Понятие "двойной бухгалтерии" для российского хозяйствующего субъекта однозначно относится к сфере теневой экономики. Постоянный автор этой рубрики Я.В. Соколов, д.э.н., профессор, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России уже в который раз помогает нам пересмотреть незыблемые стереотипы, подвергая привычные понятия историческому анализу.

Содержание

В жизни мы часто слышим выражение: двойная бухгалтерия. Его понимают все, но подавляющее большинство толкует его неправильно. Обычно думают, что речь идет об обмане: одни записи - для людей, для налоговой инспекции, в частности, другие - для себя; одна бухгалтерия - белая (она неправильная), вторая - черная (она правильная). На самом деле все не так.

Некоторая ненормальность

Начнем с того, что каждый факт хозяйственной жизни должен быть записан непременно два раза и непременно в одинаковой сумме. Если вы исходите из здравого смысла, то, естественно, зададите вопрос: а зачем это? Конечно, если вы получили деньги с расчетного счета в кассу, то двойная запись напрашивается как-то сама собой, но если у вас угнали автомобиль, то основных средств стало меньше, что очевидно, и при этом ничего не прибавилось. Тут не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять одинарный характер бухгалтерской записи. Но бухгалтеры непременно и в подобном случае делают запись двойной.

Почему?

Ответ на этот вопрос уходит корнями в историю.

Где-то в XIII веке во Флоренции какой-то бухгалтер, если в хозяйстве пропадал, не автомобиль, таких средств транспорта не было, а, скажем, безмен, то, используя термины, оставшиеся от древнеримской бухгалтерии, он кредитовал счет недвижимого имущества, а потом, просто для контроля записи по счетам, делал запись на контрольном чистом листе. Так и получалась двойная запись. В одних случаях она носила чисто объективный характер, например, получил виноград от Москетти и записал: Дебет винограда Кредит Москетти; в других - чисто контрольный (см. пример приведенный выше.) Эта контрольная запись приводила к тому, что по окончании отчетного периода можно было сравнить итоги записей, сделанных по дебету и кредиту, и, если они совпадали, можно было утверждать, что разноска по счетам была сделана правильно и итоги подведены точно.

Если такого совпадения не было, то бухгалтер должен был искать ошибку и исправлять ее. (Правда, многие бухгалтеры этого не делали и всю разность между дебетовыми и кредитовыми оборотами списывали на счет "Прибылей и убытков".)

Было ли все правильно, если совпадали итоги?

Надо отметить, что совпадение итогов оборотов и остатков по дебету и кредиту отнюдь не гарантировало правильности самой работы, как многие думали тогда, и как наивно кое-кто полагает теперь. В самом деле, достаточно в одинаковой, но неверной сумме отразить факт хозяйственной жизни, и ошибочная, а может быть и преступная, операция будет признана правильной; то же положение возникает, если факт будет пропущен и по дебету, и по кредиту.

Это обстоятельство дало повод некоторым бухгалтерам начиная от англичанина С. Джонса (1766-1838) до нашего соотечественника Ф.Ф. Езерского (1836-1916) считать двойную бухгалтерию методом, позволяющим скрывать "постыднейшие обманы", а знаменитый русский профессор политэкономии Э.Р. Вреден (1835-1891) даже допускал, что вся двойная бухгалтерия придумана для того, чтобы в мутной воде ловить жирных карасей. Они были неправы, ибо двойная запись контролировала разноску фактов, а не их содержание.

Что оказалось? Прошло много лет, и бухгалтеры, а может быть их работодатели, а в те далекие времена предприниматели сплошь и рядом были сами себе бухгалтерами, догадались, что записи на чистом контрольном листе означают не что иное, как изменение величины капитала собственника.

Это открытие стало революцией в сознании деловых людей эпохи Возрождения. Суть революции оказалась в том, что сальдо этого контрольного счета стало показывать за отчетный период или увеличение (прибыль), или уменьшение (убыток) капитала. Это имело прямым следствием возможность выведения финансового результата, не прибегая к инвентаризации.

Так, впервые символы - данные бухгалтерского учета - освободили деловых людей от непосредственного общения с действительностью: "Теперь стало можно не отвлекаться на мелочи - на сантименты, соображения нравственности, на личность и прочее. Видишь только деньги". Эти слова приписывают средневековому финансовому магнату Якобу Фуггеру (1459-1525).

