Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Регистрация контрольно-кассовой техники

10.08.2009
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Регистрация контрольно-кассовой техники
Подавляющее большинство организаций и индивидуальных предпринимателей ведут наличные расчеты с физическими лицами, а значит, применяют контрольно-кассовую технику в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Действующая процедура регистрации, перерегистрации и снятия с учета кассовых аппаратов в общем виде была установлена еще два года назад*. Однако она не описывала весь спектр действий работников ИФНС, ответственных за регистрацию ККТ, что, конечно, не способствовало прозрачности процедуры и сокращению нарушений со стороны налоговых органов. Теперь проблем при регистрации ККТ должно стать меньше - приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н утвержден Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники. Вашему вниманию предлагается комментарий к документу Л.П. Фомичевой, аудитора.

Содержание


Примечание:
* Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470. С комментарием к документу можно ознакомиться на сайте.

Административные регламенты разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679, и устанавливают сроки и последовательность действий чиновников, порядок взаимодействия физических и юридических лиц с конкретным ведомством. Соответствующий Административный регламент исполнения налоговой службой государственной функции по регистрации контрольно-кассовой техники (далее по тексту - Регламент) был утвержден приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н и зарегистрирован в Минюсте России 23.04.2009 (рег. № 13829)*. Знание основных положений Регламента поможет организациям и индивидуальным предпринимателям - пользователям ККТ избежать проблем при регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах.

Примечание:
* Приказ Минфина России от 10.03.2009 № 19н должен вступить в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (на момент подписания номера в печать приказ не опубликован и, соответственно, дата вступления в силу не определена).

Исполнение государственной функции по регистрации ККТ включает в себя следующие административные процедуры: прием документов от пользователя (уполномоченного лица), рассмотрение представленных документов, осмотр контрольно-кассовой техники, ее фискализация и регистрация, а также перерегистрация и снятие с регистрации контрольно-кассовой техники.

Регламент регистрации ККТ в налоговом органе

Примечание:
* Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470. С комментарием к документу можно ознакомиться на сайте.

Административные регламенты разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679, и устанавливают сроки и последовательность действий чиновников, порядок взаимодействия физических и юридических лиц с конкретным ведомством. Соответствующий Административный регламент исполнения налоговой службой государственной функции по регистрации контрольно-кассовой техники (далее по тексту - Регламент) был утвержден приказом Минфина России от 10.03.2009 № 19н и зарегистрирован в Минюсте России 23.04.2009 (рег. № 13829)*. Знание основных положений Регламента поможет организациям и индивидуальным предпринимателям - пользователям ККТ избежать проблем при регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах.

Примечание:
* Приказ Минфина России от 10.03.2009 № 19н должен вступить в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (на момент подписания номера в печать приказ не опубликован и, соответственно, дата вступления в силу не определена).

Исполнение государственной функции по регистрации ККТ включает в себя следующие административные процедуры: прием документов от пользователя (уполномоченного лица), рассмотрение представленных документов, осмотр контрольно-кассовой техники, ее фискализация и регистрация, а также перерегистрация и снятие с регистрации контрольно-кассовой техники.

Кому нужно регистрировать ККТ

Прежде чем перейти к рассмотрению основных положений Регламента, напомним, при осуществлении каких операций следует применять контрольно-кассовую технику, и кто должен приобретать и регистрировать ККТ в налоговых органах.

Применять ККТ должны все организации или индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги или продающие товар за наличные деньги или с использованием платежных карт (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее - Закон № 54-ФЗ). Исключения из этого правила предусмотрены в пунктах 2 и 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

Первое исключение связано со спецификой деятельности. Организации или индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ, но только при осуществлении определенных видов деятельности, прямо поименованных в Законе № 54-ФЗ.

ККТ можно не применять, в частности, при реализации ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте, при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за некоторыми исключениями), при ведении торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив, торговле из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами, при разносной мелкорозничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами, приеме от населения стеклопосуды и утильсырья (за исключением металлолома) и др.

