371-ФЗ национальная система прослеживаемости запускается с 01.07.2021.

Подробнее об обмене электронными документами с контрагентами с помощью встроенного в программы 1С сервиса 1С-ЭДО. Как подключиться к сервису 1С-ЭДО (доступна видеоинструкция).

Быстро и легко освоить 1С-ЭДО можно с помощью видеороликов - см. в разделе "Техподдержка" и на Youtube-канале 1С:Учебного центра № 1Плей-лист с роликами 1С-ЭДО.

1С:ИТС
О национальной системе прослеживаемости товаров см. также в разделе "Консультации по законодательству". Об электронном документообороте в 1С электронными счетами-фактурами, первичными учетными документами и др. см. в разделе "Инструкции по учету в программах "1С".


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Повышение предельной величины базы для исчисления страховых взносов

Поддерживаете ли вы предложение повысить предельную величину базы для исчисления страховых взносов?

Мероприятия

1C:Лекторий: 29 июля 2021 года (четверг, начало в 10:00)ЭДО - новое в нормативном регулировании

1C:Лекторий: 23 июля 2021 года (пятница)Отражение остатков и оборотов на счетах расчетов по институциональным единицам в 2021 году в 1С:БГУ 8. Серия 1С:Консалтинг для госсектора

1C:Лекторий: 5 августа 2021 года (четверг, начало в 12:00)Переход на ФСБУ 6/2020 в "1С:Бухгалтерии 8"

1C:Лекторий: 19 августа 2021 года (четверг, начало в 12:00)Учет спецодежды и других малоценных объектов в "1С:Бухгалтерии 8"

Все мероприятия
Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С