Возможна ли тройная бухгалтерия?

Если два раза писать о каждом факте хозяйственной жизни лучше, чем один, то может быть три, четыре... и т.п. раз, еще лучше? В сущности, это вопрос о том, возможна ли пи-мерная бухгалтерия? Ответ может быть уклончивым: и да, и нет. Если исходить из бухгалтерских счетов, то - нет, ибо по каждому счету может быть или увеличение, или уменьшение учитываемой массы, отсюда и возможность только двойной записи. Однако если под двойной бухгалтерией понимать какие-то качественные характеристики счетов, то можно выделить несколько многомерных бухгалтерий: счета активные и пассивные - это еще наша двойная бухгалтерия; счета ценностей, денег и капитала - это тройная бухгалтерия Ф.Ф. Езерского (1836-1916); счета собственника, администратора, агентов и корреспондентов - это четверная бухгалтерия Дж. Чербони (1827-1917). Но это другая классификация, а традиционный подход допускает только двойную бухгалтерию, вытекающую из двух состояний: приход и расход.

Двойная запись и баланс

Несколько веков считалось, что баланс - это следствие двойной записи на бухгалтерских счетах, и, что сам баланс, по определению французских авторов Э. Леотэ (1845-1908) и А. Гильбо (1819-1895), ничто иное, как "синтез незакрывшихся счетов". И, согласно этому взгляду, все учебники излагали учет от счетов к балансу. И только в самом конце XIX века швейцарский автор И.Ф. Шер (1846-1924) построил изложение современной теории учета от баланса к счетам. Дело в том, что сама двойная запись логически вытекает из баланса, а не из счетов, даже если исторически это было и так.

Актив и пассив формируют два множества счетов, и двойная запись устанавливает между ними информационные связи. Они бывают четырех типов: пермутации (изменение внутри активных и изменение внутри пассивных счетов) и модификации (активные и пассивные счета или одновременно увеличиваются или уменьшаются). Эта теория остается принятой вплоть до сегодняшнего дня. Но при всей кажущейся ее убедительности, в сущности, это одна из форм лжи: белая бухгалтерия ложна по определению, черная - только кажется ведущему ее правильной, на самом деле, варьируя методологическими приемами, он, ведущий, делает ее в определенной степени такой, какой ему хотелось бы ее сделать или ради самого себя, или, что чаще, ради работодателей.

Почему двойная бухгалтерия так называется

Словосочетания двойная бухгалтерия и двойная запись принадлежат итальянскому математику и бухгалтеру А. Тальенте (1525 г.). Для не бухгалтера они звучат очень двусмысленно, однако, и бухгалтеры до сих пор спорят, почему их главный методологический прием называется подобным образом. Со времен XVI века выдвинуто множество гипотез, мы отметим из них восемь, при этом суть каждого объяснения сводится к тому, что каждый факт хозяйственной жизни должен:

  • отражаться по дебету одного и кредиту другого счета;
  • фиксироваться в регистрах хронологической (Журнал) и систематической (Главная книга) записи;
  • указываться в регистре аналитического и синтетического учета;
  • регистрироваться как имущество, и как ответственность лица, занятого в хозяйственном процессе;
  • показываться как средство и как его источник;
  • быть представлен на информационном выходе из одного счета и на входе в другой счет;
  • записывать то, что одно лицо, участвующее в хозяйственном процессе, отдает, а другое - принимает;
  • предполагать фиксацию факта и его проверку.

Поскольку все эти объяснения не противоречат друг другу, постольку каждое из них дополняет другие.

Итоги

Раздумывая над сказанным, необходимо сделать вывод, что двойная бухгалтерия - это, как сказал О. Шпенглер (1880-1936), одно из величайших открытий человеческого ума, равное свершениям Колумба и Коперника.

Оно дожило до нашего времени. Его помогло открыть кровообращение и закон сохранения энергии. (Это так, а кто сомневается, может прочесть труды В. Зомбарта.)

Но самое главное: давайте подумаем, чем двойная запись может нам помочь в будущем?

Читайте также:

Двойная бухгалтерия: как это важно

Комментарии
  1. Давид

    одним из верных указателей знания является способность его обобщения и синтеза оно и видно в ваших рубриках огромное спасибо