Второе исключение обязывает организации и индивидуальных предпринимателей при неприменении ККТ выдавать бланки строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам (далее - БСО), а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлен Правительством РФ в Постановлении от 06.05.2008 № 359*.

Примечание:
* Комментарий к документу опубликован в статье Новые правила оформления бланков строгой отчетности

Если в перечень исключений организация или индивидуальный предприниматель не попадают, они обязаны применять ККТ. Неиспользование ККТ в остальных случаях наличных денежных расчетов является основанием для привлечения организации/индивидуального предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ. Административный штраф за такое нарушение составляет: для кассиров-операционистов, допустивших нарушение - от 1 500 руб. до 2 000 руб.; для индивидуальных предпринимателей - от 3 000 руб. до 4 000 руб.; для юридических лиц - от 30 000 руб. до 40 000 руб.

При этом неприменением ККТ может считаться не только физическое отсутствие кассового аппарата при осуществлении торговли за наличный расчет. Неприменением ККТ признаются также: использование машины, не включенной в Государственной реестр ККТ/не зарегистрированной в налоговых органах, непробитие чека либо указание в нем суммы, менее уплаченной покупателем, невыдача БСО и др. (см. постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16).

Приобретая ККТ, необходимо учесть требования, которые предъявляет к ней Закон № 54-ФЗ, а именно: модель должна быть внесена в Государственный реестр, ККТ должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме, быть исправна и опломбирована в установленном порядке.

Регистрация ККТ в налоговом органе

Приступать к эксплуатации ККТ можно только после того, как она пройдет регистрацию в налоговом органе, в котором организация или индивидуальный предприниматель - пользователь контрольно-кассовой техники состоит на налоговом учете.

Если ККТ применяется обособленным подразделением организации, то ее регистрируют по месту нахождения этого подразделения. В каждой инспекции есть специальные отделы, осуществляющие все операции по регистрации и снятию с учета ККТ.

Действующее Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 (далее по тексту - Положение о регистрации ККТ).

Пунктом 15 Положения о регистрации ККТ и пунктом 27 Регламента установлен следующий пакет документов, который нужно представить в налоговый орган для регистрации ККТ. Обращаем внимание, что данный список необходимых документов является исчерпывающим, ввиду чего требование налоговых органов о предоставлении пользователем ККТ иных документов является неправомерным.

  1. Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утвержденной приказом ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@.
  2. Паспорт контрольно-кассовой техники на подлежащую регистрации ККТ. Напомним, что паспорт ККТ содержит сведения об этой технике, в том числе отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной ККТ.
  3. Договор о технической поддержке, заключенный между пользователем ККТ и ее поставщиком либо центром технического обслуживания (далее по тексту - ЦТО).

Указанные документы можно подать в налоговый орган лично, придя в установленное приемное время, либо направить их по почте.

Регламентом (п. 32) установлен максимальный срок приема и регистрации ответственным работником ИФНС одного комплекта документов при личном визите представителя пользователя ККТ - 30 минут. Если документы отправлены в ИФНС по почте (п. 19 Регламента), то они будут зарегистрированы не позднее рабочего дня, следующего за датой получения корреспонденции налоговым органом. Во всех случаях ИФНС обязана изучить представленные документы:

  • если документы в порядке - зарегистрировать ККТ без взимания какой-либо платы в срок не позднее 5 рабочих дней со дня представления комплекта документов (п. 18, п. 29, п. 36 Регламента, п. 16 Положения о регистрации ККТ);
  • если представлен неполный комплект документов или они имеют недочеты - в тот же пятидневный срок отправить заявителю по почте соответствующее сообщение с уведомлением о вручении (п. 37 Регламента).

После проверки документов (в т. ч. повторно представленных после устранения неточностей) ответственный за регистрацию ККТ сотрудник ИФНС должен согласовать с пользователем ККТ (лично или по телефону, указанному в заявлении) дату, время и место проведения осмотра ККТ, включения фискального режима ее функционирования и регистрации (п. 38 Регламента). Осмотр и фискализация ККТ могут проводиться:

  • в налоговом органе в установленные приемные дни;
  • непосредстенно на месте установки ККТ (например, так поступают при регистрации громоздких POS-терминалов).

При проведении проверки ККТ сотрудник налогового органа сначала обязан убедиться в исправности ККТ, целостности корпуса и наличии на нем специальных знаков "Государственный реестр", "Сервисное обслуживание" и идентификационного знака с наименованием модели и заводским номером (п. 39 Регламента).

После проверки исправности ККТ проводится так называемая фискализация (п. 40 Регламента). Фискальный режим работы ККТ обеспечивает регистрацию данных о ККТ и операциях, выполненных на ней, в фискальной памяти (определения фискальной памяти, фискального режима и фискальных данных приведены в статье 1 Закона № 54-ФЗ). Обычно в процедуре участвует и специально вызванный специалист ЦТО, который осуществляет специальное программирование ККТ, вводит реквизиты, которые должны печататься на чеке, и производит опломбирование ККТ.

Фискализация проводится в специальном режиме, который доступен только производящему ее работнику налогового органа. Перечни и формат информации, вводимой в фискальную память ККТ с участием представителей налоговых органов при первичной регистрации и перерегистрации техники, утверждаются ФНС России (п. 18 Положения о регистрации ККТ, приказ ФНС России от 08.08.2008 № ММ-3-2/351@). Сотрудник налогового органа устанавливает специальный цифровой пароль, защищающий фискальную память от взлома. А также проверяет работу всех счетчиков и наличие необходимых реквизитов на кассовом чеке, отпечатывает чек на сумму 1 рубль 11 копеек и снимает первый Z-отчет. Данные документы вместе с заявлением о регистрации контрольно-кассовой техники хранятся в территориальном налоговом органе в течение 5 лет (п. 41 Регламента).

По окончании процедуры фискализации сотрудник ИФНС совместно с пользователем ККТ подписывают акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков ККТ (п. 42 Регламента).

Затем представитель ИФНС присваивает ККТ номер и делает запись в книге учета ККТ, которую ведут налоговые органы, ставит отметку в паспорте ККТ и заверяет ее печатью налогового органа (п. 43 Регламента, п. 17 Положения о регистрации ККТ, приложение № 2 к приказу ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@). По завершении указанных действий заявителю выдается карточка регистрации ККТ, подписанная руководителем налогового органа и заверенная соответствующей печатью. Одновременно заявителю возвращаются паспорт ККТ и договор о ее техническом обслуживании (п. 44, п. 45 Регламента, приложение № 3 к приказу ФНС России от 09.04.2008 № ММ-3-2/152@).

Карточка регистрации ККТ должна храниться у налогоплательщика по адресу, указанному в карточке регистрации ККТ до конца срока эксплуатации. При утере или утрате карточки регистрации ККТ налоговым органом выдается ее дубликат. Для этого пользователю ККТ необходимо представить в ИФНС заявление, в котором указываются регистрационные данные пользователя и ККТ, а также причина выдачи дубликата.

Причины отказа в регистрации ККТ

Пунктом 22 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым налоговый орган вправе отказать в регистрации ККТ:

  • представление неполного комплекта необходимых документов, а также документов, оформленных в неустановленном порядке, при условии неустранения пользователем указанных недостатков;
  • предъявление для регистрации модели ККТ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него;
  • истечение нормативного срока амортизации ранее применявшейся техники, исключенной из Государственного реестра ККТ;
  • предъявление ККТ, находящейся в розыске;
  • обнаружение неисправности, отсутствие марки-пломбы, идентификационного знака, а также средств визуального контроля (знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание");
  • отсутствие заключенного договора о технической поддержке ККТ между пользователем и поставщиком/ЦТО;
  • представление при перерегистрации ККТ чеков, контрольных лент и фискальных отчетов, не соответствующих техническим требованиям к этой технике или отпечатанных в нефискальном режиме.

