Новый порядок электронного взаимодействия с налоговыми органами с 1 ноября 2025 года
ФНС меняет порядок электронного взаимодействия с налогоплательщиками в части приема от них электронных обращений по вопросам применения НК РФ и уплаты обязательных платежей. Изменение порядка электронного взаимодействия пройдет в несколько этапов и затронет не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов.

Рассказываем, что поменяется в правилах подачи обращений в налоговые органы с 1 ноября 2025 года и к чему следует подготовиться организациям, ИП и физлицам.

Переход на новый порядок подачи обращений в ФНС

Недавно ФНС проинформировала о предстоящем отказе от приема обращений налогоплательщиков по ТКС через операторов электронного документооборота (операторы ЭДО). 

В письме от 20.05.2025 №26-1-05/0038@ налоговое ведомство сообщило, что свои обращения налогоплательщики по-прежнему смогут направлять в налоговые органы в электронном виде, но сделать это можно будет только через специальные электронные сервисы ФНС или через Госуслуги, а не через операторов ЭДО. Запрет на подачу обращений через операторов ЭДО вводится поэтапно в течение 2025 года:

  • с 1 июля размер файлов обращений, передаваемых через операторов ЭДО, уменьшен с 5 мегабайт до 1 мегабайта;
  • с 1 октября к электронным обращениям нельзя прикладывать приложения;
  • с 1 ноября вводится полный запрет на прием обращений, направленных по ТКС через операторов ЭДО.

Таким образом, с 1 июля 2025 года электронные обращения в ИФНС через операторов ЭДО можно подавать с учетом ограничений по размеру направляемых файлов и приложений, а с 1 ноября операторы ЭДО уже не смогут передавать электронные обращения пользователей в налоговые органы. 

С 1 ноября 2025 года направить в ИФНС обращение можно одним из следующих способов:

  • в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или через личный аккаунт на едином портале Госуслуг;
  • через специальный сервис для подачи обращений на сайте ФНС;
  • на бумажном носителе по почте или на личном приеме в налоговой инспекции; 
  • в устной форме на личном приеме в налоговой инспекции;
  • по телефону горячей линии налоговой инспекции.

Поданные всеми перечисленными способами обращения организаций, ИП и граждан должны регистрироваться в течение 3 дней с момента поступления и рассматриваться налоговыми органами в течение 30 дней со дня регистрации. Налоговая инспекция в целях проведения дополнительной проверки поступившего обращения вправе продлить указанный срок, но не более чем на 30 дней.

Обращаем внимание, что ограничения в сфере электронного взаимодействия с налоговыми органами через операторов ЭДО, вводимые с 1 июля текущего года, касаются именно обращений налогоплательщиков и налоговых агентов и не затрагивают иные сведения и документы, направляемые в ИФНС через операторов ЭДО. 

Какие сведения нельзя передавать в ИФНС через операторов ЭДО с 1 ноября 2025 года

Запрет на передачу сведений в налоговые органы по ТКС через операторов ЭДО распространяется исключительно на обращения налогоплательщиков, касающиеся порядка применения налогового законодательства и уплаты обязательных платежей, а также на жалобы по поводу необоснованного доначисления налогов и иных неправомерных действия со стороны налоговых органов. В частности, с 1 ноября 2025 года через операторов ЭДО нельзя подавать:

  • обращения по поводу полученных из ИФНС требований и запросов;
  • запросы квитанций для уплаты имеющихся налоговых задолженностей;
  • обращения по поводу уточнения ИНН и других сведений о налогоплательщике;
  • запросы индекса документов для оплаты имущественных налогов
  • жалобы на неверное исчисление налогов, указанных в уведомлениях ИФНС (налог начислен на объекты, не принадлежащие плательщику, неправильно определена налоговая база, не учтены льготы и т.д.);
  • запросы на получение официальных разъяснений положений текущего налогового законодательства;
  • обращения по поводу уточнения сведений для получения корреспонденции из ИФНС;
  • запросы на получение сведений о результатах проверки налоговых деклараций, в которых заявлено право на налоговый вычет;
  • обращения по поводу уточнения налоговых льгот, которые были учтены при расчете налоговыми органами тех или иных налогов;
  • жалобы на решения регистрирующего органа о регистрации, отказе в регистрации, внесении записей в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, исключении компаний из реестров и т.д.

Какие сведения можно передавать в ИФНС через операторов ЭДО с 1 ноября 2025 года

Ограничения по электронному взаимодействию с налоговыми органами через операторов ЭДО не коснутся обязательной отчетности, заявлений, уведомлений и прочих документов, направляемых в налоговые органы в силу требования тех или иных норм НК РФ. В частности, после 1 ноября 2025 года налогоплательщики и налоговые агенты смогут передавать через операторов ЭДО следующие документы:

  • бухгалтерскую отчетность, налоговые декларации, расчеты по налогам и страховым взносам, уведомления о суммах рассчитанных налогов;
  • заявления о применении тех или иных налоговых льгот и отказы от применения действующих налоговых льгот;
  • документы, запрошенные в рамках проведения контрольных мероприятий (счета-фактуры, УПД и прочие первичные документы в электронном виде);
  • заявления о переходе на применение специальных налоговых режимов;
  • заявления о выборе налоговых органов для представления налоговых деклараций;
  • уведомления о контролируемых сделках;
  • банковские гарантии;
  • реестры сведений из таможенных деклараций и прочие реестры для подтверждения ставки НДС 0 %;
  • заявления о регистрации бизнеса и внесении изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРПИ.

Кроме того, с 1 ноября за налогоплательщиками будет сохранено право на подачу через операторов ЭДО жалоб и апелляционных жалоб на акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия и бездействие их должностных лиц (п.1 ст.139.2 НК РФ).

В материале использованы фото: Idol Design / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии
  1. Нервный внедренец

    Не понятна цель данных запретов и изменений формата обращения. Это ничего не улучшает. Налогоплательщики запутаются. В результате больше соберут штрафных санкций.

    • Молчаливый инспектор

      Нервный внедренец, Цель запретов - в разграничении электронных сообщений, поступающих от налогоплательщиков и налоговых агентов. Делается все это не для снижения нагрузки на налогоплательщиков (для них в части нагрузки ничего не поменяется), а для упрощения работы самих налоговых органов. Со временем через операторов ЭДО можно будет представлять только обязательную отчетность. Все же прочие сообщения станут направлять исключительно через государственные сервисы - личные кабинеты налогоплательщиков и Госуслуги. Часть работников ФНС станет работать только с операторами ЭДО, а другая часть - только с госсервисами.

  2. Квартальный отчетик

    А сейчас через ЭДО еще можно направлять сообщения, или через ЛК только?

    • Мне только спросить

      Квартальный отчетик, Через ЭДО

    • Счетовод-любитель

      Квартальный отчетик, Можно. ФНС установила переходный период, в течение которого организациям временно разрешается направлять в ФНС неформализованные обращения через операторов ЭДО. Данная возможность компаниям предоставлена вплоть до начала ноября текущего года. Сейчас такие обращения и сообщения можно направлять в налоговые органы через операторов ЭДО без ограничений. Но с 1 октября к электронным обращениям нельзя будет прикладывать приложения. А с 1 ноября будет введен уже полный запрет на прием обращений, направленных по ТКС через операторов ЭДО. Подать такие обращения можно будет только через ЛК.