Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Ответы на вопросы посетителей сайта по НДС (часть 3)

22.01.2009

Ответы Ирины Баймаковой, эксперта по вопросам налогообложения, на вопросы посетителей сайта, касающиеся НДС.

Наибольшее количество вопросов, поступивших от наших читателей, связано с изменением порядка исчисления НДС, вступивших в силу с 1 января 2009 года, в частности, при получении/перечислении авансов, предоплат и ином поступлении денежных средств в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Напомним, что глава 21 НК РФ Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ была дополнена двумя новыми положениями:

  • во-первых, пунктом 12 статьи 171 НК РФ, предусматривающим, что "вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав";
  • во-вторых, пунктом 9 статьи 171 НК РФ следующего содержания:
    "Вычеты сумм налога, указанных в пункте 12 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм".

Попытаемся разобраться в порядке исчисления НДС у учетом внесенных изменений на следующем примере:

Между организациями "А" (поставщик) и "В" (покупатель) заключен договор поставки товаров. В рамках данного договора организация "В" перечислила 18 января 2009 года в счет будущей поставки товара денежные средства (аванс) в размере 236 тыс. руб., в том числе НДС - 36 тыс. руб. Денежные средства поступили на расчетный счет организации "А" 20 января 2009 года. Отгрузка осуществлена 26 января 2009 года на сумму, полученной предоплаты.

В такой ситуации организация "А" (поставщик), получив денежные средства, обязана:

  1. В течение 5 календарных дней, считая со дня получения сумм оплаты, частичной платы (т.е. в срок до 25 января) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), оформить счет-фактуру в соответствии с порядком, определенным пунктом 5.1 статьи 169 НК РФ. В счете-фактуре должны быть указаны следующие данные:
    1. порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
    2. наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
    3. номер платежно-расчетного документа;
    4. наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
    5. сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
    6. налоговая ставка;
    7. сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
  2. Исчислить НДС в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 164 НК РФ. Т.е. сумма НДС, исчисленная с суммы, поступившей предоплаты составит:
    236,0 * (18%/118%) = 36,0 тыс. руб.
  3. По факту осуществления отгрузки 26 января 2009 года в течение 5 дней, т.е. до 30 января включительно оформить счет-фактуру на реализацию товаров (работ, услуг) и начислить НДС с реализации. Сумма НДС, ранее исчисленная с аванса, подлежит вычету.

В свою очередь действия организации "Б" (покупателя) должны быть следующими:

  1. На основании осуществленной предоплаты и полученного счета-фактуры на аванс, выставленного организацией "А" (поставщиком), организация-покупатель заявляет к вычету сумму НДС, предъявленную продавцом товаров (работ, услуг).
  2. После оприходования товара и получения от организации "А" соответствующего счета-фактуры на реализацию товаров (работ, услуг) сумма НДС подлежит вычету. Одновременно суммы НДС, предъявленные ранее к вычету с сумм перечисленного аванса, подлежат восстановлению на основании подп. 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ.

В ходе примера не рассматривался порядок заполнения книги-покупок и книги-продаж в связи, так как изменения в Постановление Правительства от 02.12.2000 № 914 до настоящего времени не внесены.

Несмотря на кажущуюся простоту возникновения спорных и неоднозначных ситуаций вряд ли возможно избежать. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Возможность предъявления НДС к вычету с сумм уплаченных авансов, предоплат и иных платежей возможно только при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм.

    Анализ норм законодательства не позволяет дать однозначный ответ, каким образом в договоре должно быть сформулировано условие о порядке расчетов, в частности, об осуществлении предоплаты. Как правило, возможно два варианта: либо указание в договоре условия о расчете "в порядке предоплаты" без дополнительных уточнений, либо требуется указание/согласование каждой суммы денежный средств, перечисляемых в порядке предоплаты.

    Во избежание спорных ситуаций, по мнению автора, планируемый график платежей следует определить либо непосредственно договором с указанием сумм предоплат, либо назначения, сроки и суммы авансовых платежей согласовывать путем переписки, в том числе в факсимильном/электронном виде. Особое внимание следует обращать на порядок подтверждения авансов в случае, если перечисление аванса и поступление товаров (работ, услуг) приходится на различные налоговые периоды.

  2. В случае невыставления счета-фактуры на авансы поставщиком возможны проблемы не только с контрагентами, но и налоговыми органами.

    Учитывая, что начиная с 1 января 2009 года требование о счете-фактуре на авансы предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то невыставление счетов-фактур данной категории может иметь неблагоприятные последствия как со стороны покупателей, так и со стороны налоговых органов.

    Что касается покупателей, то невыставление счета-фактуры влечет за собой невозможность предъявить НДС с перечисленных средств к вычету своевременно, а, следовательно, необходимость уплаты больших сумм НДС в бюджет. Данный вывод будет справедлив в случае, если суммы денежных средств перечисляются в одном налоговом периоде, а передача товара осуществляется - в следующем налоговом периоде.

    В свою очередь налоговые органы могут предъявить претензии в части ответственности за грубое нарушение порядка учета доходов и расходов, предусмотренное статье 120 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 данной статьи под грубым нарушением понимается отсутствие первичных документов, в том числе отсутствие счетов-фактур. Размер штрафа может составить 5 тыс. руб. в случае, если нарушения имели место в течение одного налогового периода или 15 тыс. руб., если нарушения имели место более длительный период.

    Более неоднозначная возникает ситуация, если временной промежуток между поступлением авансов и отгрузкой продукции незначителен и составляет менее 5 календарных дней. Логика подсказывает, что в данном случае во избежание лишней бумажной рутины достаточно оформление одного счета-фактуры на реализацию товаров (работ, услуг), тем более такие действия ни коим образом не повлекут за собой недоплату или излишнюю уплату НДС в бюджет. Однако до внесения изменений в Постановление Правительства от 02.12.2000 № 914, давать какие либо конкретные разъяснения в данной части было бы преждевременно.

  3. В части порядка заполнения счетов-фактур на авансы.

Проводя аналогию с проблемами, существующими в отношении порядка заполнения счетов-фактур на реализацию товаров (работ, услуг), нельзя не обратить внимание непосредственно на особенности заполнения счетов-фактур на авансы.

Например, не вызывает вопроса графа "дата выписки счета-фактуры" - необходимо указать дату составления документа или графа "номер платежно-расчетного документа" - указываем номер платежного поручения или чека ККМ на основании которого поступили денежные средства (аванс).

Об остальных данных говорить как об очевидных вещах не приходится, по крайней мере, до внесения изменений в Постановление Правительства от 02.12.2000 № 914.

Рассмотрим по порядку.

  1. Порядковый номер счета-фактуры.

    Логично предположить, что порядок нумерации "основных" счетов-фактур на реализацию и счетов-фактур должны отличаться. Соответственно, можно предложить дополнительно указывать в счетах-фактурах на авансы дополнительный знак, например, букву "А".

  2. Наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг).

    Данная графа несомненно вызовет наибольшие сложности в особенности, если авансы перечисляют не под конкретную поставку определенных товаров, а в рамках "долгосрочного" договора. В такой ситуации, когда сумма перечисленных денежных средств и сумма по накладной вряд ли совпадут остается лишь указать некоторые виды товаров, получение которых планируется. Точное перечисление наименований товаров (работ, услуг) в такой ситуации вряд возможно.

    Аналогичная проблема возникнет в этом случае и при заполнении графы "Ставка налога". Следовательно, возникнет необходимость распределения сумм, перечисленных в оплату за товары (работы, услуги), в зависимости от видов товаров (работ, услуг), налогообложение в отношении которых производится по различным налоговым ставкам.

    Также вопрос возникает, если предоплата осуществлена не на полную стоимость поставки, а только ее части, например, авансом перечислено 30 или 50% от суммы договора, а оставшийся долг будет перечислен после осуществления отгрузки. В такой ситуации поставщику и покупателю необходимо будет согласовывать, а в счет какой части товара поступила предоплата 30 или 50% процентов от общего количества товара каждого наименования или только в отношении некоторых позиций, указанных в договоре/заявке. При этом, по мнению автора, вариант заполнения графы "Наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг)" вряд ли повлияет на сумму НДС, заявляемую к вычету.

  3. Сумма предоплаты. Стоит обратить внимание на договорные отношения с поставщиком, ведь могут возникнуть вопросы в случае, если сумма фактически полученных денежных средств отлична от суммы средств, оговоренных между покупателем и продавцом в качестве аванса и подтвержденной условиями договора (дополнительного соглашения).

    Это лишь часть проблем, которые связаны с изменением порядка в части возможности предъявления НДС к вычету с сумм авансов (предоплат). Будем надеяться, что многие вопросы найдут свое разрешение после выхода изменений в Постановление Правительства от 02.12.2000 № 914.

Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги
© ООО "1C" 2000-2018 г.