Деятельность с высоким налоговым риском и ее признаки
Под деятельностью с высоким налоговым риском понимают совершение финансово-хозяйственных операций и сделок, потенциально направленных на получение необоснованной налоговой выгоды и причинение материального ущерба бюджету в виде неуплаченных налогов, страховых взносов и прочих обязательных платежей. Получение необоснованной налоговой выгоды при такой деятельности может проявляться, в частности, в следующем:
- завышении стоимости приобретаемых товаров и услуг в целях увеличения расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль организации;
- заявлении вычетов по НДС без правового на то основания;
- неправомерном применении налоговых спецрежимов путем искусственного дробления единого бизнеса на несколько взаимозависимых компаний и т.д.
Как правило, в подобных схемах используются так называемые «технические» компании (фирмы-однодневки), у которых нет работников, недвижимого имущества, производственных мощностей, автопарка и финансовых средств, необходимых для реального исполнения договорных обязательств. Такие компании нужны только для создания формального документооборота и цепочки сделок, искусственно увеличивающих реальную стоимость приобретаемого имущества, работ и услуг.
Поскольку такая деятельность причиняет материальный ущерб бюджету (неуплаченные налоги и незаконное возмещение НДС), в задачи налоговиков входит, в том числе ее выявление и пресечение. Чтобы инспекторам было проще выявлять высокорискованную деятельность и отделять ее от обычной хозяйственной, ФНС утвердила перечень признаков такой деятельности.
К признакам деятельности с высоким налоговым риском сейчас относят (приложение № 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):
- оформление договора с контрагентом, о котором нет информации о государственной регистрации в ЕГРЮЛ;
- сотрудничество с контрагентом-однодневкой;
- совершение операций через посредника, имеющего признаки технической компании (фирмы-однодневки);
- заключение сделок при отсутствии личных контактов руководства компании-поставщика с руководством компании-покупателя;
- отсутствие документального подтверждения обсуждения условий поставок;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента и копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие у налогоплательщика информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных или торговых площадей.
Чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствует во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков. Выявив указанные признаки (один или совокупность), налоговая инспекция с высокой степенью вероятности организует в отношении налогоплательщика выездную проверку. Поэтому на практике лучше избегать сотрудничества с контрагентами, обладающими указанными выше признаками. Кроме того, необходимо отказаться и от совершения подозрительных операций.
Признаки подозрительных операций
Признаки подозрительных операций, которые, с точки зрения налоговиков, также свидетельствуют о ведении налогоплательщиком деятельности с высоким налоговым риском, приведены в приложении № 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. К подозрительным, в частности, относят:
- выпуск, покупку, продажу контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована;
- выдачу и получение займов без обеспечения;
- выдачу и получение займов со сроком погашения долговых обязательств более трех лет;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторсырье, продукция промысла и т.п.);
- операции, совершение которых сопровождается ростом задолженности плательщика или его контрагента на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ и услуг;
- высокозатратные сделки с проблемными контрагентами при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от их осуществления;
- поставки продукции с длительными отсрочками платежа;
- поставки крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты;
- сделки, сопровождаемые расчетами через третьих лиц или расчетами векселями;
- сделки, совершаемые при отсутствии информации о контрагенте в свободном доступе (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.).
Наличие в сделках перечисленных признаков также свидетельствует о высокой степени риска в совершаемой налогоплательщиком деятельности. Поэтому от совершения данного рода сделок лучше отказаться. Если же сомнительные операции с недобросовестными контрагентами уже были совершены, налогоплательщик, не желающий проведения выездной проверки, может предпринять ряд действий по минимизации налоговых рисков.
Что делать налогоплательщикам для минимизации налоговых рисков
Чтобы исключить вероятные претензии со стороны налоговиков и минимизировать возможность проведения выездной налоговой проверки, налогоплательщики должны как можно более тщательно проверять своих контрагентов и потенциальных деловых партнеров на предмет их добросовестности и возможности реального ведения деятельности.
Если самостоятельная проверка контрагента не дала результатов и сомнительная сделка все же была заключена, налогоплательщику стоит быть готовым к тому, что налоговики постараются «снять» расходы по такой сделке и отказать по ней в вычетах по НДС. Кроме того, в отношении такого налогоплательщика будет проведена выездная налоговая проверка.
Чтобы избежать всех этих негативных последствий, налогоплательщик должен исключить все сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период. Одновременно он должен уведомить ИФНС о мерах, предпринятых для снижения налоговых рисков. Уведомление осуществляется путем подачи соответствующих уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Для идентификации цели подачи уточненной декларации налогоплательщикам рекомендуется одновременно с уточненной декларацией представлять пояснительную записку по форме, рекомендованной в приложении № 5 к приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
ИФНС, получившая уточненные налоговые декларации и пояснительную записку, проведет камеральную налоговую проверку, в рамках которой дополнительные документы у налогоплательщика истребовать не будут. При этом выездную проверку в отношении такого плательщика также назначать не будут. Выездная проверка плательщика, минимизировавшего свои налоговые риски, может проводиться лишь в исключительных ситуациях (при наличии неточностей и ошибок в представленных уточненных декларациях) и только после согласования с ФНС России.