Содержание
Налоговые органы обязаны принимать декларации, представленные по форме, которая действует на дату их представления. Об этом, в частности, говорится в письмах Минфина России от 25.02.2005 № 03-03-01-02/65, ФНС России от 11.02.2005 № ММ-6-01/119@. Если после принятия налоговым органом декларации в ее форму вносятся изменения или утверждается новая форма, налогоплательщик не должен повторно подавать ранее сданную декларацию.
Минфин России сообщил в письме от 10.02.2005 № 03-04-08/21 о том, что до утверждения новых форм налоговых деклараций по НДС и по акцизам налогоплательщики будут отчитываться по старым формам.
В письме также подробно разъяснен порядок заполнения деклараций по НДС и акцизам при экспорте и импорте товаров из Республики Беларусь. В нем сказано, что с 1 января 2005 года Россия перешла на принцип взимания косвенных налогов по стране назначения в отношении Республики Беларусь и распространила ставку НДС 0% на продажу нефти и газа в страны СНГ. В связи с этим при заполнении налоговых деклараций налогоплательщики, торгующие с Белоруссией, должны учитывать ряд особенностей.
В частности, операции по ввозу товаров на территорию РФ из Белоруссии нужно отражать в отдельной декларации. В строке 010 раздела 1.1 такой декларации указывается КБК, на который зачисляются суммы НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ, - 182 1 03 01000 01 0000 110. Суммы налога по таким товарам, подлежащие вычету, показываются по строке 330 раздела 2.1 декларации, заполняемой в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Операции по продаже товаров на территорию Белоруссии, а также нефти и газа в страны СНГ, облагаемые по нулевой ставке налога, отражаются в декларации по НДС по ставке 0 процентов в тех же строках, в которых приводятся данные по реализации товаров в страны СНГ.
Налоговые декларации по транспортному налогу и налогу на имущество, которые предприятия должны представлять в 2005 году, не изменятся. Но поскольку в 2005 году введены новые КБК, разрядность поля "Код бюджетной классификации" нужно увеличить до 20 знаков. Об этом говорится в письме ФНС России от 14.02.2005 № ГВ-6-21/120@. Позиция налоговой службы основана на письмах Минфина России от 18.01.2005 № 03-06-01-02/02 и от 27.01.2005 № 03-06-04-02/03*.
Примечание:
* Фирма "1С" в инициативном порядке уже увеличила поле для указания КБК в налоговых декларациях (прим. редакции).(от ред.)
Минюст России 5 апреля 2005 года зарегистрировал (№ 6464) приказ Минфина России от 23.03.2005 № 48н, которым утверждается новая форма расчета авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование. Этот приказ действует начиная с представления расчетов за первый отчетный период 2005 года (то есть за I квартал). Напомним, что расчет необходимо представить до 20 апреля 2005 года.
Также приказом Минфина России от 17.03.2005 № 40н утверждена новая форма расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам (Расчет по авансовым платежам по ЕСН включен в комплект форм отчетности).
Налоговая отчетность
Налоговые органы обязаны принимать декларации, представленные по форме, которая действует на дату их представления. Об этом, в частности, говорится в письмах Минфина России от 25.02.2005 № 03-03-01-02/65, ФНС России от 11.02.2005 № ММ-6-01/119@. Если после принятия налоговым органом декларации в ее форму вносятся изменения или утверждается новая форма, налогоплательщик не должен повторно подавать ранее сданную декларацию.
Минфин России сообщил в письме от 10.02.2005 № 03-04-08/21 о том, что до утверждения новых форм налоговых деклараций по НДС и по акцизам налогоплательщики будут отчитываться по старым формам.
В письме также подробно разъяснен порядок заполнения деклараций по НДС и акцизам при экспорте и импорте товаров из Республики Беларусь. В нем сказано, что с 1 января 2005 года Россия перешла на принцип взимания косвенных налогов по стране назначения в отношении Республики Беларусь и распространила ставку НДС 0% на продажу нефти и газа в страны СНГ. В связи с этим при заполнении налоговых деклараций налогоплательщики, торгующие с Белоруссией, должны учитывать ряд особенностей.
В частности, операции по ввозу товаров на территорию РФ из Белоруссии нужно отражать в отдельной декларации. В строке 010 раздела 1.1 такой декларации указывается КБК, на который зачисляются суммы НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ, - 182 1 03 01000 01 0000 110. Суммы налога по таким товарам, подлежащие вычету, показываются по строке 330 раздела 2.1 декларации, заполняемой в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Операции по продаже товаров на территорию Белоруссии, а также нефти и газа в страны СНГ, облагаемые по нулевой ставке налога, отражаются в декларации по НДС по ставке 0 процентов в тех же строках, в которых приводятся данные по реализации товаров в страны СНГ.
Налоговые декларации по транспортному налогу и налогу на имущество, которые предприятия должны представлять в 2005 году, не изменятся. Но поскольку в 2005 году введены новые КБК, разрядность поля "Код бюджетной классификации" нужно увеличить до 20 знаков. Об этом говорится в письме ФНС России от 14.02.2005 № ГВ-6-21/120@. Позиция налоговой службы основана на письмах Минфина России от 18.01.2005 № 03-06-01-02/02 и от 27.01.2005 № 03-06-04-02/03*.
Примечание:
* Фирма "1С" в инициативном порядке уже увеличила поле для указания КБК в налоговых декларациях (прим. редакции).(от ред.)
Минюст России 5 апреля 2005 года зарегистрировал (№ 6464) приказ Минфина России от 23.03.2005 № 48н, которым утверждается новая форма расчета авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование. Этот приказ действует начиная с представления расчетов за первый отчетный период 2005 года (то есть за I квартал). Напомним, что расчет необходимо представить до 20 апреля 2005 года.
Также приказом Минфина России от 17.03.2005 № 40н утверждена новая форма расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам (Расчет по авансовым платежам по ЕСН включен в комплект форм отчетности).
Бухгалтерская отчетность
Пришло время составлять баланс за I квартал 2005 года. Ожидаемое новое ПБУ "Промежуточная бухгалтерская отчетность организации" Минфин России пока не утвердил.
Представляемая за I квартал отчетность в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона о бухгалтерском учете является "промежуточной". В ее состав включаются (п. 49 ПБУ 4/99):
- бухгалтерский баланс (форма № 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
Иной состав промежуточной отчетности может быть установлен только законодательством РФ или учредителями (участниками) организации.
Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность в срок не позднее 30 дней по окончании отчетного периода (п. 2 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете). Отчетность за I квартал 2005 года должна быть представлена организациями в установленные адреса не позднее 30 апреля 2005 года. Эта дата приходится на выходной день субботу, поэтому срок подачи отчета переносится на следующий за ним первый рабочий день (п. 47 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"). Следовательно, последний день сдачи баланса за I квартал 2005 года - 3 мая 2005 года. Это касается сдачи отчетности как в бумажном, так и в электронном виде.
Организации, имеющие обособленные подразделения в других субъектах РФ, часто интересуются тем, куда и в каком составе они должны представлять отчетность.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ бухгалтерская отчетность представляется в налоговый орган по месту учета. При этом не уточняется, по месту какого учета. Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, ее обособленных подразделений и принадлежащего ей недвижимого имущества, транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Поэтому получается формально, что организация должна представлять бухгалтерскую отчетность во все перечисленные налоговые органы, если она состоит в них на учете по любому основанию.
При сдаче отчетности много вопросов возникает у тех организаций, которые применяют сразу несколько режимов налогообложения: ЕНВД, УСН. Недавно Минфин России разъяснил, что в таком случае фирма должна вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по организации (см., например, письмо от 26.03.2004 № 04-02-03/69). По мнению некоторых экспертов такая позиция весьма спорная. Если на фирме организован раздельный учет, то та часть деятельности фирмы, по которой она перешла на "упрощенку", на наш взгляд, может быть освобождена от ведения бухгалтерского учета.
Сложности могут возникнуть и у тех фирм, которые совмещают ЕНВД с общей системой налогообложения. Как в таком случае заполнять форму № 2? В этой ситуации организация может воспользоваться своим правом самостоятельно разрабатывать и дополнять формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н. Поэтому в Отчет о прибылях и убытках можно добавить дополнительные графы. Отметим два важных положения, которые нужно учесть при формировании отчета.
Первое. Недавно Минфин России подписал приказ от 31.12.2004 № 135н, которым отменено действие пункта 14 приказа от 22.07.2003 № 67н. В соответствии с требованиями последнего в годовом бухгалтерском балансе организации обязаны были показатели по группам статей "Резервный капитал" и "Нераспределенная прибыль" раскрывать с учетом принятых акционерами решений о покрытии убытков и выплате дивидендов.
Из этого следует, что начиная с годовой отчетности за 2004 год в бухгалтерском учете не надо делать проводки, датируемые 31 декабря, по распределению чистой прибыли организации, полученной по итогам года. Следовательно, показатель строки 190 формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" теперь будет совпадать с величиной чистой прибыли за отчетный год, которая учтена на соответствующем субсчете счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и отражена в составе показателя строки 470 бухгалтерского баланса. В соответствии с требованиями ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" информацию о распределении чистой прибыли, полученной за отчетный год, все коммерческие организации, которые ведут бухгалтерский учет, обязаны отражать в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности.
