Скачать:
Письмо ФНС РФ №ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017
Приложение №1 Перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников
Приложение №2 Перечень вопросов, подлежащих обязательному выяснению у руководителя
Зачем понадобились рекомендации
Доказать факт виновного уклонения от уплаты налогов бывает непросто. Подобные действия, как правило, тщательно маскируются и в их совершении бывает задействовано множество подставных лиц. Распутать всю цепочку удается не всегда. Действия проверяющих носят несистемный характер, а результаты проверок оформляются не должным образом.
Между тем, раскрытие таких действий и привлечение виновных лиц к ответственности имеет большое практическое значение. Во-первых, это помогает избавляться от нечистых на руку компаний и руководителей. Успешны будут те, кто правильно выстроил бизнес-процессы, а не те, кто не боится обманывать государство. Во-вторых, позволяет пополнять бюджет. Так, если невиновная неуплата налога влечет штраф в размере 20% от суммы долга, то за умысел виновные лица платят штраф в размере 40% от величины неуплаченного налога (п. 3 ст. 122 НК РФ).
В связи с этим ФНС рассказала, чем отличается умышленная неуплата налогов (применение незаконных схем) от невиновной (арифметическая ошибка), как необходимо проводить проверки налогоплательщиков, и каким образом оформлять их результаты.
Кроме того, в приложении к рекомендациям приводится перечень вопросов, которые станут задавать инспекторы в руководителям компаний и сотрудникам для установления умысла на уход от уплаты налогов. Рекомендуем ознакомиться с этими вопросами, чтобы встретить возможную проверку во всеоружии.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. ФНС РФ подготовила методические рекомендации по проверке налогоплательщиков, которые вызывают у контролирующих органов подозрения в умышленном уклонении от уплаты налогов. Рекомендации предназначены как для налоговых инспекторов, так и следователей, которые ведут разработку злостных неплательщиков.
2. Проверка начнется с установления признаков подозрительных с точки зрения НК РФ сделок. На этом этапе будет понятно, имеет ли дело перспективу и стоит ли его доводить до суда и передавать материалы в следственные органы.
3. Все необычные схемы, которые не встречаются в рамках обычной деятельности, автоматически попадут в поле зрения налоговиков и следователей. Также о незаконных схемах с участием однодневок говорят общий персонал налогоплательщика и его контрагентов, общее имущество, общий штат юристов, консультантов, бухгалтеров, средств связи, договоров с провайдерами, IP-адресов и др.
4. Умысел на неуплату налогов будут доказывать путем получения пояснений налогоплательщика, допросов, истребования документов (информации), осмотров, выемки и направления запросов в банки.
5. Виновность действий не может строиться на предположениях и подозрениях. В составляемых актах инспекторы обязаны будут детально описать, какие именно действия (бездействие) должностных лиц организации либо ее представителей обусловили совершение налогового правонарушения.
6. Инспекторам теперь рекомендуется писать акты просто, доходчиво, логично и убедительно, легко воспринимаемыми фразами. Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей.
Подозрительные сделки и их признаки
Проверка начнется с установления признаков подозрительных с точки зрения НК РФ сделок.
На этом этапе будет понятно, имеет ли дело перспективу и стоит ли его доводить до суда и передавать материалы в следственные органы.
О подозрительности сделки будут свидетельствовать следующие обстоятельства:
- отсутствие у контрагента основных средств, материальных активов, сотрудников и специалистов, которые могут оказать спорные услуги, выполнить работы, или поставить товар;
- регистрация контрагента после совершения сделки;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах учета.
Если какие-то признаки подтверждаются, далее нужно будет собрать доказательства того, что действия налогоплательщика и его контрагентов носили согласованный характер.
Например, в делах, где замешаны фирмы-однодневки, потребуется доказать, что руководство компании непосредственно участвовало в деятельности таких организаций и оказывало воздействий на принятие ими решений.
Связь с однодневками
В рекомендациях ФНС приводит сразу несколько признаков того, что организация сотрудничает с однодневками в целях получения незаконной налоговой выгоды. В частности, об этом будет свидетельствовать сложный, запутанный и повторяющийся характер действий налогоплательщика в рамках налоговой схемы.
Все необычные схемы, которые не встречаются в рамках обычной деятельности, автоматически попадут в поле зрения налоговиков и следователей. Также о незаконных схемах с участием однодневок говорят общий персонал налогоплательщика и его контрагентов, общее имущество, общий штат юристов, консультантов, бухгалтеров, средств связи, договоров с провайдерами, IP-адресов и др.
ФНС рекомендует при установлении признаков сотрудничества с однодневками незамедлительно информировать об этом следственные органы для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Окончательные сомнения в добросовестности плательщика будут развеяны в ходе осмотра/обыска офисов и опроса/допроса сотрудников. При этом осмотры помещений будут проводить с привлечением IT-специалистов, которые смогут не допустить уничтожения улик на цифровых носителях.
К прямым уликам противоправной деятельности относят, в частности, наличие «черной» бухгалтерии, обнаружение печатей и документации фирм-однодневок на территории.
Кроме того, в качестве отягчающего обстоятельства налоговикам рекомендуют трактовать обнаружение в офисах дебетовых карт. Карты, по мнению налоговиков, - лишнее свидетельство того, что налогоплательщик занимается незаконным обналичиванием средств.
Наличие вышеуказанных обстоятельств имеет реальную перспективу для привлечения к ответственности. Останется только доказать наличие умысла на реализацию незаконной налоговой схемы.
Как будут доказывать вину
Умысел на неуплату налогов будут доказывать путем получения пояснений налогоплательщика, допросов, истребования документов (информации), осмотров, выемки и направления запросов в банки. В качестве доказательств могут быть использованы вступившие в силу приговоры в отношении должностных лиц контрагентов. В то же самое время ФНС не допускает в целях установления виновности, в том числе наличия умысла, назначения экспертизы.
Вину организаций будут доказывать через вину их должностных лиц. В первую очередь – директора и главного бухгалтера. Если будет установлено, что эти сотрудники имели умысел на неуплату налогов, автоматически будет установлена вина самой организации. При этом организация несет ответственность исключительно за действия именно должностных лиц, а не рядовых сотрудников.
Налоговики должны будут подтвердить, что сотрудник имел полномочия на подписание документов и принятие решений, которые повлекли неуплату налогов. Для этого чиновники должны будут проверить несколько документов: штатное расписание и приказы о назначении на должность. За действия, скажем, менеджеров или секретарей компании ответственности не несут. Поэтому, если будет установлено, что виновный сотрудник не был уполномочен на совершение действий, влекущих налоговые последствия, организация ответственности не понесет.
Но такие случаи носят характер исключения. В основном в спорных делах фигурируют именно уполномоченные на совершение юридически значимых действий сотрудники (директоры и главбухи), которые действуют с вполне понятным умыслом (незаконная оптимизация налогообложения).
Поэтому ФНС рекомендует инспекторам и следователям крайне скептически относиться к разного рода стандартным отговоркам, таким, например, как:
- неосведомленность директора о фиктивном характере документов, использованных для уменьшения налоговой базы;
- заблуждение, обусловленное доверием главному бухгалтеру или иному лицу, ответственному за подготовку налоговых деклараций;
- исполнение роли номинального руководителя, введенного в заблуждение «теневым» руководителем, фактически контролировавшим деятельность организации;
- исполнение незаконного приказа или распоряжения руководителя организации.
Если в ходе проверки будет установлена совокупность обстоятельств, которые свидетельствуют об умысле на неуплату налогов, подобные отговорки не сработают. Не сработает и имитация проявления должной осмотрительности, когда организации заблаговременно направляют в госорганы запросы на сбор информации о контрагентах. Налоговики хорошо знакомы с такими уловками и не придают им серьезного значения.
Одновременно ФНС обращает внимание, что виновность действий не может строиться на предположениях и подозрениях. В составляемых актах инспекторы обязаны будут детально описать, какие именно действия (бездействие) должностных лиц организации либо ее представителей обусловили совершение налогового правонарушения. В противном случае дело не будет иметь перспектив в суде.
Изменение стиля налоговых актов на более «агрессивный»
Отдельное место в рекомендациях занимают требования к стилю написания и составления налоговых актов. ФНС отмечает, что налоговики могут собрать все необходимые доказательства по делу, но оно может с легкостью рассыпаться в суде.
Банальная причина – использование налоговиками невнятных формулировок, из которых непонятно, идет ли речь об умышленной неуплате налога или же неумышленной. В ФНС полагают, что инспекторы недостаточно уделяют внимание яркой и однозначной интерпретации и словесному комментированию деяния налогоплательщика как умышленного.
В связи с этим инспекторам рекомендуется писать акты просто, доходчиво, логично и убедительно, легко воспринимаемыми фразами. Выводы в отношении налогоплательщика должны излагаться точным и строгим языком, отличаться определенностью, четкостью стиля и постоянством терминологии, сопровождаться иллюстративным материалом (схемами).
Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей.
При этом налоговикам поручено ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса.
Таким образом, ФНС довольно детально описала алгоритм действий налоговиков при проведении проверок. Налогоплательщикам остается только принять во внимание эти рекомендации, чтобы лишний раз не привлекать внимания фискалов, а тем более следователей.
Сервисы 1С, которые могут помочь избежать претензий налоговиков при проверках
Быстрая проверка информации о контрагентах, автоматическое заполнение реквизитов контрагентов в различных документах и другие полезные функции.
Оценка надежности и мониторинг контрагентов в программах 1С для принятия взвешенных решений о сотрудничестве и минимизации налоговых рисков.
Самый полный информационный ресурс для людей, которые работают с программами «1С» - справочники, методики, руководства, консультации по программам и законодательству.
Быстрая и удобная подготовка и отправка регламентированной отчетности прямо из программ «1С», а также поддержка других видов электронного документооборота с контролирующими органами.
Автоматическая сверка счетов-фактур с контрагентами непосредственно в программе 1С в любое удобное время – как в процессе ведения учета, так и перед отправкой декларации в ФНС.
Ссылки на приложения не рабочие!
Orange, спасибо, поправили!