
Упрощенное обжалование действий и бездействия ИФНС
С 1 января 2025 года введена в действие ст.140.1 НК РФ об упрощенном порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков (Федеральный закон от 31.07.2023 №389-ФЗ).
Согласно данной статье, право на упрощенное обжалование действий и решений налоговых органов предоставлено как организациям и ИП, так и налогоплательщикам-физлицам. Упрощенные жалобы можно направлять в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, а рассматривать их должны в сокращенные сроки.
Напомним, ранее в досудебном порядке обжаловать действия, бездействие и акты налоговых органов можно было только путем подачи соответствующей жалобы в вышестоящий налоговый орган. Срок рассмотрения такой жалобы и принятия по ней решения – 15 рабочих дней со дня ее получения вышестоящим налоговым органом. Причем указанный срок мог быть продлен еще на 15 рабочих дней для получения сведений от нижестоящей налоговой инспекции (п.6 ст.140 НК РФ). В результате обжалование действий и актов ИФНС с учетом выходных и нерабочих праздничных дней могло занимать более месяца.
В 2025 году указанный порядок обжалования действий и решений налоговых органов продолжит действовать и применяться, но наряду с ним у налогоплательщиков появилась возможность подачи жалоб в упрощенном порядке.
В соответствии с упрощенным порядком электронную жалобу организации, ИП и физлица теперь могут подавать в ту же самую налоговую инспекцию, действия и решения которой они обжалуют. Срок рассмотрения данных жалоб составит всего 7 рабочих дней. Указанный срок исчисляется с момента получения жалобы налоговой инспекцией.
Обращаем внимание, что упрощенный порядок рассмотрения жалоб не отменяет общеустановленного порядка обжалования действий и бездействия налоговых органов, а только совершенствует и дополняет его.
Что можно обжаловать в упрощенном порядке
В упрощенном порядке обжаловать можно большинство действий, актов и решений, принимаемых налоговыми органами, за некоторыми исключениями, специально оговоренными в нормах НК РФ. В частности, в упрощенном порядке разрешается обжаловать (п.1 ст.31 НК РФ):
- отказ в принятии налоговой декларации и других документов, направляемых налогоплательщиками;
- требование о предоставлении документов;
- решение об осуществлении выемки документов;
- налоговое уведомление;
- требование об уплате налогов;
- уведомление о вызове в ИФНС для дачи пояснений;
- отказ в возврате и зачете переплаченного налога;
- решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке;
- отказ в предоставлении налогоплательщику отсрочки или рассрочки по уплате налогов и взносов;
- решение о наложение запрета на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налоговой инспекции и т.д.
Нельзя обжаловать в упрощенном порядке решения налоговых органов, принятые в соответствии со ст.101 и 101.4 НК РФ. Таким образом, упрощенный порядок не распространяется на обжалование (п.1 ст.140.1 НК РФ):
- решений, вынесенных по итогам проведенных налоговых проверок;
- решений о привлечении лица к ответственности за совершенное налоговое правонарушение.
Как подать жалобу в ИФНС в упрощенном порядке
Для формирования упрощенной жалобы необходимо использовать формат, утв. приказом ФНС от 02.09.2024 №ЕД-7-9/693@ (приложение №23).
В жалобе нужно указать действия (бездействие) должностных лиц ИФНС или реквизиты акта (решения), которые заявитель планирует обжаловать. Также в жалобе обязательно следует указать, что ее необходимо рассмотреть в упрощенном порядке (п.1 ст.140.1 НК РФ).
Направить жалобу в ИФНС в упрощенном порядке можно исключительно в электронной форме. В отношении жалоб, оформленных на бумажном носителе, упрощенный порядок рассмотрения не действует.
Упрощенную жалобу представляют в тот налоговый орган, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются. Жалобу можно направить в налоговую инспекцию по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
Если жалоба направляется по ТКС, то ее необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью. Жалобу, представляемую через личный кабинет налогоплательщика, можно подписать усиленной неквалифицированной электронной подписью (п.9 Порядка представления электронных жалоб, утв. приказом ФНС от 02.09.2024 №ЕД-7-9/693@). Отсутствие в жалобе электронной подписи, равно как и несоблюдение электронного формата ее подачи, является основанием для отказа в приеме жалобы.
По факту получения электронной жалобы ИФНС направит налогоплательщику квитанцию о приеме, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью налоговой инспекции. Решение по упрощенной жалобе будет принято в течение 7 дней с момента ее получения налоговой инспекцией. Датой получения жалобы считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.7 Порядка).
По итогам рассмотрения упрощенной жалобы ИФНС должна принять одно из следующих решений (п.4 ст.140.1 НК РФ):
- оставление жалобы без удовлетворения;
- отмена акта ИФНС ненормативного характера;
- отмена решения ИФНС полностью или в части;
- отмена решения ИФНС полностью с принятием по делу нового решения;
- признание действия или бездействия должностных лиц ИФНС незаконными.
В материале использованы фото: fizkes / Shutterstock / Fotodom.