Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 был утвержден Порядок представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. В данной статье М.С. Мухин, президент ООО "Центр налоговых экспертиз и аудита" (Санкт-Петербург), рассматривает актуальные вопросы применения указанного документа с учетом данных Ростехнадзором разъяснений в письме от 22.06.2010 № 00-07-12/3116, а также очередного Постановления ВАС РФ.

Содержание

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства 1 (далее - СМСП) с 30 июня 2009 года были освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).

Каждому, кто хотя бы в малой степени знаком с этой обязанностью, понятно, насколько позитивным стало данное новшество для СМСП, избавившихся не только от утомительных бюрократических процедур, но и от навязчивых рекомендаций услуг коммерческих организаций, занимающихся разработкой ПНООЛР на платной (и весьма недешевой) основе.

Позитивные эмоции от принятия действительно прогрессивного закона на довольно длительное время оставили без должного внимания оговорку о том, что отмена разработки ПНООЛР компенсируется возложением на них обязанности представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее - отчетность об отходах) в порядке, который следовало определить Минприроды России.

Относительно благополучный период, когда обязанность разрабатывать ПНООЛР была для СМСП уже отменена, а порядок представления отчетности об отходах еще не определен, продлился менее года. Приказом от 16.02.2010 № 30 (далее - приказ № 30) Минприроды России утвердило Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок).


1 Критерии отнесения юридических ли и индивидуальных предпринимателей к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Отчетность субъектов малого и среднего бизнеса перед Ростехнадзором

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 309-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства 1 (далее - СМСП) с 30 июня 2009 года были освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).

Каждому, кто хотя бы в малой степени знаком с этой обязанностью, понятно, насколько позитивным стало данное новшество для СМСП, избавившихся не только от утомительных бюрократических процедур, но и от навязчивых рекомендаций услуг коммерческих организаций, занимающихся разработкой ПНООЛР на платной (и весьма недешевой) основе.

Позитивные эмоции от принятия действительно прогрессивного закона на довольно длительное время оставили без должного внимания оговорку о том, что отмена разработки ПНООЛР компенсируется возложением на них обязанности представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее - отчетность об отходах) в порядке, который следовало определить Минприроды России.

Относительно благополучный период, когда обязанность разрабатывать ПНООЛР была для СМСП уже отменена, а порядок представления отчетности об отходах еще не определен, продлился менее года. Приказом от 16.02.2010 № 30 (далее - приказ № 30) Минприроды России утвердило Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок).


1 Критерии отнесения юридических ли и индивидуальных предпринимателей к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства установлены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Форма отчетности об отходах:

где найти …

Приказ № 30 многих природопользователей застал врасплох. Одной из причин этого можно считать весьма сжатый срок, прошедший с даты официального опубликования приказа № 30 (23.04.2010) до последнего дня представления отчетности об отходах за 2009 год (30.06.2010). При этом весьма оригинальной отличительной чертой приказа № 30 стало то обстоятельство, что собственно форма отчетности об отходах им утверждена не была. Вместо этого Минприроды России предложило заинтересованным лицам посетить официальный сайт Ростехнадзора в сети Интернет для ознакомления с электронной версией оформления отчетности и программным обеспечением для ее формирования (п. 16 Порядка).

Природопользователей, пытавшихся ознакомиться с формой отчетности об отходах на сайте Ростехнадзора, долгое время ждало разочарование - Ростехнадзор явно не спешил ее размещать. Лишь за считанные недели до истечения срока представления отчетности об отходах желанная форма появилась в свободном доступе.

Письмом Ростехнадзора от 08.06.2010 № 00-07-12/2968 форма отчетности об отходах была доведена до заинтересованных лиц привычным способом. Впрочем, указанное письмо появилось в свободном доступе уже после истечения срока представления отчетности об отходах.

… и как заполнить

Как следует из пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отчетность об отходах носит уведомительный характер. Ее представление не порождает для СМСП обязанности по внесению в бюджет каких-либо обязательных платежей.

Вместе с тем природопользователям следует учитывать возможные последствия, связанные с содержанием отчетности об отходах.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на приложения к отчетности об отходах (п. 12 Порядка), в состав которых включены:

1) копия документа, подтверждающего наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности - в случае осуществления отчитывающимся СМСП деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке размещению отходов I-IV класса опасности. Копия документа, подтверждающего наличие лицензии, заверяется печатью отчитывающегося СМСП;

2) копии договоров на передачу отходов другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям или на прием отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период и копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам. Копии указанных договоров и актов заверяются печатью отчитывающегося СМСП;

3) копии приемосдаточных актов о приеме лома и отходов черных и цветных металлов;

4) копии документов, подтверждающих наличие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся СМСП передал в отчетном периоде отходы I-IV класса опасности. Копии указанных документов, подтверждающих наличие лицензий, заверяются печатями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым отчитывающийся СМСП передал в отчетном периоде отходы I-IV класса опасности.

Документы, указанные в подпунктах 1 и 3, большинству отчитывающихся СМСП представлять не потребуется. Деятельность большинства из них связана с образованием и передачей отходов. Указанная деятельность лицензированию не подлежит.