При отказе в регистрации инспекция в течение пяти дней с даты представления заявления в налоговый орган направит владельцу письмо с указанием причин отказа и вернет комплект ранее поданных им документов (п. 23 Регламента).

Перерегистрация и снятие с учета ККТ

Если в ходе эксплуатации ККТ место ее установки по какой-либо причине меняется, то в карточку регистрации ККТ необходимо внести соответствующие изменения. Для этого пользователь ККТ должен представить в ИФНС по месту регистрации соответствующее заявление, на основании которого в регистрационную карточку ККТ вносится запись о новом ее фактическом местонахождении с указанием периода нахождения (если ККТ передается на определенное время).

Перерегистрация ККТ осуществляется налоговым органом также в течение пяти рабочих дней после получения соответствующего заявления о перерегистрации, при наличии паспорта ККТ и карточки регистрации ККТ (п. 16 Положения о регистрации, п. 28, п. 46 Регламента). Инспектор обязан отпечатать фискальный отчет за весь период эксплуатации техники, сделать соответствующую отметку в паспорте ККТ и заверить ее печатью налогового органа (п. 47, п. 48 Регламента).

Если ККТ переводится по новому адресу, который курирует другая ИФНС, то по прежнему адресу ККТ следует снять с учета. Снятие ККТ с учета производится также в течение пяти рабочих дней после получения соответствующего заявления, паспорта ККТ и карточки регистрации. При этом снимаются фискальный отчет за последние 3 года эксплуатации ККТ, краткий фискальный отчет за весь период эксплуатации; составляется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков; в паспорт ККТ вносятся данные о пароле доступа к фискальной памяти; в книге учета ККТ и карточке регистрации делается соответствующая отметка (п. 16, п. 17 Положения о регистрации ККТ, п. 49-54 Регламента).

Если модель ККТ в силу разных причин исключается из Государственного реестра контрольно-кассовой техники, то ее дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока амортизации. По истечении нормативного срока эксплуатации налоговый орган снимет ККТ с учета без заявления налогоплательщика, письменно уведомив об этом владельца ККТ не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока амортизации (п. 19 Положения о регистрации, п. 53 Регламента).

Обжалование действий ИФНС

В пунктах 66-76 Регламента закреплен общий порядок обжалования действий (бездействия) и решений налоговых органов по выполнению ими функции регистрации ККТ. Обжалование производится в досудебном (внесудебном) и судебном порядке. В первом случае пользователю ККТ следует подать письменное обращение (жалобу) в вышестоящую структуру (обращаем внимание - с жалобой на ИФНС следует обращаться непосредственно в ФНС России, минуя региональное Управление ФНС России). В жалобе должны быть указаны: наименование органа - адресата жалобы (ФНС России), а также полное наименование организации/индивидуального предпринимателя, ИНН, адрес местонахождения и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. В тексте обращения излагаются: обстоятельства обжалуемого действия или бездействия, а также основания, по которым пользователь ККТ считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность. Дополнительно могут быть указаны наименование должности, ФИО должностного лица налогового органа, действие/бездействие/решение которого обжалуется, а также иные сведения, которые пользователь считает необходимым сообщить.

В подтверждение доводов к жалобе могут прилагаться документы либо их копии. Ускорить рассмотрение вопроса можно, записавшись на личный прием к соответствующим должностным лицам ФНС России.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней с момента ее регистрации (в исключительных случаях он может быть продлен еще максимум на 30 дней, о чем налоговый орган обязан уведомить заявителя). По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований пользователя либо об отказе в их удовлетворении. Письменный ответ направляется заявителю. Если пользователю уже давались ответы по существу вопроса ранее, то повторные жалобы (письменные или изложенные в ходе личного приема у должностного лица ФНС России) могут быть оставлены без ответа. Пожаловаться можно также по телефону и через Интернет-сайт ИФНС. При этом следует сообщить ту же информацию, что и при подаче письменной жалобы.


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Налог на доходы ниже прожиточного минимума

Нужно ли освободить от НДФЛ доходы ниже прожиточного минимума?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги