За время моих трудовых подвигов, взявших свое начало еще в прошлом веке, я не раз меняла работу, и общаться мне приходилось с самыми разными людьми. Мужчинами и женщинами, образованными и не очень, нервными и спокойными, очень взрослыми и совсем молодыми. Однако мне очень повезло – они не были идиотами. Никто из них. И с большими или меньшими усилиями общий язык удавалось найти со всем многообразием руководителей.
Наша читательница, московский главбух Катерина Андреева (может, это и псевдоним, мы не проверяли), впечатлившись мнением Лены, написала нам, как, по ее мнению, надо общаться с начальством и налоговиками.
Кстати, если вы бухгалтер и имеете свое мнение по вопросу общения с руководством и вообще нелегкой бухгалтерской жизни, пишите нам buh@1c.ru с пометкой в теме письма АВТОР.
БУХ.1С – издание демократичное и любит новых авторов:)
Наверное, в идеальном мире предполагается, что главный бухгалтер не должен заниматься образовательно-просветительской деятельностью и какой-то минимум экономического образования у людей, принимающих решения, напрямую касающиеся хозяйственной деятельности компании, должен бы быть. Но, учитывая тот факт, что даже у самих главбухов такое образование есть далеко не всегда (и некоторые странные личности даже считают это плюсом — уж не знаю, по какой причине), экономического образования обычно у руководителя нет. Тут плюсом будет наличие уже хоть какого-нибудь.
Однако в любом случае и вне зависимости от изначальных данных (они более или менее понятны уже на этапе устройства на работу, и совсем уж трешовых вариантов можно и нужно избегать) наладить контакт с руководством – самая первая задача главного бухгалтера. Иначе добра не жди.
И тут, конечно же, надобно для начала осознать, что знаменитые слова царя Соломона про «многия знания — многия печали» — это не про бухгалтерский и налоговый учет. Бухгалтеру просто необходимо учиться, учиться и еще раз учиться. А кроме самого процесса повышения квалификации, надо бы как-то донести информацию о вашей высокой квалификации и до непосредственного начальства.
В общем и целом, чтобы профессиональная жизнь не была тяжкой ношей, надо быть не только образованным, высококвалифицированным специалистом, но и терпеливым, внимательным подчиненным с отличными навыками психолога (практически мамочкой любимому шефу).
Не надо накручивать себя и дергаться каждый раз, услышав фразу: «Какой у нас НДС с зарплаты». Вполне возможно, несмотря на коробящее каждого главбуха звучание, человек как раз правильно понимает суть налога на добавленную стоимость и интересуется той суммой, которая из общих расходов зачета НДС ему не принесет.
Для лучшего понимания происходящего я обычно составляю простенькую таблицу:
- выручка, авансы полученные и прочие доходы, облагаемые НДС, и сумма налога начисленного — в первой части,
- расходы, облагаемые НДС и, соответственно, принесшие вычет компании, авансы, уплаченные с НДС, и сумма налога к вычету — во второй части,
- расходы, НДС не облагаемые и на вычет никак не влияющие, — в третьей (здесь же я указываю сумму «потерянного» НДС).
Этот небольшой «регистр» для внутреннего использования наглядно демонстрирует руководителю не только состав расходов, но и сами суммы налога, а также «потери» вычетов, непосредственно влияющие на сумму налога к уплате. Как раз в третьей части наглядно и виден тот самый «НДС с зарплаты», которого нет и быть не может.
Также именно обязанностью главного бухгалтера является умение максимально безопасно «соптимизировать» суммы НДС к уплате. Здесь и своевременное оповещение о полученных авансах с описанием страшных финансовых мук, которые нас настигнут 25-го числа после отчетного периода, когда придет время расплаты с бюджетом, если данные поступления ничем своевременно не уравновесить, и советы по этому самому уравновешиванию — от стремительного авансирования поставщиков до срочной закупки материалов и основных средств.
Кроме того, важной частью оптимизационно-просветительской деятельности является умение выходить в астрал, телепатия и гипноз — настоящий специалист должен уметь открыть чакры и, сопоставив множество факторов (от бегающих глазок начальника отдела закупок до быстро исчезающего за поворотом водителя-«подотчетника»), вытрясти информацию о произведенных, но документально не очень подтвержденных расходах. Следующим этапом будет выбивание счетов-фактур методом мягкого убеждения с применением (в случае необходимости) рукоприкладства.
Надо помнить – кто владеет информацией, тот владеет миром. Соответственно, очень важно создать разветвленную сеть лазутчиков, шпионов и информаторов, не гнушаясь самыми грязными методами: шоколадками для айтишников, печеньками — секретарше шефа и угрозами позабыть начислить зарплату – особо злостным уклонистам.
Нанесение налогового добра и причинение бухгалтерской пользы невозможно без усилий и потерь. И очень важно следить, чтобы потери эти были не на налоговом фронте, а исключительно в рядах несознательных коллег, которые «мы тут деньги зарабатываем, а вы нам только мешаете!» и «бухгалтерия только и делает, что чай пьет!».
При этом, конечно, необходим взвешенный индивидуальный подход: где-то — нежная улыбка и кокетливый взгляд, а где-то — ледяной голос и суровый взгляд поверх очков.
Такой же подход следует использовать и в общении с представителями контролирующих органов.
Здесь, как ни странно, работает межполовое разделение. Если вы — главный бухгалтер женского пола, поверьте на слово, с огромной вероятностью легче всего вам будет договориться с мужчинами. При этом какой бы образ вы ни выбрали (от «прожженной бухСтервы» до «невинной бухЛани»), не спешите развешивать уши и верить на слово. Все лгут, как говорил доктор Хаус.
Не забывайте проверять и перепроверять утверждения и легитимность угроз. Клятвенно обещайте разобраться и поговорить с руководством, но не идите на поводу — принимать решения относительно налогового бремени должен руководитель с вашей подачи, а не жадный до денежек компании инспектор.
Если налоговые инспекторы начинают творить бесчинства и произвол, не стесняйтесь обращаться к руководству ФНС и выше. В наше время это сделать легче легкого. Все доступно онлайн. Споры лучше решать в письменном виде, но и звонок начальнику/замначальника ФНС лишним не будет. Если повезет дозвониться.
Главный бухгалтер — это буфер между руководством и налоговой инспекцией. Если ваш руководитель ценность этого функционала не понимает, стоит поменьше ограждать его от агрессивной окружающей среды — пусть сходит на парочку комиссий и даст ответ суровым контролерам, как же он дошел до жизни такой. Такие своевременно проведенные процедуры укрощают даже самых упертых и превращают из непримиримых нарушителей в шелковых налогоплательщиков.
А чтобы быть всегда в форме и непобедимым бойцом стоять на страже налоговых интересов фирмы, надобно беречь нервишки. Не откладывать на завтра то, что можно сдать сегодня. Не пытаться разобраться со всем и во всём без пяти минут полночь последнего дня отчетного периода. Уточненные расчеты, отчеты и декларации — это не страшно, а очень даже жизненно.
Удачи всем нам, коллеги.
Может для начала налоговые инспекторы должны пройти обучение как себя вести с налогоплательщиками. Приходишь в налоговую и чувствуешь себя не налогоплательщиком а последним человеком на земле об которого ноги вытирают и издеваются.
Назойливый кассир, Назойливый кассир 26.02.2019,
не надо наговаривать, вы где такое обращение встречали? по личному опыту сейчас все, напротив, на азиатский манер стали обходительными и вежливыми. в подавляющем большинстве случаев исполнителям вы безразличны, потому что таких как вы - тьма, а исполнителей единицы. а хороший тон - экономит время и силы. так что хамство сейчас в остром дефиците. днем с огнем не встретишь.
Назойливый кассир, Да вы о чем вообще? В налоговых сейчас как в банках: все делается со словами извините, будьте добры и чем вам помочь. А если у вас не так - сообщите в центральный аппарата ФНС - через сайт.
Назойливый кассир
Да точно должны. Собирать долги то Вы будете?
Человеческий фактор сейчас стараются свести к нулю, проводя голосования, опросы, видеозапись и прочее.
Но "всех не пересажаете". Так что наткнуться можно на любого. Человека. Хоть он и инспектор.
Немогу сказать, что в столице такая проблема носит массовый характер. Основная проблема дозвониться/доискаться.
Это если мы про штатные ситуации. Если речь о комиссиях - там совершенно иные цели. И для выбивания налогов психологическое давление первейший метод.
Наверное, все правильно - разговаривать, договариваться, объяснять и разъяснять.
Но когда работы и так вал, а тут еще руководство с (тупыми) вопросами/наездами, хочется табуреткой по голове аргументировать. А не вот это вот всё.
БuhMen, хочется табуреткой по голове аргументировать
___________
Это сильный аргумент, вы, пожалуйста, поосторожнее:)
Редакция БУХ 1С , Только осторожность и уважение к УК и помогают сдерживать свои порывы)
Вообще то это унизительно перед всеми плясать и подстраиваться.
Бухгалтер-виртуоз, плясать и унижаться не обязательно. но обязательно - вести себя по-человечески, как минимум. спокойствие и рассудительность - признак сильного человека. вот им и будьте
Бухгалтер-виртуоз, Если пропускать все через себя, расценивать каждое замечание как личное оскорбление и рассматривать каждую свою вежливую улыбку, как прогиб и унижение, то тогда да.