Обмен с ЕИС в сфере закупок для электронного актирования
С 2022 года при исполнении контракта по итогам электронных процедур, а также большинства закрытых электронных процедур (за исключением некоторых случаев) формировать и подписывать документ о приемке товаров (работ, услуг) нужно в электронной форме. Причем документ о приемке изначально формирует поставщик (подрядчик, исполнитель) товаров, (работ, услуг), заполняя документ приемки данными из госконтракта. Затем документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), автоматически с использованием Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) направляется заказчику для подписания также в ЕИС. О возможностях электронного актирования в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" рассказывают эксперты "1С".

Нормативное регулирование

Единая информационная система в сфере закупок предназначена для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.

Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ (пп. "д" п. 32 ст. 5) статья 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" дополнена частью 13. Согласно указанной норме при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона № 44-ФЗ):

1) Поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать:

  • включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ, единицу измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

  • наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

  • наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

  • информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

  • информацию об объеме выполненной работы, оказанной услуги;

  • стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы, оказанной услуги;

  • иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона № 44-ФЗ;

2) К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью;

3) Документ о приемке, подписанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется заказчику;

4) В срок, установленный контрактом, но не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии (см. далее)) осуществляет одно из следующих действий:

  • подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке;

  • формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа;

5) В случае создания приемочной комиссии не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику документа о приемке:

  • члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший документ о приемке или формируют с использованием ЕИС, подписывают усиленными электронными подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа;

  • после подписания членами приемочной комиссии документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает их в ЕИС;

6) Документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в ЕИС направляются автоматически с использованием ЕИС поставщику (подрядчику, исполнителю);

7) В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить заказчику документ о приемке;

8) Датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком.

Таким образом, при исполнении контракта по итогам электронных процедур, большинства закрытых электронных процедур, за исключением некоторых случаев, формировать и подписывать документ о приемке нужно в электронной форме.

Обратите внимание, документ о приемке изначально формирует поставщик (подрядчик, исполнитель) товаров (работ, услуг).

Предполагается, что документ о приемке является первичным учетным документом-основанием для отражения поставки в учете. Наличие документов на бумажных носителях не требуется.

Положения части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ вступают в силу с 01.04.2022 (п. 2 ч. 9 ст. 8 Закона № 360-ФЗ).

В настоящее время нормативно не определена типовая форма документов о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. На законодательном уровне установлены только требования к содержательной части документа о приемке (п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

В Единой информационной системе в сфере закупок во исполнение поручения Президента РФ от 04.12.2019 № Пр-2472 технически реализован функционал по формированию и подписанию документа о приемке товаров, работ, услуг в электронной форме.

В ЕИС применяется термин "электронное актирование".

Электронное актирование - это электронный документооборот (ЭДО) между поставщиками и заказчиками в рамках поставок по государственным контрактам с использованием функционала ЕИС.

С целью реализации электронного актирования разработаны форматы информационного взаимодействия по Закону № 44-ФЗ поставщиков и заказчиков с ЕИС.

Формирование документов о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в рамках исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта) в ЕИС реализовано по формату, утвержденному ФНС России для представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг).

В целях ЕИС в сфере закупок формат ФНС России для документов о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг) дополнен реквизитами, указанными в пункте 1 части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 4 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 № 442 Федеральное казначейство является оператором ЕИС и, согласно письму ФНС России от 30.09.2019 № 6-3-02, включено в сеть доверенных операторов электронного документооборота счетов-фактур Федеральной налоговой службы.

Документ о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в рамках исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), сформированный в ЕИС в электронной форме и подписанный электронными подписями по правилам Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручными подписями. В случае истребования у налогоплательщика документа о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в рамках исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), сформированного в ЕИС в электронной форме, он представляется в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи в порядке, определенном ФНС России в соответствии с пунктом 4 статьи 31 и статьями 93 и 93.1 НК РФ (приказы ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16 и от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168). Такие разъяснения приведены в совместном письме Казначейства России № 14-00-06/27476, ФНС России № АС-4-15/26126@ от 18.12.2019. Отметим, что в настоящее время вместо приказа ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168 действует приказ от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@. Электронное актирование выполняется в личных кабинетах поставщика и заказчика на сайте ЕИС.

Электронное актирование в прикладных решениях 1С

Программные продукты системы "1С:Предприятие 8" предусматривают электронное актирование в части приема-передачи информации, в том числе документов о приемке товаров, работ, услуг.

В качестве таких документов на стороне поставщика могут выступать Акт об оказании услуг и Накладная на реализацию продукции и товаров (Торг-12).

Для формирования электронного универсального передаточного документа (УПД) требуется создать документы:

  • Накладная на реализацию продукции и товаров (Торг-12) - Счет-фактура выданный - при реализации товаров;

  • Акт об оказании услуг - Счет-фактура выданный - при реализации работ, услуг.

С целью передачи в ЕИС указанные документы содержат дополнительные реквизиты, определенные форматами обмена с ЕИС.

Схема электронного актирования с использованием программных продуктов 1С представлена на рисунке.

048.jpg

Рисунок

Поддерживается также передача сведений о маркировке товаров, а также сведений для обеспечения прослеживаемости товаров.

Заказчик может загрузить из ЕИС подписанный обеими сторонами документ о приемке для отражения в бухгалтерском учете. Для обмена с ЕИС задействованы возможности библиотеки ЭДО с контрагентами.

Электронное актирование в "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8" (ред. 2)

В редакции 2 программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" можно включить и настроить обмен как с личным кабинетом поставщика в ЕИС, так и с личным кабинетом заказчика в ЕИС.

Это позволит поставщику получать из ЕИС сведения о государственных контрактах и заполнять с использованием полученных из ЕИС сведений о контрактах проекты отгрузочных электронных документов поставщика и отправлять их в ЕИС, то есть поставщик может выгрузить в ЕИС сформированные в БГУ 2 документы Акт об оказании услуг и Накладная на реализацию продукции и товаров (Торг-12).

Заказчик сможет загружать из ЕИС в БГУ 2 подписанный поставщиком документ о приемке для рассмотрения, заполнения титула покупателя, отправки в ЕИС, а также подписанный обеими сторонами документ о приемке для отражения в учете.

1С:ИТС БЮДЖЕТ
В разделе "Инструкции по учету в программах "1С" см. подробнее об обмене с ЕИС в целях электронного актирования: поставщиказаказчика.

 

Комментарии