Изменения в налоговом мониторинге с 2026 года: новые условия для перехода и досрочное прекращение

С 2026 года условия для перехода организаций на проведение налогового мониторинга будут упрощены. Перейти на применение данной формы налогового контроля смогут еще больше компаний. При этом у налоговых органов появится больше полномочий, реализуемых в рамках мониторинга, а также оснований для досрочного прекращения мониторинга.

Рассказываем, что поменяется в порядке проведения налогового мониторинга с 2026 года.

Новые условия для перехода на налоговый мониторинг с 2026 года

В настоящее время к налоговому мониторингу подключены 735 компаний. Подготовленный Минфином и одобренный правительством законопроект №1026190-8, который внесен в Госдуму, с 1 января 2026 года значительно смягчает обязательные условия для перехода организаций на проведение налогового мониторинга. Соответствующие изменения будут внесены в п.3 ст.105.26 НК РФ.

Сейчас, согласно данной норме, перейти на применение налогового мониторинга могут только те организации, которые одновременно соответствуют трем обязательным условиям:

  • совокупная сумма налогов, подлежащих уплате за прошедший календарный год (исключая налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС), – не менее 80 млн рублей;
  • совокупный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности за прошедший календарный год – не менее 800 млн рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря прошедшего года – не менее 800 млн рублей.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий организация не может претендовать на проведение налогового мониторинга.

С 2026 года данное правило будет изменено, и для перехода на мониторинг организациям потребуется соблюдение только одного из трех вышеперечисленных условий (новая редакция абз.1 п.3 ст.105.26 НК РФ). Например, если совокупный размер уплачиваемых организацией налогов составит 80 млн рублей, то она сможет перейти на применение налогового мониторинга даже при несоблюдении пороговых значений по доходам и совокупной стоимости активов в размере 800 млн рублей.

Власти не планируют вводить обязательный налоговый мониторинг для всех налогоплательщиков (письмо Минфина от 25.04.2025 № 03-02-08/42075).

Общий же порядок перехода на применение налогового мониторинга с 2026 года не поменяется. Как и раньше, для такого перехода в налоговую инспекцию по месту нахождения организации потребуется подать заявление по форме, утв. приказом ФНС от 11.05.2021 №ЕД-7-23/476@.

К заявлению нужно приложить, в том числе регламент информационного взаимодействия с налоговыми органами, учетную политику организации и локальные документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации. Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг на новых условиях (без обязательного соблюдения всех обязательных критериев по сумме налогов, доходов и активов) необходимо не позднее 1 сентября 2026 года. Если заявление одобрят, организация перейдет на мониторинг с 1 января 2027 года.

При этом в 2026 году перейти на применение налогового мониторинга без соблюдения каких-либо ограничений по налогам, доходам и активам сможет еще больше организаций.

Кто сможет перейти на налоговый мониторинг без соблюдения пороговых значений по налогам, доходам и активам

Поправки в п.3.1 ст.105.26 НК РФ расширяют перечень организаций, которые могут переходить на применение налогового мониторинга вообще без соблюдения пороговых значений по налогам, доходам и активам.

В данный перечень с 2026 года будут включены организации – правопреемники реорганизованных компаний, в отношении которых проводился налоговый мониторинг. Одновременно п.5 ст.105.26 НК РФ дополнят правилом, в соответствии с которым срок проведения налогового мониторинга организации не прерывается при ее реорганизации в случае вступления в налоговый мониторинг ее правопреемника.

