Продолжаем рубрику «Бухгалтер в ответе», в которой знакомимся с нашими читателями-бухгалтерами. Наш сегодняшний собеседник – Лариса Гордиенко из Ижевска. В юности Лариса смотрела на бухгалтеров как на хозяев жизни. И не ошиблась. Уж хозяйкой собственной жизни она точно стала, а франшиза «1С:Бухобслуживание» ей в этом сильно помогла.
– Лариса, давайте начнем с главного. Что для вас бухгалтерия? Обязанность или удовольствие?
– Для меня это игра. Хотя когда-то, на рубеже 2000-х, я смотрела на эту профессию как на мостик в хорошую жизнь. Образование у меня экономическое, более того, профильное – «Финансы и кредит». Но начинала я с самых-самых низов, с кассира-операциониста в магазине «Эльдорадо». Время было нелегкое, особого выбора не было. Я, работая кассиром в «Эльдорадо», смотрела, как живет главный бухгалтер, и, честно говоря, завидовала.
Вообще-то мечтой моей была работа в банке. Я очень долго ходила по всем ижевским банкам и просила взять меня на работу. Готова была работать даже без зарплаты, чисто ради опыта: я же понимала, что без него никому не нужна. Но без связей в банках мне отказывали, а вот в одной аудиторскую организации повезло. Сказали – давайте попробуем. И уже через месяц работы заплатили полноценную зарплату.
К 25 годам я доросла до того, чтобы пойти главбухом в организацию, оптом торгующую металлическими изделиями. Потом, в силу авантюрного склада характера, мне захотелось узнать бухгалтерию с противоположной стороны, и я устроилась в налоговую службу. И меня не остановило, что зарплата стала в два раза меньше, а работать было очень тяжело. Интересно, конечно, но система в налоговой тогда была крайне бюрократическая, любую бумажку надо было ходить подписывать по кабинетам с первого по четвертый этаж. Ну и уже после такого испытания, после работы в налоговой, я приняла решение открыть свой бизнес.
– И с чего начали?
– Да, как многие, наверное, со знакомых. Взяла пару компаний на обслуживание. Постепенно через «сарафанное» радио клиентов становилось больше.
Дальше встал вопрос – оставаться бухгалтером-"домушником" или переходить на новый уровень - нанять сотрудников, открыть офис. Должна сказать, что нанять первого работника – это самый сложный шаг. У тебя появляется ответственность не только за себя, но и за другого человека. Но сотрудник у меня все же появился.
Потом я задумалась, как нам выделяться на общем фоне. Конкуренция на бухгалтерском рынке высокая и ослабевать не будет. В 2018 году мне попалась
– Не пожалели?
– Когда мы начали изучать всю программу франшизы, то попали в новый мир технологий. Кроме того, пришла я в франшизу с 17 клиентами, а сейчас их больше 50.
– Видимо, тут-то и началась та игра, о которой вы сказали в самом начале.
– Да, мне нравится работать с программой. Понимать, как она "думает", как заложены алгоритмы. Нравится автоматизировать процессы, убирать рутину. Проводить аналитику, высчитывать какие-то показатели. Бухгалтерия – это интересно, если к ней правильно подойти. А если сидеть и вручную вводить бумажки, то, конечно, скучно. Даже с программкой по распознаванию текста (речь о сервисе
– Вы программы 1С воспринимаете как партнеров?
– Многие бухгалтеры не пользуются функционалом программ даже на 50%. Просто не знают об их возможностях. А мне нравится выискивать, смотреть, анализировать. До чего-то я сама дохожу, о чем-то читаю. А франшиза мне очень многое дает как руководителю, аналитику.
– А до франшизы ваша исследовательская предрасположенность как-то проявлялась?
– Ну, у базовой версии 1С:Бухгалтерии 8, на которой мы работали, функционал тогда был очень ограниченный. Хотя относительно "семерки" и она была прекрасна. Приходилось использовать Excel, и для каких-то данных, которые сейчас можно свести нажатием одной кнопочки, прописывать формулы, самой как-то додумывать. Было много ручного труда. А сейчас просто космос, мне кажется. Франшиза окрыляет.
– Давайте вернемся в 2018 год, когда вы начали работать с 1С:Бухобслуживание. Как все начиналось?
– На старте франшизы нас было всего двое, а по правилам надо, чтобы были оператор и менеджер по продажам. И мы постепенно, по мере возможности, начали набирать сотрудников. А число клиентов выросло резко - когда изначально покупаешь франшизу, тебе дают горячие звонки.
– И что, все было ровно-гладко?
– Не совсем. Я сама совершила несколько серьезных ошибок. Первая – огромная, можно сказать, стратегическая – была в том, что после приобретения франшизы я не смогла преодолеть свое жесткое внутреннее сопротивление. Взять ту же консоль 1С:Бухобслуживания (Консоль аутсорсера - это рабочее место бухгалтера сети 1С:БухОбслуживание, с помощью которого он обслуживает одновременно десятки клиентов. Консоль позволяет смотреть список задач по ведению учета, регистрировать потраченное время. Можно быстро перейти в приложение клиента в "облаке" 1С:Бухобслуживание для выполнение задач без необходимости дополнительно вводить логин и пароль. Из консоли бухгалтер может переписываться со всеми клиентами - прим. редакции). Мне казалось, ну хорошо, клиентов нам дали, спасибо. Но консоль зачем? Этот учет времени отнимает столько усилий...