А бухгалтерские проводки, отражающие решение собрания акционеров или учредителей (о выплате дивидендов, покрытия убытков прошлых лет, формирования резервов и др.) будут отражены не в годовом отчете за 2004 год, а в отчетности за I квартал или полугодие 2005 года.
Второе. Многие бухгалтеры оказывались в ситуации, когда дополнительные доходы или расходы выявляются уже после того, как годовая отчетность утверждена (о перерасчете налоговых обязательств читайте здесь). Как правильно отразить их в отчетных формах и не ошибиться в расчете налога на прибыль, сказано в письме Минфина России от 10.12.2004 № 07-05-14/328.
Эти доходы и расходы учитываются соответственно по кредиту и дебиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" в том периоде, в котором они были обнаружены. В Отчете о прибылях и убытках в периоде обнаружения эти суммы отражаются как внереализационные доходы или внереализационные расходы.
Но они не влияют на величину налога на прибыль за 2005 год. Поэтому данные суммы следует исключить из налоговой базы путем их выделения в постоянные разницы, которые будут формировать постоянное налоговое обязательство или актив.
Ниже автор остановится на некоторых трудностях, с которыми могут столкнуться бухгалтеры при составлении отчетности.
Напомним, что основные средства (ОС) стоимостью менее 10 тысяч рублей можно сразу списать на расходы. Это распространяется и на бухгалтерский, и на налоговый учет. Если вы это делаете, значит меньше платите налога на имущество. Ведь остатки по счету 01 формируют его величину. Кроме того, вы меньше платите налога на прибыль в момент полного списания таких ОС, то есть экономите денежные средства в обороте.
Если в 2004 году организация осуществила переоценку объектов основных средств, то такая переоценка отражается по состоянию на 1 января 2005 года в балансе за январь 2005 года (п. 15 ПБУ 6/01).
Что касается строки баланса 130 "Незавершенное строительство", то в последнее время много споров среди экспертов в части объектов, которые следует здесь отражать. Некоторые эксперты говорят о том, что в ней следует отражать затраты, связанные непосредственно со строительством, реконструкцией объектов основных средств. Остатки по счету 08 и 07, которые к строительству не имеют отношения, предлагают отразить по статье "Прочие внеоборотные активы" (код 150).
Автор с такой трактовкой не согласен. Данная статья отчетности и ранее называлась "Незавершенное строительство". И в пункте 21 приказа Минфина России от 28.06.2000 № 60н предписывалось отражать по ней не только затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, но и приобретение иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (приобретение транспортных средств, инструмента, инвентаря, оборудования, в т.ч. требующего монтажа и предназначенного для установки). Здесь также отражались затраты по формированию основного стада. Все это и ранее к строительству не имело никакого отношения. Поэтому менять перечень объектов, который отражается по данной статье только потому, что приказ 60н отменен, оснований нет.
Кроме того, обращаем внимание на учет выданных авансов, связанных с выполнением работ по капитальному строительству. В типовой форме бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.1996 № 97, выданные авансы, связанные с капитальными вложениями, показывались по строке 130 "Незавершенное строительство (07, 08, 61)". Такой подход к отражению в отчетности авансов, выданных при осуществлении капитального строительства, был приведен в Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.1996 г. № 97, которая утратила силу с 1 января 2000 года.
В пункте 7 ПБУ 2/94 сказано, что в составе незавершенного строительства учитываются затраты застройщика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиками на законченных строительством объектах до ввода их в эксплуатацию или сдачи инвестору.
После ПБУ 2/94 было утверждено ПБУ 10/99. Согласно пункта 3 ПБУ 10/99 не признаются расходами организации авансы, выданные в счет оплаты работ, в том числе и работ по капитальному строительству.
Таким образом, авансы, выданные при осуществлении капитальных вложений, не могут быть отражены в балансе организации в составе незавершенного строительства.
Поэтому у организации остается вариант отражения их в составе дебиторской задолженности либо в составе прочих оборотных активов.
Также хотелось бы обратить внимание на факт несвоевременного ввода в эксплуатацию тех основных средств, по которым капитальные вложения закончены. Речь не пойдет об объектах недвижимости, которые находятся в стадии регистрации. Мы будем говорить об обычных ОС.
Согласно пункту 4 ПБУ 6/01"Учет основных средств" для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение нескольких условий, среди которых: использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
При этом бухгалтеры трактуют данные требования как наличие факта использования, совершенно забывая о том, что здесь речь идет о намерениях организации.
