Новости для бухгалтера, бухучет, налогообложение, отчетность, ФСБУ, прослеживаемость и маркировка, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Пособия ФСС – 2022: что изменится для работодателей

29.12.2021
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Пособия ФСС – 2022: что изменится для работодателей
С 1 января 2022 года вступают в силу новые правила назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Рассказываем, что изменится в механизме назначения пособий и какие новые обязанности вводятся для работодателей.

Новый порядок назначения социальных пособий за счет средств ФСС устанавливается Федеральным законом от 30.04.2021 № 126-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010, которые вступают в силу с 1 января 2022 года.

Главное новшество заключается в том, что теперь эти пособия станут назначаться в проактивном порядке. Иными словами, больше не потребуется сообщать в ФСС о наступлении того или иного страхового случая, а также собирать и направлять в фонд соответствующие заявления работников и комплекты подтверждающих документов. Пособия будут выплачиваться ФСС на основании данных, поступающих в фонд в рамках электронного взаимодействия с ПФР, органами ЗАГСа, медицинскими учреждениями и работодателями. Так, факт трудоустройства физлица у конкретного работодателя подтвердит ПФР, данные о заработке работников в целях расчета и выплаты пособий ФСС получит от работодателей, а сведения о рождении ребенка – непосредственно из органов ЗАГСа. 

Все это станет возможным, в том числе, благодаря отмене бумажных листков нетрудоспособности и замене их на электронные больничные (ЭЛН). С нового года все листки временной нетрудоспособности будут переведены в электронный формат и в автоматическом режиме будут загружаться медицинскими учреждениями в единую информационную систему ФСС для дальнейшего взаимодействия с работодателями, которые должны будут передавать в данную систему сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий.

Получив необходимые данные, ФСС самостоятельно рассчитает и выплатит работнику соответствующее пособие, о чем проинформирует через личный кабинет физлица на Едином портале госуслуг. Новые правила распространяются на следующие виды пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

В отношении пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком сохраняется заявительный порядок их назначения, поскольку предоставление отпуска в этих случаях по-прежнему зависит от волеизъявления самих застрахованных лиц.

Что изменится для работодателей

Чтобы иметь возможность работать с пособиями ФСС по новым правилам, работодатели должны технически обеспечить прием ЭЛН и подключиться через свои учетные программы к системе социального электронного документооборота (СЭДО). Данная система служит для оперативного обмена юридически значимыми электронными документами между ФСС и работодателями.

СЭДО для работодателей абсолютно бесплатен и уже интегрирован во все популярные учетные бухгалтерские решения. Подключение к сервису осуществляется путем активирования соответствующей опции в применяемом бухгалтерском ПО. 

Подключившись к СЭДО, работодатель получит тем самым доступ к ЭЛН, а также к информации об изменении их статуса – закрытии, продлении и аннулировании.

Не позднее 3 рабочих дней со дня получения данных о закрытии ЭЛН работодатель обязан будет направить в ФСС через СЭДО сведения, необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (п. 22 Правил).

В число таких сведений входят данные о продолжительности страхового стажа сотрудника на день наступления временной нетрудоспособности, о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу сотрудника, сведения о замене календарных лет в расчетном периоде и сведения о районном коэффициенте, используемом при исчислении пособий. Сведения подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

shutterstock_674866987 (2).jpgОтметим, что само по себе закрытие больничного не является основанием для направления в ФСС всех вышеперечисленных сведений. Эти сведения направляются в СЭДО только по запросу самого ФСС. Если у фонда вся необходимая для расчета пособий информация уже имеется, то сведения у работодателя вообще не запрашиваются (п. 23 Правил).

Если ФСС установит, что работодатель по его запросу представил неполные сведения, он известит об этом работодателя в течение 5 рабочих дней со дня получения данных сведений.

При получении такого извещения работодатель должен будет (п. 10 Правил):

  • подтвердить получение извещения в течение 3 рабочих дней;
  • представить в ФСС недостающие сведения и документы в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.

При неподтверждении получения извещения ФСС в течение 3 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для такого подтверждения, направит извещение по почте заказным письмом.

В таком случае извещение будет считаться полученным по истечении 6 рабочих дней со дня направления заказного письма, и у работодателя также будет ровно 5 рабочих дней, чтобы направить в ФСС недостающие сведения. То же самое касается и нарушения работодателем порядка заполнения своей части ЭЛН. Работодатель обязан в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего извещения внести необходимые исправления в ЭЛН (п. 11 Правил).

Дополнительные обязанности работодателей

В связи с переходом на новый порядок назначения социальных пособий ФСС для работодателей с 2022 года вводятся новые обязанности в части предоставления в фонд необходимых сведений.

Так при трудоустройстве нового сотрудника работодатели обязаны не позднее 3 рабочих дней с момента трудоустройства направить в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты такому сотруднику социальных пособий. То же самое касается и случаев, когда у сотрудника меняются такие данные, например, как фамилия или реквизиты банковского счета.

Обновленные сведения о застрахованном лице передаются в ФСС в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения от работника (ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 126-ФЗ).

Сведения представляются по форме, утв. приказом ФСС РФ от 04.02.2021 № 26. В состав сведений входит:

  • фамилия, имя и отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • СНИЛС
  • ИНН (при наличии);
  • сведения о месте регистрации (индекс, регион, адрес);
  • сведения о месте фактического проживания (в случае выплаты пособий почтовым переводом);
  • выбранный работником способ получения пособий (на банковский счет, почтовым переводом или через иную организацию);
  • сведения о банковском счете (наименование банка, БИК, номер счета получателя, сведения о платежной карте «Мир).

Новые штрафы для работодателей с 2022 года

За несоблюдение нового порядка назначения пособий ФСС для работодателей с 2022 года вводятся дополнительные меры ответственности.

Так, нарушение работодателями сроков представления сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий, повлечет взыскание с них штрафа в размере 5 000 рублей (будущая ст. 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Отказ в представлении или непредставление в ФСС документов, запрошенных в рамках проверки, повлечет взыскание с работодателей штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Также работодателей будут штрафовать за представление недостоверных сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, повлекшее излишнюю выплату пособий. Данное нарушение повлечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы излишне выплаченного пособия, но не более 5 000 рублей и не менее 1 000 рублей. 

Обратите внимание! В учетных решениях «1С:Предприятие» поддерживается порядок исчисления пособий и взаимодействие с ФСС в соответствии с законодательством РФ. О сроках реализации законодательных изменений см. в «Мониторинге законодательства». 


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С