Такие действия, как сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение отходов, в среде СМСП являются, скорее, исключением, чем правилом. То же самое относится к приему лома и отходов черных и цветных металлов.

А вот документы, перечисленные в подпунктах 2 и 4, позволяют государственным органам получить важнейшую для осуществления экологического контроля информацию, подтверждающую факт образования у СМСП отходов, а также их передачу лицензированному получателю.

Отдельно следует подчеркнуть, что отсутствие у отчитывающегося СМСП паспортов на отходы I-IV класса опасности практически наверняка обеспечит его включение в план проверок органами государственного экологического контроля.

Штраф же за отсутствие паспортов (ст. 8.2 КоАП РФ) в несколько раз превышает штраф за непредставление отчетности об отходах (ст. 8.5 КоАП РФ). Поэтому отчитывающимся СМСП следует учитывать, что представление отчетности об отходах является не формальной процедурой, а по сути - подготовкой к последующим контрольным мероприятиям.

Ростехнадзор разъясняет

Письмом от 22.06.2010 № 00-07-12/3116 Ростехнадзор разъяснил ряд положений приказа № 30, вызывавших вопросы у природопользователей. Большинство разъяснений носит вполне разумный характер и направлены на избавление СМСП от неправомерных требований.

Среди них, прежде всего, следует отметить указание на то, что территориальный орган Ростехнадзора ни при каких обстоятельствах не вправе отказать в приеме и регистрации любой документации, поступающей от заявителей (ответ № 2). Стремление многих чиновников отказывать в принятии отчетности под любыми (в том числе самыми надуманными предлогами) общеизвестно. Теперь им придется осознать, что прием отчетности - это не одолжение со стороны государственного служащего, а выполнение им своей непосредственной обязанности.

Также с положительной стороны следует отметить ответ на вопрос № 1, где Ростехнадзор указывает на отсутствие необходимости представлять отчетность об отходах, помимо бумажного, на дополнительных носителях. Правда, это касается лишь тех СМСП, которые сформировали отчетность об отходах при помощи информационной системы Ростехнадзора.

Вместе с тем ответ на вопрос № 7, касающийся взаимосвязи между отчетностью об отходах и платой за размещение отходов, продемонстрировал, что Ростехнадзор по-прежнему не намерен пересматривать свою точку зрения относительно внесения данного платежа хозяйствующими субъектами, в том числе - СМСП. Как уже давно известно, указанная точка зрения основывается на квалификации практически любой деятельности, осуществляемой с отходами, как их размещение. В связи с этим согласно указанной трактовке любые юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вносить плату за пресловутые мусорные корзины под столами в своих офисах. При этом, как отмечает Ростехнадзор, до вступления в силу приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 2 плата за размещение отходов в отсутствие установленных лимитов взимается с пятикратным повышающим коэффициентом вне зависимости от подачи отчетности об отходах.


2 Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 вступит в силу с момента отмены постановления Правительства РФ от 16.06.2000 № 461

ВАС РФ: позиция остается неизменной

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ неоднократно указывал на необоснованность позиции Ростехнадзора, уклоняющегося от оценки термина "размещение отходов" в том значении, которое ему придается в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Наиболее подробно эта точка зрения изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14561/083.

Впоследствии судебные составы ВАС РФ не раз ссылались на указанное постановление как на определяющее судебную практику по вопросу взимания платы за размещение отходов. Отметим следующие определения:

  • от 01.07.2009 № ВАС-5602/09 по делу № А05-5245/2008;
  • от 28.10.2009 № ВАС-13981/09 по делу № А53-21385/2008-С4-45;
  • от 09.12.2009 № ВАС-13103/09 по делу № А23-1764/09А-11-67;
  • от 25.12.2009 № ВАС-14145/09 по делу № А21-228/2009.

Тем не менее, упорство органов государственного экологического контроля в отстаивании своей позиции, видимо, оказалось столь велико, что Президиум ВАС РФ был вынужден еще раз высказаться на эту тему. Постановление от 20.07.2010 № 4433/10 по делу № А12-16737/2009 должно развеять последние иллюзии идеологов мусорной корзины: размещение отходов было и остается специализированным видом деятельности, к осуществлению которого подавляющее большинство хозяйствующих субъектов не имеет никакого отношения. Остается лишь пожелать природопользователям твердости в отстаивании своих интересов. Тем более, что в руках у них есть такие серьезные аргументы, как два постановления Президиума ВАС РФ, подтверждающие необоснованность притязаний органов государственного экологического контроля.


3 См. статью Мухина М.С. "Плата за размещение отходов: новости из ВАС РФ" (/document.jsp?ID=1443)

 

Отчетность субъектов малого и среднего бизнеса перед органами Ростехнадзора: Заключение

Приказ № 30 является продолжением весьма позитивных новаций в законодательстве об отходах. Тем не менее, Ростехнадзор сумел весьма грамотно использовать его для реализации своих идей. В результате приказ № 30 объективно способствует повышению эффективности государственного экологического контроля. Поэтому СМСП, представляющим отчетность об отходах, следует очень внимательно отнестись к ее составлению и быть готовыми к визитам проверяющих органов.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии