Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Административное приостановление деятельности

22.08.2005
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Взаимоотношения бизнеса с государством никогда не были (а в ближайшее время, видимо, и не будут) безоблачными. Не первый месяц продолжается дискуссия о реформе налогового администрирования, на фоне которой отошли в тень проблемы предпринимателей, связанные с, условно говоря, неналоговым администрированием. А ведь налоговыми органами состав администраторов рынка отнюдь не исчерпывается. Предпринимателям в своей работе весьма часто приходится сталкиваться с органами внутренних дел, пожарной охраны, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, природоохранными органами и многими другими. В связи с этим серьезный интерес представляет документ, направленный на упорядочение института приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Речь идет о Федеральном законе от 09.05.2005 № 45-ФЗ, который был опубликован 13 мая 2005 года и вступает в силу по истечении 90 дней после этой даты, то есть с 12 августа 2005 года. Комментируют документ и оценивают последствия его принятия для налогоплательщиков И.А. Баймакова, главный инспектор ФСКН России и М.С. Мухин, начальник управления ФСКН России.

Содержание


Приостановление деятельности по-старому и по-новому

Институт приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не является абсолютно новым для отечественного законодательства. Множество законодательных актов (главным образом, из числа перечисленных в статьях 2-24 Закона № 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", далее - Закон № 45-ФЗ) предусматривали до вступления в силу Закона № 45-ФЗ возможность приостановления деятельности хозяйствующих субъектов на основании решения органов исполнительной власти, а в некоторых случаях - должностных лиц этих органов.

Например, в соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственным инспекторам в области охраны окружающей среды предоставлялось право "приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды".

Разумеется, хозяйствующие субъекты обладали правом обжалования неправомерных решений государственных органов и действий их должностных лиц, однако такое обжалование всегда носило характер последующего реагирования на уже состоявшийся факт приостановления деятельности. Излишне говорить о том, какими убытками для предпринимателя чревато такое приостановление и о том, какую питательную среду для злоупотреблений составляли нормы, предусматривающие внесудебное замораживание хозяйственной деятельности.

С момента вступления в силу Закона № 45-ФЗ порядок административного приостановления деятельности положен на единую правовую основу, которую составляет введенная в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) статья 3.12. Данная статья впервые определяет административное приостановление деятельности как новый вид административного наказания, налагаемый на хозяйствующих субъектов в строго определенных случаях и исключительно на основании судебного решения. Важными новшествами являются установление максимального срока, на который допускается приостановление деятельности (не более 90 суток), а также возможность досрочного прекращения исполнения данного административного наказания. Заслуживает внимания и норма, согласно которой административное приостановление деятельности допускается при условии, что менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. При этом, правда, следует признать, что данная норма допускает весьма субъективное толкование.

Пояснять, насколько судебный порядок приостановления деятельности предпочтительнее административного, видимо, нет необходимости.

При всех своих недостатках судебная власть не осуществляет контроля за субъектами предпринимательской деятельностью, не находится в постоянном контакте с ними, что, если не исключает полностью, то, по крайней мере, снижает значение субъективного фактора при принятии решения о приостановлении деятельности.

Должностным лицам органов исполнительной власти, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предоставляется право применять в качестве исключительной меры временный (на срок не более пяти суток) запрет деятельности до рассмотрения судом дела об административном правонарушении.

Какие правонарушения приводят к приостановлению деятельности

Перечень правонарушений, за совершение которых допускается административное приостановление деятельности, приведен в приложении 1.

Приложение 1

Перечень административных правонарушений, за совершение которых КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности

- Нарушение законодательства о труде и об охране труда (ч. 1 ст. 5.27);
- Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3);
- Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4);
- Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5);
- Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6);
- Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13);
- Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15);
- Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);
- Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
- Порча земель (ч. 2 ст. 8.6);
- Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ч. 2 ст. 8.12);
- Нарушение правил охраны водных объектов (ч. 2 ст. 8.13);
- Нарушение правил водопользования (ч. 1 ст. 8.14);
- Нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ч. 1 и 3 ст. 8.21);
- Нарушение требований к охране лесов (ч. 2 и 3 ст. 8.31);

- Нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38);
- Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ч. 1 и 2 ст. 9.1);
- Нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (ст. 9.2);
- Нарушение требований нормативных документов в области строительства (ч. 1 и 2 ст. 9.4);
- Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов (ст. 9.9);
- Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11);
- Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3);
- Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6);
- Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8);
- Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 11.20);
- Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ч. 2 ст. 13.4);
- Несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7);
- Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ч. 2 ст. 14.4);
- Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 15.27);
- Нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4).

Несмотря на то, что этот перечень достаточно широк, основания считать, что данный вид административного наказания будет применяться массово, на наш взгляд, нет.

Во-первых, как уже отмечалось, институт приостановления деятельности имел место и до вступления в силу Закона № 45-ФЗ, хотя и в несколько ином формате.

Во-вторых, правонарушения, вошедшие в перечень, образно говоря, не пересекаются - то есть, предназначены для хозяйствующих субъектов различных, зачастую узкоспециальных сфер деятельности.

Представителям широкого круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следует обратить особое внимание на те правонарушения, которые образуют "зону риска" (они в приложении 1 выделены курсивом).

Большинство таких правонарушений носит, если так можно сказать, традиционный характер (предусмотренные ст. 5.27, 6.3, 14.4 и 20.4 КоАП РФ), либо связан с осуществлением наиболее распространенных видов предпринимательской деятельности (предусмотренные ст. 6.6, 9.4 и 9.11 КоАП РФ).

Взаимоотношения с органами внутренних дел

Новшества, предусмотренные Законом № 45-ФЗ, не обошли стороной и взаимоотношения предпринимателей с органами внутренних дел. Статьей 2 указанного закона изложен в новой редакции подпункт 25 части первой статьи 25 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции". Прежде всего, данная редакция, в отличие от прежней, следуя общей концепции Закона № 45-ФЗ, не предусматривает права милиции приостанавливать деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Как уже отмечено выше, порядок административного приостановления деятельности с 12 августа 2005 года становится единым и основывается исключительно на положениях КоАП РФ.

Помимо этого, новая редакция подпункта 25 части первой статьи 25 Закона РФ "О милиции" вводит немало других новшеств, призванных упорядочить административно-властное воздействие органов внутренних дел на бизнес.

В общем виде наиболее важные из этих новшеств представлены в таблице.

Заключение

Обобщая изложенное, можно сделать вывод: Закон № 45-ФЗ, в целом, носит для предпринимателей вполне позитивный характер. Передача права приостанавливать деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных органов судам должна существенно снизить неправовое давление на бизнес, не лишая при этом государство возможности адекватно реагировать на правонарушения со стороны предпринимателей.

Таблица

В редакции до 12 августа 2005 года В редакции после 12 августа 2005 года
Предусмотрено право милиции беспрепятственно входить в помещения организации Норма о беспрепятственном проходе в помещения организаций исключена
Порядок и основания осмотра помещений, досмотра транспортных средств, изучения документов, изъятия для исследования образцов сырья, продукции и товаров, проведения проверок и ревизий специально не оговариваются Осмотр помещений, досмотр транспортных средств, изучение документов, изъятие для исследования образцов сырья, продукции и товаров, назначение проверок и ревизий осуществляются на основании мотивированного постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя. Копия постановления, а также протоколов и описей вручается представителю юридического лица (индивидуальному предпринимателю)
Участие понятых в осмотре помещений и досмотре транспортных средств не предусмотрено Осмотр помещений и досмотр транспортных средств производится в присутствии не менее двух понятых
Предусмотрено право милиции опечатывать кассы, помещения и места хранения денег и товарно-материальных ценностей Указанная норма исключена
Порядок истребования и изъятия милицией документов специально не оговаривается Милиции предоставлено право требовать преставления копий документов в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления. При изъятии подлинных документов организации (индивидуальному предпринимателю) передаются их заверенные копии

Административное приостановление деятельности


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Повышение предельной величины базы для исчисления страховых взносов

Поддерживаете ли вы предложение повысить предельную величину базы для исчисления страховых взносов?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С