Содержание
В период становления на российском рынке цивилизованных экономических отношений государство активно взялось за поддержку малого бизнеса, на который возлагались надежды по возрождению экономики. Наиболее комплексным законодательным актом в данной области стал Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон № 88-ФЗ). К "активно работающим" положениям Закона № 88-ФЗ в сфере налогообложения безусловно необходимо отнести статьи 9 и 10.
Так, пункт 1 статьи 9 Закона № 88-ФЗ предусматривает, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. В соответствии со статьей 10 Закона № 88-ФЗ субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.
Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.
В связи с принятием главы 25 НК РФ с учетом позиции Пленума ВАС РФ, изложенной в пункте 15 постановления от 28.02.2001 № 5, начисление амортизации для целей налогообложения прибыли осуществляется исключительно в соответствии с положениями статей 256-259 НК РФ. Таким образом, статья 10 Закона № 88-ФЗ с 1 января 2002 года вступила в противоречие с главой 25 НК РФ. Однако "налоговая" актуальность начисления ускоренной амортизации сохранилась для целей исчисления налога на имущество, поскольку в соответствии с Законом РФ от 13.12.1991 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", так и главой 30 НК РФ "Налог на имущество организаций" база исчисляется на основании первоначальной стоимости имущества за вычетом начисленной амортизации по правилам бухгалтерского учета. Правомерность применения ускоренной амортизации в соответствии с положениями Закона № 88-ФЗ подтверждается позицией Минфина России, изложенной в письме от 06.09.2002 № ШС-6-21/1377.
Но куда больший резонанс получила практика использования субъектами малого предпринимательства гарантий, предоставленных последним статьей 9 Закона № 88-ФЗ, которая фактически вводила четырехлетний мораторий на применение в отношении "малышей" новых законодательных актов в сфере налоговых правоотношений. Естественно, "стражи бюджета" не соглашались с позицией налогоплательщиков, претендующих на "блага" статьи 9 Закона № 88-ФЗ, что подтверждается количеством дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ (определения от 01.07.1999 № 111-О, от 07.02.2002 № 37-О, от 05.06.2003 № 277-О, от 04.12.2003 года № 445-О, постановление от 19.06.2003 № 11-П). Причем в Постановлении от 19.06.2003 № 11-П КС РФ говорится, что
|
Как показала арбитражная практика, действия налогоплательщиков по защите своих интересов посредством Закона № 88-ФЗ медленно, но все-таки стали получать поддержку арбитражных судов (читайте арбитражную практику).
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается...
Всем гражданам памятны баталии вокруг принятия законодательного акта о монетизации социальных льгот (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), но никому и в голову не могло прийти, что этот закон затрагивает вопросы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Но при внимательном прочтении выясняется, что он напрямую затрагивает интересы субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с пунктом 25 статьи 156 и статьей 155 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ с 1 января 2005 года утрачивают силу статьи 2, 8, 9, 10, 15 и 22 Закона № 88-ФЗ.
Таким образом, начиная с 1 января 2005 года, субъекты малого предпринимательства утрачивают свои наиболее выгодные и "работающие" гарантии.
В то же время нельзя говорить о том, что субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные до 01.01.2005, после вступления в силу Закона № 122-ФЗ лишаются своих привилегий. КС РФ в пункте 2 Определения от 01.07.1999 № 111-О указал, что положения нового законодательного акта о невозможности применения в дальнейшем (в рассматриваемом контексте в связи с утратой силы отдельных положений Закона №88-ФЗ) абзаца второго части первой статьи 9 Закона № 88-ФЗ не может иметь обратной силы и не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового регулирования. Вследствие этого, даже после отмены статьи 9 Закона № 88-ФЗ субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные до 1 января 2005 года, в случае принятия законодательных актов, ухудшающих их положение, вправе апеллировать к названной статье. Субъекты малого предпринимательства, зарегистрированные после указанной даты, не имеют права ссылаться на положения статьи 9 Закона № 88-ФЗ.
В связи с этим, автор советует тем, кто еще только намеривается начать свой бизнес, поторопиться с государственной регистрацией организаций, отвечающих критериям субъекта малого предпринимательства (до истечения 2004 года), дабы воспользоваться положениями статьи 9 Закона № 88-ФЗ (она еще не отменена), зафиксировав для себя действующие на настоящий момент правила налогообложения на четыре года.
В заключение хотелось бы остановиться на изменениях, вступающих в силу с 1 января 2005 года (а также планируемых), которые существенно ухудшают положение налогоплательщиков (в том числе субъектов малого предпринимательства):
- в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ показатель базовой доходности по ЕНВД увеличивается в 1,5 раза;
- в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ увеличивается ставка налога на прибыль по доходам от долевого участия в деятельности организаций (с 6 до 9 %);
- в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ увеличивается ставка налога на доходы физических лиц по доходам от долевого участия в деятельности организаций (с 6 до 9 %);
- рассматривается вопрос о введении для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, обязанности по уплате ЕСН;
- общая тенденция по максимальному увеличению ставок по региональным и местным налогам.
К сожалению, на этом перечень планируемых мероприятий по "улучшению" налогового администрирования не заканчивается.