Содержание
Действующее в РФ законодательство о налогах и сборах является во многом сложным и неоднозначным с точки зрения практического применения. Нередко бухгалтер сталкивается с проблемой, как правильно определить налоговую базу в случае заключения договора, содержащего элементы различных гражданско-правовых договоров, как исчислить налог в той или иной хозяйственной ситуации или подтвердить возможность оптимизации налоговых платежей. Для решения возникшей проблемы бухгалтер внимательно изучает положения НК РФ, закона субъекта, подзаконных нормативных правовых актов, и, зачастую, не находит ответа на свой вопрос. Несомненно, что бухгалтер может обратиться за консультацией в консультационный центр или аудиторскую фирму, но полученный ответ является лишь мнением конкретного лица, и не всегда является бесспорным для бухгалтера. Другим путем решения проблемы может быть изучение имеющейся в регионе арбитражной практики, которая также не всегда однозначна. Но ни судебный прецедент, ни мнение аудитора, как правило, не принимаются во внимание пришедшим на проверку налоговым инспектором. В такой ситуации бухгалтер заинтересован в получении информации по интересующему вопросу именно от органа, который будет в дальнейшем проверять правильность исчисления налогов и сборов в ходе осуществления мероприятий налогового контроля. При получении разъяснений от компетентного органа налогоплательщик помимо решения задачи получения необходимой информации также преследует цель избежать возможных налоговых санкций, которые могут быть применены налоговым органом при проведении налоговой проверки. Положения налогового законодательства (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ) предусматривают, что выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 письменное разъяснение является обстоятельством, исключающим ответственность, независимо от того, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц. Следовательно, налогоплательщик может воспользоваться разъяснениями, которые были даны в письмах Минфина России или в письмах налоговых органов, в случае, если данные разъяснения по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов, либо разъяснениями, полученными от налоговых или финансовых органов в ответ на вопрос налогоплательщика.
С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ в НК РФ, налогоплательщики имеют право на получение информации, как от налоговых, так и от финансовых органов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик вправе получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Минфин России в своем письме от 21.09.2004 № 03-02-07/39 "О компетенции налоговых органов по разъяснению налогового законодательства" полномочия по предоставлению информации разграничило следующим образом:
- в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по месту своего учета;
- по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления.
В письме Минфина России от 14.01.2005 № 03-02-07/2-4 разъяснено, что информирование, осуществляемое налоговыми органами, ограничено нормами НК РФ, содержащимися в подпункте 4 пункта 1 статьи 32, а Минфин России вправе пояснить, как применить нормы НК РФ.
Рассмотрим более подробно - какую информацию, в каком виде, от какого органа и в каком порядке можно получить.
Получение информации от налоговых органов
С учетом изменений, внесенных Указом Президента РФ от 09.03.2003 № 314 в структуру федеральных органов исполнительной власти, МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу.
В соответствии с нормами НК РФ, а также пункта 5.6 и п. 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС России уполномочена и имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговые органы обязаны предоставить следующую информацию:
- о действующих налогах и сборах, т.е. информацию, которая содержится в статьях 12-17 НК РФ, в которых поименован перечень существующих в РФ налогов и сборов и порядок их введения (установления);
- о законодательстве о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов РФ о налогах и сборах;
- о принятых в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативных правовых актах, порядок принятия и полномочия по принятию которых определены статьей 4 НК РФ;
- о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, который определяется статьями специальной части НК РФ по каждому налогу и сбору;
- о правах и обязанностях налогоплательщиков, которые определены статьями 21 и 23 НК РФ;
- о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, определенных статьями 31 и 32 НК РФ;
- разъяснения о порядке заполнения форм налоговой отчетности, определенных приказами Минфина России по каждому налогу.
Таким образом, объем информации, который может быть получен от налоговых органов, ограничен положениями, непосредственно содержащимися в НК РФ, законе субъекта или нормативном акте, и то, только в случае, если двоякое толкование не допустимо. Следовательно, работа налоговых органов сводится непосредственно к передаче информации без искажений, дополнений, комментариев.
Порядок организации информационной работы с налогоплательщиками и плательщиками сборов регламентирован разделом 4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468 (далее - Регламент).*
Примечание:
* Приказом ФНС России от 02.09.2005 № САЭ-3-25/425 утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (подробнее читайте здесь)
Информирование налогоплательщиков можно разделить по кругу лиц - публичное и индивидуальное и по форме - устное и письменное.
Публичное информирование налогоплательщиков осуществляется посредством размещения информационных материалов на стендах и проведения семинаров с налогоплательщиками. Основной целью публичного информирования является предоставление налогоплательщикам организационно-распорядительной и наиболее значимой тематической информации, например, о режиме работы инспекции, коды классификации доходов бюджетов РФ, о порядке регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, образцы заполнения документов, о видах налогах и основополагающих моментах их исчисления. Таким образом, публичное информирование позволяет налогоплательщику определить свои права и обязанности, ознакомиться с порядком заполнения необходимых документов и сроками их предоставления и другой аналогичной "базовой" или "начальной" информацией. Более подробная информация налогоплательщиком может быть получена только в результате индивидуальных запросов, как в устной, так и в письменной форме.
В соответствии с действующим Регламентом предусмотрено, что устный запрос налогоплательщика может поступить как лично, так и по телефону. Информирование налогоплательщиков при приеме устных запросов осуществляется силами сотрудников отдела работы с налогоплательщиками. Информирование налогоплательщиков по устным запросам представляет интерес для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно ведущих учет своих доходов и расходов, не обладая специальными знаниями, или для начинающих бухгалтеров по вопросам, не представляющим большой сложности, а также по вновь вводимым налогам, сборам или специальным налоговым режимам в части получения информации, которая четко регламентирована положениями НК РФ или нормативными правовыми актами налоговых органов и не допускает двоякого толкования.
Наиболее актуально и важно для налогоплательщика в настоящее время информирование в письменной форме. Именно такие ответы в дальнейшем будут являться обстоятельствами, исключающими ответственность налогоплательщика в случае неправильного исчисления уплаты налога (сбора) в соответствии с разъяснениями, данными налоговым органом. Запросы в письменной форме могут быть направлены в налоговый орган по почте или лично. Поступившие запросы регистрируются в отделе работы с налогоплательщиками в информационном ресурсе "Журнал учета письменных вопросов, поступивших от налогоплательщиков", утвержденном приказом МНС России от 21.10.2003 № БГ-3-27/554. Пунктом 4.3.2.3 Регламента предусмотрено, что ответ должен быть дан налогоплательщику - физическому лицу не позднее 30 календарных дней с момента поступления, если требуется дополнительное изучение и проверка, не позднее 15 календарных дней по остальным; налогоплательщику - юридическому лицу - не позднее 30 календарных дней от даты регистрации запроса. Особый срок для предоставления ответов не позднее 15 дней предусмотрен для налогоплательщиков, перешедших на предоставление отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Данным регламентом предусмотрено, что ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени и отчества исполнителя. В случае если запрос не относится к компетенции налоговых органов, то налоговым органам необходимо в течение 5 календарных дней подготовить ответ с аргументированным отказом в информировании и отправить налогоплательщику по почте через отдел финансового и общего обеспечения. Второй экземпляр отправленного письма-отказа остается на хранении в отделе работы с налогоплательщиками.
Минфин России в своем письме от 13.01.2005 № 03-02-07/1-1 разъяснил, что должностными лицами, уполномоченными подписывать разъяснения ФНС России по вопросам, отнесенным к ее компетенции, являются директор ФНС России и его заместители. Руководители территориальных управлений и их заместители в пределах их компетенции вправе подписывать документы соответствующих налоговых органов.
Необходимо отличать информирование налогоплательщика налоговыми органами от налогового консультирования организациями, находящимися в ведении налоговых органов РФ. Приказом МНС России от 21.05.2002 № БГ-3-18/263 организациям, находящимся в ведении налоговых органов РФ, запрещено осуществление налогового консультирования юридических и физических лиц. Данные Центральной консультационной службой МНС России, ее филиалами, иными подразделениями экспертные заключения по вопросам налогообложения не являются официальной позицией налоговых органов и не имеют юридической силы. Данная информация доведена до налогоплательщиков письмом ФНС России от 15.04.2005 № ШС-6-14/316.
Получение информации от финансовых органов
Полномочия финансовых органов, предусматривающие дачу письменных разъяснений налогоплательщикам и плательщикам сборов в области налогов и сборов, были введены в НК РФ Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ. Статьей 34.2 НК РФ предусмотрено, что Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения. С учетом изменений, внесенных Указом Президента РФ от 09.03.2003 № 314 в структуру федеральных органов исполнительной власти, функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах переданы Минфину России.
Следовательно, полномочия Минфина России в части предоставления разъяснений охватывают более широкий круг вопросов, и финансовые органы вправе давать разъяснения по любому вопросу, связанному с применением налогового законодательства.
Согласно Положению о Минфине России, утвержденному постановлением Правительства от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Согласно пункту 9 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, структурными подразделениями Минфина России являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства.
В письме Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116 разъяснено следующее. Положением о Департаменте налоговой политики, утвержденным приказом Минфина России от 14.10.1998 № 199 (действующим до утверждения Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики) предусмотрено, что документы, направляемые от имени Департамента по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, подписываются руководителем Департамента и его заместителями. При этом данным Положением установлено, что Департамент рассматривает и отвечает на поступившие от организаций и физических лиц запросы по применению налогового законодательства. Проектом Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, находящимся на подписи у Министра финансов РФ, к полномочиям Департамента отнесено обеспечение ведения разъяснительной работы по применению актов законодательства РФ о налогах и сборах. Таким образом, должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, являются Министр финансов РФ, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод. Налогоплательщик и плательщик сбора может обратиться за разъяснениями, как в налоговый орган, так и в финансовый орган, как на уровне ФНС и Минфина России, так и в налоговые и финансовые органы на уровне субъекта РФ.
В письме ФНС России от 26.01.2005 № ШС-6-01/58 разъяснено, что при поступлении в налоговые органы запросов налогоплательщиков о применении положений и норм налогового законодательства оснований для отказа в предоставлении информации по указанным вопросам у налоговых органов не имеется.
Учитывая полномочия финансовых органов субъектов РФ и местного самоуправления по предоставлению письменных разъяснений по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, налоговые органы обеспечивают взаимодействие с финансовыми органами на местах по указанным запросам.
В завершении необходимо отметить, что налогоплательщик при получении разъяснения из налогового или финансового органа вправе обратиться в суд и обжаловать полученный ответ в суде. В соответствии со статьями 29 и 197 АПК РФ суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Правомерность такого подхода подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 22.06.2004 № 2487/04, в котором было рассмотрено по существу дело о признании незаконным официального разъяснения налогового органа. Однако такой путь решения проблемы приемлем не для каждого бухгалтера или аудитора.
Также читайте статью С.В. Разгулина "О разъяснениях законодательства о налогах и сборах".