Сотрудники, понятное дело, сопротивлялись еще сильнее. Человеку вообще сложно переучиваться, принимать что-то новое. Бухгалтер постоянно загружен, куча дел. И тут еще вдруг требуют фиксировать, на что уходит каждая минута. Мои бухгалтеры тогда решили, что я им не доверяю. Ну и я до конца не понимала, насколько это классно, когда ты можешь просчитать себестоимость любого продукта, любой услуги. Требовала от них, конечно, но так, не очень активно.
- А вторая ошибка?
На старте франшизы мне сразу сказали, что невозможно совмещать должности руководителя и главного бухгалтера. Не останется времени на развитие. Я не поверила, казалось, все смогу. Было сложно передать функции главбуха другому человеку, я думала, что лучше меня это никто не сделает. Но по факту получилось так: пока не выберешься из рутины, развиваться не получится. Когда не остается времени на личное общение даже с "горячими" клиентами, невозможно их ни привлечь, ни удержать.
– Признание ошибок – первый шаг, но думаем, что и исправить их вы тоже успели.
– Я полностью поменяла коллектив. Бухгалтер, с которой мы начинали работу, переучиваться напрочь отказывалась, приходила на работу и всех заражала негативом. Сейчас потенциальных сотрудников я сразу ставлю в условия работы с консолью 1С:Бухобслуживание.
Франшиза научила меня, что организация должна быть командой. Я бухгалтерские услуги сравниваю с конвейером или "Макдональдсом", если хотите. Каждый делает какую-то операцию, в итоге выходит качественный продукт. Раньше каждый делал свое и сидел довольный – за другого делать не буду, не помогу ни за что. В итоге один сидит до ночи, другой уходит. А ты, как руководитель, не видишь всей картинки, не понимаешь, с кого снять задачи, а кому и добавить. А сейчас у меня каждый день начинается с анализа того, чем занят каждый мой сотрудник. Если у кого-то мало задач, я оперативно могу их перегруппировать. Консоль 1C:Бухобслуживания очень наглядна, очень помогает в плане управления. Я уже не понимаю, как можно работать без нее.
А что касается отказа от функций главбуха, то надо было сделать это гораздо раньше, глядишь, выросли бы еще быстрее.
– Типичные ваши клиенты, они кто?
– Есть крупные, есть совсем небольшие компании.
– И что нужно крупным на аутсорсинге?
– Обычно у крупных клиентов есть бухгалтер на месте, который занимается первичкой. Он у них в штате, но подчиняется нам. А мы выполняем функции главбуха, предоставляем облачный сервис – для заказчиков это важно, не надо тратиться на обновления. В общем, мы выступаем мостиком между клиентом и технологическими возможностями 1С. Плюс руководителям очень нужна аналитика для принятия управленческих решений. Не все бухгалтеры понимают, что это и как ее дать.
Ну и клиентам нужно человеческое участие, подсказки. Я раз в год езжу по крупным клиентам с подарками, традиционная для аутсорсинговых компаний практика. И каждый раз полностью даю им анализ – вот столько вы налогов заплатили, вот такая динамика относительно предыдущего года. Это добровольно, в пакет обслуживания не входит. Но я должна что-то противопоставить "штатному" главбуху, заказчики должны чувствовать эту заботу.
Еще я учу своих клиентов экономить на налогах. Сейчас, конечно, контроль и автоматизация такие, что делать что-то квазизаконное, не говоря уж о незаконном, просто невозможно. Но есть множество легальных способов экономии. Статус социального предпринимателя, различные региональные льготы, например. Мы помогаем клиентам получать субсидии, финансироваться за счет государства, лизинг и т.п. Хотим для клиента стать чем-то большим, чем просто бухгалтерия. Пришел к нам клиент - и расслабился.
– Что думаете о работе с 1С?
– Я очень довольна франшизой, но моя главная боль – это техподдержка. Не всегда сразу удается попасть на человека, который может помочь. Но, положа руку на сердце, техподдержка 24х7 – это все равно очень здорово.
– Лариса, последний вопрос. Как компенсируете сидячую бухгалтерскую работу?
– На том этаже, где наш офис, – спортивный клуб. Мы приобретаем сотрудникам абонементы, и они занимаются прямо во время рабочего дня, а не только в обеденный перерыв. Такая вот гибкость – не только в мышлении, но и в теле.
Можно сказать жизнь удалась! Молодая, красивая и директор.
жаль что в наше время не было таких возможностей
молодец
Я тоже хочу дать интервью! Куда писать, с кем разговаривать?
Забытая декларация, Редакции можно написать на адрес buh@1c.ru
Присылайте краткий рассказ о себе и своей работе. Затем мы с вами свяжемся.
Что такое 1с: Бухобслуживание?
Новенький, «1С:БухОбслуживание» — это сеть партнеров фирмы «1С», оказывающих услуги по ведению бухгалтерского, налогового, кадрового учета и расчета заработной платы малому бизнесу по единому стандарту, разработанному «1С». Почитайте подробнее тут https://1cbo.ru/