Изменения в маркировке товаров: новые товарные группы и расширение обязанностей продавцов и производителей
С 1 сентября 2025 года вступают в силу многочисленные изменения в маркировке товаров: вводится маркировка новых товарных групп, уточняются правила маркировки и расширяются обязанности продавцов, производителей и импортеров.
Рассказываем о последних событиях. 

Обязательная маркировка новых товарных групп с 1 сентября 2025 года

С 01.09.2025 вводится обязательная маркировка для нескольких новых групп товаров – спортивного питания, сладостей и кондитерских изделий, детских игрушек, стройматериалов (постановления Правительства РФ от 31.05.2025 №811, 818, 819, 820). Продавцы, производители и импортеры указанных товаров должны в обязательном порядке регистрироваться в государственной информационной системе мониторинга за оборотом маркируемых товаров с 01.09.2025. Для каждой из групп обязательная маркировка будет поэтапной.

Спортивное питание

Эксперимент по маркировке спортивного питания проводится с 1 июня по 31 августа 2025 года. Согласно правилам маркировки пищевой продукции для питания спортсменов, непосредственно маркировать продукцию при вводе ее в оборот, то есть наносить средства идентификации на сам товар, на его упаковку, этикетку или ярлык продавцы, производители и импортеры должны с 1 октября 2025 года. Сведения о розничных продажах данного вида продукции, а также об ином выводе из оборота необходимо будет представлять с 1 марта 2026 года, а сведения об оптовых продажах (об обороте) пищевой продукции для питания спортсменов – с 1 марта 2027 года. Продажа немаркированной пищевой продукции для питания спортсменов, введенной в оборот до 30 сентября 2025 года, может осуществляться до 31 августа 2026 года включительно.

Сладости и кондитерские изделия

С 1 марта по 31 августа 2025 года проводится эксперимент по добровольной маркировке отдельных видов сладостей и кондитерских изделий. Непосредственно маркировать продукцию при вводе ее в оборот, то есть наносить средства идентификации на сам товар, на его упаковку, этикетку или ярлык продавцы, производители и импортеры должны:

  • с 1 марта 2026 года – в отношении сахаристых кондитерских изделий, кондитерских изделий без сахара, печенья, вафель, шоколадных, ореховых и фруктовых паст;
  • с 1 мая 2026 года – в отношении мучных кондитерских изделий и хлебобулочных изделий (за исключением хлебобулочных изделий со сроком годности не более 5 суток включительно);
  • с 1 июля 2026 года – в отношении шоколада и шоколадных изделий (включая белый шоколад), жевательной резинки, карамели и десертных творожных сырков.

При этом производители и импортеры, осуществляющие ввод в оборот сладостей и кондитерских изделий в групповой упаковке или наборе, должны наносить средства идентификации на групповую упаковку или набор, а также представлять соответствующие сведения в информационную систему с 1 июля 2027 года. Сведения об оптовых и розничных продажах данных видов продукции, а также об ином выводе из оборота необходимо будет представлять в систему мониторинга с 1 июля 2027 года.

Детские игрушки

Эксперимент по добровольной маркировке отдельных видов товаров для детей проводился с 20 декабря 2023 года по 1 декабря 2024 года. Маркировать товары при вводе их в оборот, то есть наносить средства идентификации на сам товар, на его упаковку, этикетку или ярлык продавцы, производители и импортеры отдельных видов товаров для детей должны с 1 декабря 2025 года. Сведения о розничных продажах данного вида продукции, а также об ином выводе из оборота необходимо будет представлять в систему маркировки с 1 сентября 2026 года, а сведения об оптовых продажах (об обороте) – с 1 февраля 2027 года. Оборот отдельных видов товаров для детей без маркировки и представления в информационную систему мониторинга сведений будет допускаться до 31 августа 2026 года. До указанной даты необходимо промаркировать все имеющиеся на складах товарные остатки.

Строительные материалы

С 15 марта 2024 года до 31 августа 2025 года проводится эксперимент по добровольной маркировке отдельных видов упакованных строительных материалов. Маркировать указанную продукцию при вводе ее в оборот, то есть наносить средства идентификации на сам товар, на его упаковку, этикетку или ярлык продавцы, производители и импортеры должны:

  • с 1 октября 2025 года – в отношении строительных материалов, относящихся к кодам ТН ВЭД 2520, 2523 (за исключением 2523 10 000 0), 3816 00 000 0, 3824 50 900 0, и кодам ОКПД 23.20.13, 23.51.12, 23.52.20, 23.64.10;
  • с 1 декабря 2025 года – в отношении строительных материалов, относящихся к коду ТН ВЭД 3214 (за исключением 3214 90 000 1), и кодам ОКПД 20.30.22.120, 20.30.22.160, 20.30.22.170, 20.30.22.180, 20.30.22.210, 23.64.10.110.

Сведения об оптовых и розничных продажах данных видов продукции, а также об ином выводе из оборота необходимо будет представлять с 1 декабря 2026 года. Продажа остатков строительных материалов, произведенных или ввезенных в Россию до начала обязательной маркировки, допускается до окончания гарантийного срока их хранения. При этом поставка производителями остатков немаркированных строительных материалов допускается только до 1 мая 2026 года.

В «1С:Предприятии 8» маркировка товаров поддерживается в соответствии с законодательством РФ.

Смягчение требований к маркировке икры

Правительство РФ утвердило поправки в правила маркировки икры осетровых и икры лососевых рыб (красной икры), утв. постановлением от 29.11.2023 №2028 (постановление от 20.05.2025 №684, действует с 20 мая 2025 года). Согласно поправкам, требования о маркировке не распространяются на товары, не прошедшие переработку (обработку). Под переработкой икры подразумевается термическая обработка (кроме замораживания и охлаждения), копчение, консервирование, созревание, посол, сушка, маринование, концентрирование, экстракция, экструзия. Напомним, обязательная маркировка икры осетровых и лососевых рыб введена с 1 апреля 2024 года. 

Расширение обязанностей продавцов кормов для животных

Правительство РФ внесло изменения в правила маркировки кормов для животных (утв. постановлением от 27.05.2024 №674), расширив обязанности продавцов указанных товаров (постановление от 31.05.2025 №817, действует с 1 сентября 2025 года). При розничной продаже товаров, расфасованных поштучно без потребительской упаковки или продаваемых на развес и упаковываемых в организациях розничной торговли (месте реализации), в том числе самостоятельно потребителем, продавцы в течение 3 рабочих дней после первого факта вскрытия потребительской упаковки осуществляют вывод товара из оборота в ГИС МТ. При этом в систему нужно направить следующие сведения:

  • идентификационный номер налогоплательщика участника оборота товаров, осуществляющего вывод товаров из оборота;
  • причина вывода товаров из оборота (расфасовка для последующей реализации (продажи) поштучно без потребительской упаковки или реализация (продажа) на развес и упаковка, в том числе самостоятельно потребителем, в организациях розничной торговли (месте реализации));
  • дата вскрытия потребительской упаковки для дальнейшей расфасовки или реализации (продажи) на развес;
  • коды идентификации товаров, выводимые из оборота;
  • стоимость выводимых из оборота товаров, по данным учета участника оборота товаров.

Представление в ГИС МТ сведений о сертификатах и местах продажи

Правительство РФ внесло в правила маркировки товаров дополнительные требования к производителям, импортерам и продавцам маркированной продукции (Постановление от 02.06.2025 №837, действует с 01.09.2025). В частности, поправки внесены в правила маркировки обувных товаров (постановление от 05.07.2019 №860); духов и туалетной воды (постановление от 31.12.2019 №1957); шин (постановление от 31.12.2019 №1958); упакованной воды (постановление от 31.05.2021 №841).

Перечисленные правила дополняются положениями, согласно которым производители, импортеры и продавцы маркированных товаров должны указывать сведения о разрешительных документах и местах осуществления деятельности при регистрации в ГИС МТ, а также указывать адреса вывода из оборота товаров в документах прямой подачи. Так, с 1 сентября 2025 года для регистрации товаров в информационной системе мониторинга участники оборота шин и парфюмерной продукции (производители и импортеры) должны дополнительно представлять вид, номер и дату разрешительного документа для товаров, подлежащих оценке соответствия, или сведения об отсутствии требований об оценке соответствия.

Лицензии и регистрация оборудования для производителей табачной продукции

С 1 сентября 2025 года вступят в силу новые правила регистрации основного технологического оборудования для производства табачной продукции (Федеральный закон от 23.05.2025 №123-ФЗ). Законодательно закреплено, что табачная продукция (за исключением сигарет и папирос) не может продаваться ниже минимальной цены на табачную продукцию, которая определяется в порядке, установленном Правительством РФ. Также вводятся два новых основания для отказа в регистрации основного технологического оборудования для производства табачной продукции:

  • подача заявителем заявления о государственной регистрации основного технологического оборудования, не соответствующего перечню видов основного технологического оборудования, установленному Правительством РФ;
  • отсутствие установленного (смонтированного) основного технологического оборудования, указанного в заявлении о государственной регистрации основного технологического оборудования.

В «1С:Предприятии 8» поддержан контроль единой минимальной розничной цены (ЕМРЦ) и максимальной розничной цены (МРЦ) для табачной продукции. Необходимые изменения для контроля ЕМРЦ и МРЦ при продаже в розницу для никотиносодержащей продукции будут реализованы с выходом очередных версий.

Также Правительство РФ внесло поправки в правила маркировки табачной и никотинсодержащей продукции (утв. постановлением от 28.02.2019 №224), а также ужесточило разрешительный режим продажи такой продукции (постановление от 30.05.2025 №801, действует с 1 сентября 2025 года). В частности, согласно изменениям, для регистрации бестабачных смесей в ГИС МТ нужно представлять, в том числе данные о массе бестабачной смеси для нагревания в потребительской упаковке.

Одновременно поправки внесены в правила применения запрета на продажу товаров, подлежащих обязательной маркировке, на основании сведений из системы мониторинга, утв. постановлением Правительства РФ от 21.11.2023 №1944. Так, в перечень случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке, запрещена на основании информации, содержащейся в ГИС МТ, включена продажа товара по цене ниже установленной минимальной цены. В отношении табачной, никотинсодержащей и безникотиновой продукции данное ограничение вступит в силу с 1 марта 2026 года.

Изменения в правилах маркировки алкогольной продукции

Правительство РФ постановлением от 29.05.2025 №772 (действует с 01.09.2025) уточнило правила маркировки федеральными специальными марками (ФСМ) алкогольной продукции. Напомним, с 1 сентября 2025 года вступят в силу поправки в Федеральный закон от 22.11.1995 №171-ФЗ о регулировании производства и оборота спирта и алкоголя, которые предусматривают, что маркировка федеральными специальными марками импортной алкогольной продукции должна быть перенесена на территорию РФ.

В настоящее время в соответствии с Правилами маркировки ФСМ алкогольной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 №2348, указанные марки должны быть нанесены на ввозимую в РФ алкогольную продукцию до ее ввоза на территорию России. В частности, согласно новым нормам, с 1 марта 2026 года нанесение федеральных специальных марок на ввезенную в Россию алкогольную продукцию, произведенную в государствах, не являющихся государствами – членами ЕАЭС, осуществляется на территории РФ.

Основания для отказа на ввод в оборот пива

Правительство РФ постановлением от 30.05.2025 №803 внесло изменения в правила маркировки пива и слабоалкогольных напитков, утв. постановлением от 30.11.2022 №2173. В частности, согласно поправкам, заявителю отказывается в регистрации пива и слабоалкогольных напитков в информационной системе мониторинга в случаях, если:

  • разрешительные документы, сведения о которых получены из ЕГАИС, отсутствуют в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (данное основание начнет действовать с 01.09.2025);
  • характеристики пива или слабоалкогольных напитков, указанные в разрешительном документе, не соответствуют характеристикам товара, полученным из ЕГАИС или указанным заявителем (данное основание начнет действовать с 01.12.2025).

В случае выявления несоответствия сведения об этом будут направлены оператором системы маркировки в ЕГАИС. 

Новые эксперименты по маркировке

Правительство РФ решило запустить с 1 июня по 31 августа 2025 года эксперименты по маркировке растворимых завариваемых напитков, упакованных в потребительскую упаковку (кофе, чай, какао-порошок, обжаренный цикорий и др.) (постановление от 31.05.2025 №809); отдельных видов товаров личной гигиены, упакованных в потребительскую упаковку (бритв и лезвий для них, включая полосовые заготовки для лезвий) (постановление от 31.05.2025 №808).

Производители, импортеры и продавцы продукции участвуют в эксперименте по маркировке на добровольной основе. По результатам проведения экспериментов будет принято решение о целесообразности введения обязательной маркировки указанных товаров.

1С:Лекторий

В материале использованы фото: Zapp2Photo / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии
  1. Минибух

    Очередное повышение цен для покупателей и обдираловка и головная боль для продавцов