Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

"1С:CRM" - инструмент антикризисного управления: контроль клиентской базы

05.11.2008
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Мы продолжаем публикацию цикла статей из серии "1С:CRM - инструмент антикризисного управления"*, в которых рассматриваются различные аспекты применения CRM-технологий для повышения эффективности компании в условиях финансового кризиса с примерами из российской практики. Алексей Кудинов и Михаил Сорокин в предлагаемой статье проиллюстрируют, насколько важно создавать единую базу о клиентах, а также, какие задачи можно решать, если для этих целей выбран продукт "1С:CRM".

Содержание


Примечание:
* Первая статья из цикла была опубликована 30 октября 2008 года.

В условиях спада спроса для любой компании одной из главных задач является контроль и удержания клиентов - основного, а в большинстве случаев и единственного источника дохода компании. Как говорит одна бизнес-поговорка: "Клиент кормит Вас и Ваших детей".

Давайте еще раз вспомним "избитые" фразы, которые обязан знать каждый руководитель и менеджер по продажам:

  • 20 % клиентов приносят 80 % прибыли (правило Парето);
  • Затраты на привлечение нового клиента в 5-10 раз больше, чем на удержание существующего;
  • Большая часть компаний из списка Fortune 500 теряет 50 % своих клиентов каждые 5 лет;
  • Большая часть клиентов окупается лишь через год работы с ними (соответственно, если клиент "ушел" до этого срока, то он принес убыток компании);
  • Около 50 % существующих клиентов компании не прибыльны из-за неэффективного взаимодействия с ними;
  • Увеличение "удержания" клиентов на 5 % увеличивает прибыль компании на 25-55 %;
  • В среднем компания контактирует 6 раз в год с потенциальным и только 4 раза в год с существующим клиентом…

Знакомые утверждения и статистика, не правда ли? Но спросите себя, а есть ли в Вашей компании инструмент, который позволяет оценить, насколько близки показатели компании к приведенным выше среднестатистическим данным? В чем Ваша компания эффективней, а в чем проигрывает "среднестатистической"? Имеется ли вообще у Вас средство, позволяющее анализировать данные обо всех клиентах, поставщиках, партнерах и конкурентах в единой базе?

Задача: не потерять клиентов

Примечание:
* Первая статья из цикла была опубликована 30 октября 2008 года.

В условиях спада спроса для любой компании одной из главных задач является контроль и удержания клиентов - основного, а в большинстве случаев и единственного источника дохода компании. Как говорит одна бизнес-поговорка: "Клиент кормит Вас и Ваших детей".

Давайте еще раз вспомним "избитые" фразы, которые обязан знать каждый руководитель и менеджер по продажам:

  • 20 % клиентов приносят 80 % прибыли (правило Парето);
  • Затраты на привлечение нового клиента в 5-10 раз больше, чем на удержание существующего;
  • Большая часть компаний из списка Fortune 500 теряет 50 % своих клиентов каждые 5 лет;
  • Большая часть клиентов окупается лишь через год работы с ними (соответственно, если клиент "ушел" до этого срока, то он принес убыток компании);
  • Около 50 % существующих клиентов компании не прибыльны из-за неэффективного взаимодействия с ними;
  • Увеличение "удержания" клиентов на 5 % увеличивает прибыль компании на 25-55 %;
  • В среднем компания контактирует 6 раз в год с потенциальным и только 4 раза в год с существующим клиентом…

Знакомые утверждения и статистика, не правда ли? Но спросите себя, а есть ли в Вашей компании инструмент, который позволяет оценить, насколько близки показатели компании к приведенным выше среднестатистическим данным? В чем Ваша компания эффективней, а в чем проигрывает "среднестатистической"? Имеется ли вообще у Вас средство, позволяющее анализировать данные обо всех клиентах, поставщиках, партнерах и конкурентах в единой базе?

Клиентская база: а есть ли она у нас?

Любому руководителю очевидно, что в условиях, когда нет сверхбыстрого роста рынка, недопустимо тратить большое количество времени на сбор и анализ данных о клиентах или, например, терять данные о клиентах при увольнении менеджера. Компания в любой момент времени должна знать, кто является ее клиентами.

К сожалению, в большинстве российских компаний, не имеющих CRM-системы, данные о клиентах разбросаны по самым разным источникам. Информация о клиентах, партнерах, поставщиках и конкурентах хранится в блокнотах, на листочках у менеджеров, в электронных таблицах, бесплатных электронных органайзерах, почтовых программах или программах, созданных специально для компании собственными или приглашенными программистами.

Российский пример: мебельный салон Петра Семеновича

Рассмотрим использование клиентоориентированных технологий (CRM) на примере небольшого мебельного салона в городе Ярославле.

Предприятие Петра Семеновича, директора и владельца компании, занимается оптово-розничной продажей мебели. В последнее время Петра Семеновича очень заботит актуальность информации о клиентах, партнерах и поставщиках, а также способы хранения этой информации в компании. Сейчас данные о названиях компаний клиентов, телефонах, адресах, фамилиях и именах контактных лиц хранятся в общей электронной таблице. Но Петр Семенович столкнулся с тем, что часть информации хранится только в блокнотах менеджеров по продажам. Также информация о клиентах содержится в почтовых программах и в скаченных через Интернет бесплатных электронных органайзерах некоторых менеджеров. Например, недавно менеджер Петров не смог прийти на работу по уважительной причине, а у него на этот день была запланирована сделка с клиентом. Вся информация о клиенте и условиях сделки находилась в личном блокноте Петрова, который он всегда носит в своем портфеле. В итоге сделка сорвалась, клиент приобрел мебель у конкурента…

Также Петр Семенович хотел бы проанализировать клиентов и разделить их на несколько групп по объему продаж, по стабильности закупок, по перспективности. Сейчас это делается интуитивно и очень условно и не всегда соответствует действительности. Это часто является причиной потери важного клиента из-за недостаточного внимания к нему со стороны менеджера.

На днях Петр Семенович ожидает от поставщиков новую коллекцию мебели, и возникает срочная задача, касающаяся базы клиентов. Петр Семенович считает, что мебель будет интересна определенному кругу клиентов, и он хотел бы сделать персональную электронную рассылку только ста основным (VIP) клиентам, так как количество товара ограничено. Но он думает, что данная рассылка займет у него целый день и трудновыполнима. Без единой и актуальной клиентской базы и возможности быстро выбрать необходимых клиентов с нужными параметрами придется делать список рассылки вручную.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, Петр Семенович пришел к выводу: "Отсутствие единой клиентской базы приносит много неудобств: данные о клиентах и сделках теряются, нет возможности разделить клиентов на группы и быстро с ними связаться. Такая ситуация резко снижает конкурентоспособность моей компании в условиях кризиса".

"1С:CRM": решение задачи контроля и сохранения клиентской базы

Правда, знакомая ситуация? Давайте перечислим вместе те факторы, которые отвечают на вопрос: "Зачем собирать информацию о клиентах в единую базу?", и проиллюстрируем, как данные задачи решает продукт "1С:CRM".

Итак, зачем же собирать информацию о клиентах в единую базу:

  • Чтобы иметь соответствующую действительности и доступную информацию о клиентах, поставщиках, партнерах и конкурентах. Например, чтобы быстро найти телефон и адрес компании по наименованию или узнать адрес удаленного склада поставщика и его режим работы.
  • Чтобы сотрудник не унес с собой данные о клиентах и поставщиках, и компания не потеряла их навсегда. Например, при увольнении менеджера все контакты и история работы с клиентами останутся в компании, и будет возможно продолжать с ними работу.

    Рис. 1. "1С:CRM" - расширенная информация о клиенте и контактных лицах в карточке клиента позволяет сохранить информацию о клиентах в случае увольнения менеджера по продажам, быстро связаться с клиентом удобным способом и провести анализ базы клиентов по различным аналитическим параметрам.
  • Чтобы сравнить клиентов между собой и выбрать наиболее перспективных и важных для компании клиентов. Например, проанализировав клиентов по объему, стабильности и суммам продаж, а также их лояльности и перспективности, мы можем выделить наиболее важных для компании клиентов и сконцентрировать усилия на работе с ними. Тем самым мы экономим ресурсы компании и используем их наиболее эффективным способом.

    Рис. 2. "1С:CRM" - сегментация клиентской базы по стабильности закупок и по доле клиентов в общих продажах компании ("АВС/XYZ-анализ" клиентов) позволяет в любой момент времени выделить ключевых (VIP) клиентов компании.
  • Чтобы выделять, в зависимости от текущей задачи, группы клиентов с общими характеристиками (сегменты). Например, для персонального предложения 100 клиентам потребовалось бы 100 персональных коммерческих предложений. В случае работы с группами клиентов достаточно 5-7 различных предложений, учитывающих характеристики различных сегментов. Таким образом, подготовив 5-7 коммерческих предложений, мы можем работать со всей базой в 100 клиентов.

    Рис. 3 "1С:CRM" - сегментация клиентской базы по региону и виду деятельности позволяет выделить несколько основных сегментов клиентов и, например, персонально каждому из них предложить специальные условия покупки или сервиса с помощью автоматизированной электронной рассылки.

В следующей статье из цикла "1С:CRM - инструмент антикризисного управления" мы рассмотрим на примере реальной практики российских компаний использование технологий CRM для создания истории взаимоотношений с клиентами.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Налоговая амнистия для малого бизнеса

Поддерживаете ли вы проведение налоговой амнистии для малого бизнеса?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги