Рассказываем, что поменяется в правилах подачи обращений в налоговые органы с 1 ноября 2025 года и к чему следует подготовиться организациям, ИП и физлицам.
Переход на новый порядок подачи обращений в ФНС
Недавно ФНС проинформировала о предстоящем отказе от приема обращений налогоплательщиков по ТКС через операторов электронного документооборота (операторы ЭДО).
В письме от 20.05.2025 №26-1-05/0038@ налоговое ведомство сообщило, что свои обращения налогоплательщики по-прежнему смогут направлять в налоговые органы в электронном виде, но сделать это можно будет только через специальные электронные сервисы ФНС или через Госуслуги, а не через операторов ЭДО. Запрет на подачу обращений через операторов ЭДО вводится поэтапно в течение 2025 года:
- с 1 июля размер файлов обращений, передаваемых через операторов ЭДО, уменьшен с 5 мегабайт до 1 мегабайта;
- с 1 октября к электронным обращениям нельзя прикладывать приложения;
- с 1 ноября вводится полный запрет на прием обращений, направленных по ТКС через операторов ЭДО.
Таким образом, с 1 июля 2025 года электронные обращения в ИФНС через операторов ЭДО можно подавать с учетом ограничений по размеру направляемых файлов и приложений, а с 1 ноября операторы ЭДО уже не смогут передавать электронные обращения пользователей в налоговые органы.
С 1 ноября 2025 года направить в ИФНС обращение можно одним из следующих способов:
- в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или через личный аккаунт на едином портале Госуслуг;
- через специальный сервис для подачи обращений на сайте ФНС;
- на бумажном носителе по почте или на личном приеме в налоговой инспекции;
- в устной форме на личном приеме в налоговой инспекции;
- по телефону горячей линии налоговой инспекции.
Поданные всеми перечисленными способами обращения организаций, ИП и граждан должны регистрироваться в течение 3 дней с момента поступления и рассматриваться налоговыми органами в течение 30 дней со дня регистрации. Налоговая инспекция в целях проведения дополнительной проверки поступившего обращения вправе продлить указанный срок, но не более чем на 30 дней.
Обращаем внимание, что ограничения в сфере электронного взаимодействия с налоговыми органами через операторов ЭДО, вводимые с 1 июля текущего года, касаются именно обращений налогоплательщиков и налоговых агентов и не затрагивают иные сведения и документы, направляемые в ИФНС через операторов ЭДО.
- Как в Календаре отчетности «1С:Бухгалтерии 8» контролировать требования ФНС и отвечать на них
- Взаимодействие с ФНС и СФР через сервис 1С-Отчетность
- Как настроить рабочее место для работы с 1С-Отчетностью
- Как в 1С работать с ЛК ФНС, если в одной информационной базе ведется учет по нескольким компаниям
Какие сведения нельзя передавать в ИФНС через операторов ЭДО с 1 ноября 2025 года
Запрет на передачу сведений в налоговые органы по ТКС через операторов ЭДО распространяется исключительно на обращения налогоплательщиков, касающиеся порядка применения налогового законодательства и уплаты обязательных платежей, а также на жалобы по поводу необоснованного доначисления налогов и иных неправомерных действия со стороны налоговых органов. В частности, с 1 ноября 2025 года через операторов ЭДО нельзя подавать:
- обращения по поводу полученных из ИФНС требований и запросов;
- запросы квитанций для уплаты имеющихся налоговых задолженностей;
- обращения по поводу уточнения ИНН и других сведений о налогоплательщике;
- запросы индекса документов для оплаты имущественных налогов
- жалобы на неверное исчисление налогов, указанных в уведомлениях ИФНС (налог начислен на объекты, не принадлежащие плательщику, неправильно определена налоговая база, не учтены льготы и т.д.);
- запросы на получение официальных разъяснений положений текущего налогового законодательства;
- обращения по поводу уточнения сведений для получения корреспонденции из ИФНС;
- запросы на получение сведений о результатах проверки налоговых деклараций, в которых заявлено право на налоговый вычет;
- обращения по поводу уточнения налоговых льгот, которые были учтены при расчете налоговыми органами тех или иных налогов;
- жалобы на решения регистрирующего органа о регистрации, отказе в регистрации, внесении записей в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, исключении компаний из реестров и т.д.
Какие сведения можно передавать в ИФНС через операторов ЭДО с 1 ноября 2025 года
Ограничения по электронному взаимодействию с налоговыми органами через операторов ЭДО не коснутся обязательной отчетности, заявлений, уведомлений и прочих документов, направляемых в налоговые органы в силу требования тех или иных норм НК РФ. В частности, после 1 ноября 2025 года налогоплательщики и налоговые агенты смогут передавать через операторов ЭДО следующие документы:
- бухгалтерскую отчетность, налоговые декларации, расчеты по налогам и страховым взносам, уведомления о суммах рассчитанных налогов;
- заявления о применении тех или иных налоговых льгот и отказы от применения действующих налоговых льгот;
- документы, запрошенные в рамках проведения контрольных мероприятий (счета-фактуры, УПД и прочие первичные документы в электронном виде);
- заявления о переходе на применение специальных налоговых режимов;
- заявления о выборе налоговых органов для представления налоговых деклараций;
- уведомления о контролируемых сделках;
- банковские гарантии;
- реестры сведений из таможенных деклараций и прочие реестры для подтверждения ставки НДС 0 %;
- заявления о регистрации бизнеса и внесении изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРПИ.
Кроме того, с 1 ноября за налогоплательщиками будет сохранено право на подачу через операторов ЭДО жалоб и апелляционных жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия и бездействие их должностных лиц (п.1 ст.139.2 НК РФ).
В материале использованы фото: Idol Design / Shutterstock / Fotodom.
Не понятна цель данных запретов и изменений формата обращения. Это ничего не улучшает. Налогоплательщики запутаются. В результате больше соберут штрафных санкций.
Нервный внедренец, Цель запретов - в разграничении электронных сообщений, поступающих от налогоплательщиков и налоговых агентов. Делается все это не для снижения нагрузки на налогоплательщиков (для них в части нагрузки ничего не поменяется), а для упрощения работы самих налоговых органов. Со временем через операторов ЭДО можно будет представлять только обязательную отчетность. Все же прочие сообщения станут направлять исключительно через государственные сервисы - личные кабинеты налогоплательщиков и Госуслуги. Часть работников ФНС станет работать только с операторами ЭДО, а другая часть - только с госсервисами.
А сейчас через ЭДО еще можно направлять сообщения, или через ЛК только?
Квартальный отчетик, Через ЭДО
Квартальный отчетик, Можно. ФНС установила переходный период, в течение которого организациям временно разрешается направлять в ФНС неформализованные обращения через операторов ЭДО. Данная возможность компаниям предоставлена вплоть до начала ноября текущего года. Сейчас такие обращения и сообщения можно направлять в налоговые органы через операторов ЭДО без ограничений. Но с 1 октября к электронным обращениям нельзя будет прикладывать приложения. А с 1 ноября будет введен уже полный запрет на прием обращений, направленных по ТКС через операторов ЭДО. Подать такие обращения можно будет только через ЛК.