Как будут работать нотариусы с 1 января 2018 года
Минюст РФ приказом от 30.08.2017 № 156 утвердил новый регламент совершения нотариальных действий. Документ устанавливает объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, а также ограничивает право нотариусов на истребование с заявителей документов и информации. Изменения касаются, в том числе, юридических лиц и ИП и вступают в силу уже с 1 января 2018 года.

Меньше справок, выписок и прочих документов

Новый регламент устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые нужны для удостоверения сделок и иных действий. Нотариусы будут не вправе требовать с заявителей документы, которые прямо не поименованы в регламенте. При этом большинство необходимых для совершения нотариальных действий сведений нотариусы станут получать самостоятельно.

По новым правилам основными источниками информации будут не сами заявители, а государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, а также единая информационная система нотариата.

Запросить с юрлица или ИП какие-либо сведения нотариус сможет в случаях отсутствия данной информации в госреестрах и информационной системе нотариата. Причем, если данные сведения в регламенте не указаны, истребовать их нотариус будет не вправе. Регламент четко устанавливает, что нотариус не должен требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 01.01.2018 нотариусы в своей работе будут руководствоваться новым регламентом.

2. Регламент устанавливает исчерпывающий перечень документов, которые нужны для удостоверения сделок и иных действий.  

3. Нотариусы не смогут требовать предоставления сведений и документов, не указанных в регламенте, а также информации, которую они могут получить самостоятельно в госреестрах и информационной системе нотариата.

4. Для проверки действительности доверенности представителя организации или ИП нотариус не будет требовать предоставления дополнительных документов. Нотариус самостоятельно проверит возможную отмену доверенности на основании данных единой информационной системы нотариата и информации СМИ, публикующих сведения о банкротствах. 

5. Для удостоверения сделок нужно будет предоставить нотариусу лишь сам договор. Все сведения о принадлежности имущества и основаниях для регистрации прав нотариус получает самостоятельно по данным Единого государственного реестра недвижимости.

6. В ряде случаев нотариус обязан будет проверить принадлежность организации к субъектам экстремистской деятельности. Эти данные он также будет запрашивать самостоятельно через личный кабинет на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Так, правоспособность российского юридического лица, его адрес и наименование будет устанавливаться на основании информации, содержащейся в ЕГРЮЛ. Отсюда же будет запрашиваться информация о правомочиях органов юрлиц.

Правоспособность иностранного юридического лица устанавливается на основании информации, содержащейся в выписке из реестра юридических лиц соответствующей страны.

Специальная правоспособность юридического лица при удостоверении сделок, предмет которых связан с лицензируемыми видами деятельности, будет устанавливаться на основании свидетельств саморегулируемых организаций.

Риски, связанные с банкротством участников сделки, нотариус также проверит самостоятельно. Наличие или отсутствие производства по делу о банкротстве в отношении заявителя будет проверяться по Единому федеральному реестру сведений о банкротстве.

Полномочия представителей

Новый регламент устанавливает общие и понятные требования к проверке полномочий лиц, выступающих представителями организаций и ИП.

По общему правилу полномочия представителей юрлиц и ИП нотариус устанавливает на основании доверенности, договора, если это следует из его содержания, или решения собрания участников организации.

При этом нотариус должен будет убедиться в действительности доверенности представителя. Но теперь для этого заявителю не придется предоставлять дополнительные документы и подтверждения. Всю информацию нотариус получит самостоятельно. По новым правилам он обязан проверять возможную отмену доверенности на основании:

  • данных, содержащихся в единой информационной системе нотариата,
  • материалов официальных изданий, в которых публикуются сведения о банкротстве.

При удостоверении доверенности информацию о представителе, имуществе, указанном в доверенности, полномочиях и сроках действия доверенности нотариус устанавливает со слов заявителя.

При удостоверении же безотзывной доверенности информация об осуществлении доверителем предпринимательской деятельности устанавливается нотариусом на основании сведений ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Проверка сведений об объектах сделок

Исчерпывающий объем информации, необходимой для удостоверения договоров, приведен в разделе 7 регламента. Иную информацию нотариус требовать не вправе. При этом перечень сведений, запрашиваемых от заявителей по сделкам, также ограничен.

Для удостоверения сделок заявителям необходимо будет предоставить нотариусу лишь сам договор и необходимые пояснения по нему. Лично и непосредственно со слов заявителей нотариус запрашивает информацию об условиях и цене сделки, юридически значимых сообщениях, о понимании участниками сделки ее правовых последствий.

Все сведения о принадлежности имущества и основаниях для регистрации прав нотариус получает самостоятельно по данным Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Также из ЕГРН нотариус будет получать следующую информацию:

  • о кадастровом номере объекта недвижимости, его описании, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости;
  • сведения о существующих правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении объекта недвижимости;
  • о правах третьих лиц в отношении объекта недвижимого имущества.

Документы, подтверждающие принадлежность имущества, нотариус вправе запрашивать только при отсутствии таких сведений в ЕГРН. Как правило, это касается прав на имущество, возникших до 31.01.1998.

Информацию о залоге движимого имущества, права на которое не подлежат регистрации, нотариус устанавливает на основании сведений реестра уведомлений о залоге движимого имущества ЕИС.

Удостоверение договоров об отчуждении или залоге доли в уставном капитале ООО

Новые правила определяют источники получения информации при удостоверении договоров об отчуждении или залоге доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью. Так, о полномочиях лиц на распоряжение долей в уставном капитале нотариус узнает из ЕГРЮЛ, об оплате отчуждаемой доли – из списка участников и документов, подтверждающих оплату доли, о наличии дополнительных требований к порядку отчуждения или залога доли – из устава общества.

Кроме того, в ряде случаев нотариус обязан будет проверить принадлежность организации к субъектам экстремистской деятельности. Эти данные нотариус также будет запрашивать самостоятельно через личный кабинет на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу.

СКАЧАТЬ приказ Минюста РФ от 30.08.2017 № 156 "Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования".


БУХ.1С открыл канал в мессенджере Telegram.
В этом канале мы ежедневно публикуем самые главные новости дня для бухгалтеров и пользователей программ 1С. Для того, чтобы стать подписчиком канала, необходимо установить мессенджер Telegram на ваш телефон или планшет и присоединиться к каналу: https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram).                                                    Новости о налогах, бухучете и 1С - оперативно в вашем телефоне!


Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии