Рассказываем, к чему готовиться участникам рынка маркированных товаров с сентября 2025 года.
Обязательная маркировка сладостей и кондитерских изделий
С 1 сентября стартует обязательная маркировка отдельных видов кондитерских изделий (постановление правительства РФ от 31.05.2025 № 818). Переход на обязательную маркировку будет происходить в несколько этапов. На первоначальном этапе от производителей, поставщиков и продавцов кондитерских изделий требуется только регистрация в информационной системе обязательной маркировки «Честный знак».
На какую продукцию распространяются требования:
- кондитерские изделия из сахара, включая белый шоколад, не содержащие какао;
- жевательная резинка;
- шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао;
- мучные кондитерские изделия, пирожные, печенье и прочие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия, содержащие или не содержащие какао;
- джемы, желе фруктовое, мармелады, пюре фруктовое или ореховое, паста фруктовая или ореховая, полученные путем тепловой обработки, в том числе с добавлением сахара или других подслащивающих веществ;
- фрукты, орехи, кожура плодов и другие части растений, консервированные с помощью сахара;
- белковые концентраты и текстурированные белковые вещества.
Что должны делать производители, поставщики и продавцы:
- подать заявление о регистрации в информационной системе обязательной маркировки «Честный знак» не позднее 7 календарных дней со дня начала деятельности, связанной с вводом в оборот, оборотом и выводом из оборота кондитерских изделий (заявление могут не подавать компании, принимавшие участие в эксперименте по маркировке сладостей, завершенном 31 августа 2025 года);
- не позднее 15 календарных дней со дня регистрации в системе «Честный знак» обеспечить готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с системой маркировки и направить заявку на прохождение тестирования информационного взаимодействия в электронной форме;
- на добровольной основе размещать средства идентификации на упаковках кондитерских изделий и передавать информацию о маркировке и обороте продукции в систему «Честный знак» (до 1 марта 2026 года коды маркировки можно получать бесплатно).
Обязательная маркировка пива
С 1 сентября расширяется перечень сведений, вносимых участниками рынка пива и слабоалкогольных напитков в информационной системе обязательной маркировки «Честный знак» (постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2173).
На какую продукцию распространяются изменения:
- пиво и слабоалкогольные напитки в потребительской упаковке, произведенные или ввозимых в РФ, начиная с 1 сентября 2025 года.
Что должны делать производители, поставщики и продавцы:
- представлять в систему маркировки «Честный знак» сведения об обороте продукции, включая сведения об ее перемещении между собственными структурными и обособленными подразделениями;
- представлять в систему маркировки «Честный знак» сведения о выводе продукции из оборота по причинам, не связанным с ее розничной реализацией;
- представлять в систему маркировки «Честный знак» до отгрузки продукции универсальный передаточный документ при совершении сделок, предусматривающих переход права собственности на данную продукцию;
- представлять в систему маркировки «Честный знак» универсальный передаточный документ до начала перемещения продукции между своими структурными или обособленными подразделениями.
Обязательная маркировка стройматериалов
С 1 сентября стартует обязательная маркировка отдельных видов строительных материалов в потребительской упаковке (постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 820). Участники рынка данной продукции должны зарегистрироваться в информационной системе обязательной маркировки «Честный знак» и технически подготовиться к нанесению кодов маркировки на упаковку стройматериалов.
На какую продукцию распространяется маркировка:
- гипс и ангидрит; портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы;
- растворы строительные, бетоны и аналогичные составы, включая доломитовую набивочную смесь;
- замазки, составы для уплотнения и прочие мастики; шпатлевки для малярных работ;
- неогнеупорные составы для подготовки поверхностей фасадов, внутренних стен зданий, полов и потолков.
Маркировка не распространяется на товары, помещаемые под таможенные процедуры в целях вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза; рекламные и маркетинговые образцы, не предназначенные для реализации; товары, приобретенные по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, а также товары, закупка которых осуществляется для обеспечения государственных и муниципальных нужд; товары, упакованные в упаковки грузоподъемностью более 300 килограммов.
Что должны делать производители, поставщики и продавцы:
- подать заявление о регистрации в информационной системе обязательной маркировки «Честный знак» не позднее 7 календарных дней со дня начала деятельности, связанной с вводом в оборот, оборотом и выводом из оборота строительных материалов (заявление могут не подавать компании, которые по состоянию на 31 августа 2025 года являлись участниками эксперимента по маркировке стройматериалов);
- не позднее 15 календарных дней со дня регистрации в системе «Честный знак» обеспечить готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с системой маркировки и направить заявку на прохождение тестирования информационного взаимодействия в электронной форме;
- на добровольной основе (по собственному решению) размещать средства идентификации на упаковке стройматериалов и передавать информацию о маркировке и обороте данной продукции в систему «Честный знак» (до 1 октября 2025 года коды маркировки можно получать бесплатно).
Обязательная маркировка безалкогольных напитков
С 1 сентября стартует новый этап обязательной маркировки безалкогольных напитков (постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 887). На данном этапе производители и импортеры начнут маркировать все безалкогольные напитки в потребительской упаковке и кегах, которые ранее не подлежали маркировке.
На какую продукцию распространяется маркировка:
- воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ;
- сокосодержащие напитки и нектары;
- энергетические безалкогольные напитки и напитки на основе растительного сырья.
Что должны делать производители и импортеры:
- получать коды маркировки и наносить их на потребительскую упаковку безалкогольных напитков;
- передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о нанесенной маркировке и вводе напитков в оборот.
Обязательная маркировка БАДов
С 1 сентября для производителей, поставщиков и продавцов биологически активных добавок расширяется перечень сведений, подлежащих направлению в информационную систему обязательной маркировки «Честный знак» (постановление Правительства РФ от 31.05.2023 № 886). До указанного момента участники рынка передавали в систему маркировки сведения о кодах идентификации только при вводе БАДов в оборот и выводе их из оборота.
На какую продукцию распространяются изменения:
- биологически активные добавки к пище, произведенные, начиная с 1 сентября 2025 года.
Что должны делать производители, поставщики и продавцы:
- представлять в систему маркировки «Честный знак» сведения о кодах маркировки БАДов при совершении сделок, предусматривающих переход права собственности на продукцию;
- представлять в систему маркировки «Честный знак» сведения о кодах маркировки БАДов при оформлении в отношении данной продукции договоров комиссии, агентских договоров, договоров подряда и договоров поручения.
Обязательная маркировка детских товаров
С 1 сентября стартует обязательная маркировка отдельных видов товаров для детей (постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 819). С указанного момента производители, поставщики и продавцы должны пройти регистрацию в информационной системе обязательной маркировки «Честный знак» и подготовиться к нанесению на продукции кодов маркировки.
На какую продукцию распространяется маркировка:
- трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах;
- коляски для кукол, куклы, модели в уменьшенном размере;
- головоломки всех видов;
- наборы электрических гоночных автомобилей для соревновательных игр.
Маркировка не распространяется на товары, помещаемые под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза; товары, ввозимые в РФ или произведенные на территории РФ в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации; товары, приобретаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Что должны делать производители, поставщики и продавцы:
- подать заявление о регистрации в информационной системе обязательной маркировки «Честный знак» не позднее 7 календарных дней со дня начала деятельности, связанной с вводом в оборот, оборотом и выводом из оборота товаров для детей (заявление могут не подавать компании, которые по состоянию на 1 декабря 2024 года являлись участниками эксперимента по маркировке товаров для детей);
- не позднее 15 календарных дней со дня регистрации в системе «Честный знак» обеспечить готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с системой маркировки и направить заявку на прохождение тестирования информационного взаимодействия в электронной форме;
- на добровольной основе размещать средства идентификации на товарах для детей и передавать информацию о маркировке и обороте данной продукции в систему «Честный знак» (до 1 декабря 2025 года коды маркировки можно получать бесплатно).
Обязательная маркировка ГСМ
С 1 сентября стартует новый этап обязательной маркировки смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей (постановление Правительства РФ от 30.11.2024 №1683). На данном этапе производители и импортеры ГСМ должны маркировать ГСМ и сообщать о маркировке в систему «Честный знак».
На какую продукцию распространяется маркировка:
- автомобильные смазки;
- моторные масла и масла универсальные; масла карбюраторные и трансмиссионные;
- антифризы, тормозные жидкости и антиобледенители.
Маркировка не распространяется на товары, помещаемые под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза; товары, ввозимые в РФ или произведенные на территории РФ в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации; товары, приобретаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Что должны делать производители и импортеры:
- получать коды маркировки и наносить их на потребительскую упаковку ГСМ;
- передавать в информационную систему маркировки «Честный знак» сведения о нанесенной маркировке и вводе ГСМ в оборот;
- в течение 30 календарных дней оплачивать полученные коды маркировки при их самостоятельном нанесении на потребительскую упаковку;
- в течение 365 календарных дней оплачивать полученные коды маркировки при их нанесении сервис-провайдером.
Обязательная маркировка спортивного питания
С 1 сентября стартует обязательная маркировка пищевой продукции для питания спортсменов (постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 811). Производители, поставщики и продавцы данной продукции должны зарегистрироваться в информационной системе обязательной маркировки «Честный знак» и подготовиться к нанесению кодов маркировки на упаковку спортивного питания.
На какую продукцию распространяется маркировка:
- мясо и пищевые мясные субпродукты, соленые, в рассоле, сушеные или копченые, предназначенные для спортивного питания;
- пищевая мука тонкого и грубого помола из мяса или мясных субпродуктов, предназначенные для спортивного питания;
- фруктоза и сахара химически чистые;
- готовые изделия, содержащие какао и предназначенные для производства или приготовления напитков для спортивного питания;
- бикарбонат натрия;
- смеси витаминов и минеральных веществ, предназначенные для сбалансированного дополнения к питанию;
- воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ;
- готовые пищевые продукты, предназначенные для спортивного питания.
Маркировка не распространяется на товары, помещаемые под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза; товары, ввозимые в РФ или произведенные на территории РФ в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации; товары, приобретаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Что должны делать производители, поставщики и продавцы:
- подать заявление о регистрации в информационной системе обязательной маркировки «Честный знак» не позднее 7 календарных дней со дня начала деятельности, связанной с вводом в оборот, оборотом и выводом из оборота спортивного питания;
- не позднее 15 календарных дней со дня регистрации в системе «Честный знак» обеспечить готовность собственных программно-аппаратных средств к информационному взаимодействию с системой маркировки и направить заявку на прохождение тестирования информационного взаимодействия в электронной форме.
- Ошибки новичков при работе с системой «Честный знак»
- Изменения в маркировке товаров: новые товарные группы и расширение обязанностей продавцов и производителей
- Работа с маркированным товаром в программах 1С: эксперт отвечает на вопросы читателей БУХ.1С
- Продажа маркируемых товаров и интеграция с торговыми площадками в 1С
- Маркировка: как начать внедрение
В материале использованы фото: tete_escape / Shutterstock / Fotodom.
Сделайте нормальную линию поддержки вместо почты mark собака 1c точка ru.
Туда невозможно достучаться.