В 2026 году подать заявление о переходе на налоговый мониторинг без соблюдения пороговых значений по сумме налогов, доходов и активов смогут:

  • организации и правопреемники организаций, в отношении которых проводился налоговый мониторинг;
  • организации – резиденты ТОР и ОЭЗ, участники промышленного кластера;
  • организации – участники соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
  • организации, входящие в группы компаний, если одна из них участвует в другой и доля такого участия составляет не менее 50% и если в совокупности они уплачивают налоги на сумму не менее 1 млрд рублей в год, а их доход и активы составляют не менее 10 млрд рублей в год;
  • бывшие участники консолидированной группы налогоплательщиков;
  • операторы лотерей;
  • государственные и муниципальные учреждения.
1С:Лекторий

28 октября 2025 года пройдет лекция «1С:Налоговый мониторинг: как подготовиться к переходу, преимущества, практические рекомендации». В ходе лекции эксперты расскажут о нормативном регулировании налогового мониторинга, автоматизации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом на примере типовой конфигурации 1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО, интеграции с АИС «Налог-3» информационных систем организаций, вступивших в налоговый мониторинг.

Новые полномочия налоговиков при проведении мониторинга с 2026 года

Поправки в п.3 ст.105.29 НК РФ расширяют перечень полномочий налоговых органов, реализуемых ими в ходе проведения налогового мониторинга.

Сейчас в рамках мониторинга налоговые органы вправе истребовать у организаций необходимые документы и пояснения, связанные с правильностью исчисления и уплаты налогов, а также проводить допрос свидетелей и осмотр территорий. С 2026 года к указанным полномочиям будет добавлено осуществление у проверяемых организаций выемки документов и предметов (компьютеров, баз данных, серверов, внешних накопителей информации и т.д.).

Выемку налоговики смогут проводить в порядке, установленном в ст.94 НК РФ. Выемка станет осуществляться при обязательном участии понятых и составлении описи изъятых документов и предметов. При отказе организации, у которой будет производиться выемка, добровольно вскрыть помещения и сейфы, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, ИФНС сможет сделать это самостоятельно с привлечением соответствующих специальных служб.

Досрочное прекращение налогового мониторинга с 2026 года

Также законопроект №1026190-8 дополняет перечень обстоятельств, при которых налоговые органы вправе принимать решение о досрочном прекращении налогового мониторинга.

По действующим правилам налоговый мониторинг проводят за период, равный одному календарному году, а срок проведения мониторинга начинается с 1 января проверяемого года и заканчивается 1 октября следующего года. Но при наличии оснований, указанных в ст.105.28 НК РФ, налоговые органы вправе досрочно прекратить проведение мониторинга.

Например, досрочное прекращение мониторинга возможно при ликвидации организации, при неисполнении организацией регламента информационного взаимодействия с ИФНС, при представления организацией недостоверной информации, а также при непредставлении запрошенных ИФНС документов и сведений.

С 2026 года к числу оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга будет отнесено (новая редакция п.1 ст.105.28 НК РФ):

  • несоответствие регламента информационного взаимодействия организации требованиям, утвержденным ФНС России;
  • систематическое (два раза и более за период проведения мониторинга) необеспечение налоговым органам доступа к информационным системам организации;
  • несоответствие информационных систем организации, через которые осуществляется взаимодействие с налоговыми органами, установленным ФНС России требованиям

При наличии любого из перечисленных оснований налоговый орган уведомит организацию о необходимости устранения данных нарушений. Если организация в течение 10 дней со дня получения уведомления не устранит нарушения, ИФНС примет решение о досрочном прекращении налогового мониторинга (п.2 ст.105.28 НК РФ).

1C для налогового мониторинга

Участники налогового мониторинга для взаимодействия с налоговыми органами могут использовать решения «1С».

Например, программный продукт «1С:Налоговый мониторинг» предназначен для автоматизации взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в ходе налогового мониторинга предприятий, не имеющих дочерних обществ. Есть и другие варианты автоматизации налогового мониторинга, в том числе налоговый мониторинг автоматизирован в решениях «1С:Управление холдингом», «1С:ERP. Управление холдингом».

На платформе 1С:Предприятие также реализовано решение ГНИВЦ:Налоговый мониторинг, которое обеспечивает прямое подключение к промышленному контуру АИС «Налог-3» ФНС России (до конца 2025 года к контуру подключат всех участников налогового мониторинга) и является дополнением для конфигураций «1С:Налоговый мониторинг», «1С:Управление холдингом», «1С:ERP. Управление холдингом».

В материале использованы фото: Timepopo / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии