Содержание
Отнесение затрат к представительским расходам осуществляется исходя из их экономического содержания |
Суть проблемы
В соответствии со статьями 252 и 264 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль могут быть учтены представительские расходы. При этом перечень последних приводится в пункте 2 статьи 264 НК РФ.
К представительским расходам юридического лица можно отнести затраты:
- на официальный прием и (или) обслуживание (в т. ч. буфетное) представителей других организаций, а также официальных лиц самой организации;
- на транспортное обеспечение доставки к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
- на оплату услуг переводчиков (не состоящих в штате организации) во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Как показывает правоприменительная практика, налоговые органы пытаются толковать перечень представительских расходов как закрытый: если какие-либо расходы отсутствуют в приведенном перечне, то их вообще нельзя учесть для целей налогообложения.
При этом полностью игнорируется позиция Конституционного суда РФ, изложенная в Определениях от 04.06.2007 № 320-О-П и № 366-О-П, в соответствии с которой в целях налогообложения могут учитываться любые расходы, кроме тех из них, которые прямо предусмотрены статьей 270 НК РФ.
Судебные решения
Налоговый орган отказал в признании для целей налогообложения расходов на проведение корпоративного мероприятия, на котором рассматривались итоги деятельности организации за год, поскольку таковые не могут квалифицироваться как расходы на официальный прием представителей других организаций, участвующих в переговорах, т. е. как представительские расходы.
Налогоплательщик убедил арбитражный суд в том, что проведение данного мероприятия было обусловлено необходимостью поддержания сотрудничества с действующими крупнейшими клиентами, наглядной демонстрацией клиентам динамики развития организации, а также необходимостью ознакомления клиентов с новыми услугами, предоставляемыми организацией.
Определение ВАС РФ от 30.11.2009
№ ВАС-15476/09