Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Возврат антивирусных субсидий по требованию ИФНС: позиция судов

15.09.2021
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Возврат антивирусных субсидий по требованию ИФНС: позиция судов
Могут ли налоговые органы требовать с компаний возврата ранее полученных из бюджета «антивирусных» субсидий из-за ошибок и неточностей в сданной отчетности? Рассказываем.

Антивирусные субсидии и их возврат в бюджет

В 2020 году из-за коронавируса и объявленного властями локдауна субъектам малого и среднего бизнеса выплачивались бюджетные субсидии на восстановление деятельности и зарплаты сотрудникам. Субсидии организации и ИП, включенные в реестр МСП и работающие в отраслях, пострадавших из-за коронавируса, получали на основании постановления Правительства РФ от 24.04.2020 № 576.

Согласно данному акту, субъектам МСП полагалась выплата, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 года, которую бизнес смог получить летом прошлого года.

Размер субсидии за каждый из месяцев, приходящихся на локдаун (апрель и май), составил 12 130 рублей на каждого сотрудника, работающего в организации, а для ИП − 12 130 рублей на каждого сотрудника + МРОТ. Для ИП без сотрудников субсидия составила 12 130 рублей за каждый месяц. 

Эту субсидию смогли получить только те предприятия, которые не имели долгов по налогам (свыше 3 000 рублей) и количество работников которых составило не менее 90% от числа работников в марте 2020 года. Причем количество работников налоговики проверяли самостоятельно по данным отчетов СЗВ-М, сдаваемых в ПФР.

Спустя некоторое время выяснилось, что отчетность по форме СЗВ-М, по которой определялись получатели субсидий, зачастую содержала в себе недостоверные сведения, и множество компаний получили субсидию незаконно. Это, в свою очередь, привело к тому, что налоговики стали массово через суд требовать с организаций и ИП возврата незаконно полученной субсидии. Одно из таких дел рассмотрел Арбитражный суд Уральского округа.

Ошибки и неточности в СЗВ-М - не повод для возврата субсидии

В спорном случае причиной обращения ИФНС в суд послужило то, что компания предоставила в ПФР ошибочную отчетность по форме СЗВ-М, по которой получалось, что она не смогла сохранить численность работников на уровне 90% от мартовских значений. Правда, позднее выяснилось, что первоначальная отчетность содержала ошибки. В спорный период времени один сотрудник был принят на работу по срочному трудовому договору и при выгрузке сведений о застрахованных лицах в программу отчетности ПФР не попал.

В конце июля компания направила корректирующий отчет в ПФР, по которому выходило, что количество работников в апреле 2020 года составило 92,85% от количества работников в марте 2020 года. О соответствии компании критериям, установленным для получателей субсидии, свидетельствовал отчет в ПФР с протоколами о приеме сведений, копия договора с сотрудником и платежное поручение о выплате ему заработной платы.

Вместе с тем, с точки зрения налоговиков, данные обстоятельств и свидетельствовали о злоупотреблениях со стороны компании, и недостающего сотрудника она приняла на работу задним числом. Соответственно, по их мнению, полученная компанией субсидия подлежит возврату в бюджет.

Суд кассационной инстанции отклонил доводы налоговиков и встал на сторону получателя субсидии (постановление АС Уральского округа от 30.07.2021 № А60-59428/2020). Суд указал, что для получения спорной субсидии компании должны были:

  • быть включенными в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года;
  • относиться к отрасли экономики, пострадавшей от коронавирусной инфекции и временных санитарных ограничений;
  • не находиться в процессе ликвидации;
  • не иметь по состоянию на 1 марта 2020 года недоимки по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3000 рублей.

Кроме того, количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивалась субсидия, должна была составлять не менее 90% количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Все вышеуказанные условия для получения субсидии компанией были соблюдены. При этом ошибки и неточности, содержащиеся в отчетности по форме СЗВ-М, не являются достаточным основанием для отказа в выплате субсидии или ее возврата в бюджет.

Ошибки в СЗВ-М – это всего лишь формальные нарушения, которые не могут лишать пострадавший от коронавируса бизнес гарантированной государством поддержки в виде субсидий. В связи с этим судьи отказали налоговикам в возврате полученной компанией субсидии на восстановление бизнеса и выплату зарплат сотрудникам.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Проверки организации

Были ли в этом году у вас в организации какие-либо проверки?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С