Ведь в соответствии с требованиями пункта 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, по степени использования основные средства подразделяются на: находящиеся в эксплуатации; в запасе (резерве); в ремонте; в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации; на консервации.
Поэтому, если объект ОС готов к эксплуатации, никакие дополнительные действия над ним производить не нужно, он вполне может быть принят в состав основных средств, числиться на складе в запасе до того момента, когда он начнет использоваться в производстве фактически.
Сказанное относится и к автомобилям, по которым документы с целью получения номеров переданы на государственную регистрацию в соответствующую инспекцию ГИБДД.
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе отражения в балансе сумм НДС с полученных от покупателей авансов.
У покупателя перечисленная сумма в счет предстоящих поставок (аванс выданный) будет являться дебиторской задолженностью, которая учитывается в полной сумме выданного аванса, в том числе и в бухгалтерской отчетности.
У получателя аванса кредиторская задолженность перед покупателем также должна зеркально быть отражена в полной сумме. Обязанность уплачивать НДС в бюджет возлагается на налогоплательщика, получающего аванс на основании статьи 162 НК РФ и не связано с прекращением кредиторской задолженности перед покупателем в этой части.
В соответствии со статьей 171 НК РФ НДС, уплаченный с авансов, подлежит в последующем вычету (при отгрузке продукции или при возврате аванса). Таким образом, сумма уплаченного налога является активом, способным принести выгоду в будущем, уменьшая сумму к уплате в бюджет.
В соответствии со статьей 12 закона "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета перед составлением бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
В ходе проведения инвентаризации устанавливается правильность и обоснованность сумм кредиторской задолженности. Результаты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами оформляются актом унифицированной формы ИНВ-17 и справкой (приложение к форме № ИНВ-17).
Справка содержит, в частности, информацию о номере, дате, наименовании подтверждающего документа, ставшего основанием для учета кредиторской задолженности. Таким документом в большинстве случаев является платежное поручение, оформленное на полную сумму авансового платежа.
В связи со сказанным НДС, оплаченный в бюджет до наступления момента реализации, следует показывать в составе дебиторской задолженности, тогда как сумму поступившего аванса нужно полностью учесть в составе кредиторской задолженности. Показывать поступившие авансы за минусом НДС, уплаченного в бюджет, в составе кредиторской задолженности, нельзя.
Автор считает нужным заметить, что организации, которые имеют остатки готовой продукции на складе (счет 43) и отгруженной продукции (счет 45) затрудняются в ведении учета ОНА и ОНО по отдельным аналитическим позициям (например, амортизации, незавершенному производству и др.) или по каждой операции. Это связано с тем, например, что амортизация в момент начисления может быть идендифицирована по объему. Однако какая ее часть повлияла на финансовый результат текущего отчетного периода, сказать уже трудно. Ведь она была распределена между незавершенным производством, остатками продукции и товаров отгруженных, а часть ее из прошлого и текущего периода, повлияла на финансовый результат от продажи продукции и товаров.
Такие организации часто ведут налоговый учет, и суммы ОНА и ОНО показывают только по результатам расхождения финансового результата для целей бухгалтерского и налогового учета. По крайней мере это честный, хотя и упрощенный способ, который опирается на требования рациональности бухгалтерского учета. Такие способы упрощения раскрываются в учетной политике организации.
Однако следует учитывать, что применение "котлового" учета разниц не дает достоверного результата, что следует учитывать при выборе способов упрощения процедур учета.
В то же время применение процентного способа учета различий (когда суммируются все выявленные различия на всех счетах учета затрат, определяется величина затрат, оказавшая влияние на финансовый результат, и соответственно, определяется сумма различий, которая может быть признана в качестве разниц, является достаточно трудоемкой процедурой.
Автор придерживается позиции, что по строке 624 отражается задолженность по той части ЕСН, которая подлежит уплате в федеральный бюджет. Она является налогом. А взносы в ПФР налогом не являются, поэтому задолженность по ним должна быть отражена по строке 623.
Статистическая отчетность
Из новых форм отчетности следует назвать только статистические. Федеральная служба государственной статистики утвердила новые формы статистической отчетности для организаций на 2005 год. Эти формы приведены в постановлении Росстата от 27.07.2004 № 34.
Организации (кроме субъектов малого предпринимательства), в которых работают более 15 человек, будут направлять в органы статистики ежемесячно начиная с отчета за январь 2005 года формы № П-1, П-3, П-4 и приложение № 3 к форме № П-1, а также ежеквартально с отчета за I квартал 2005 года форму № П-2. Бюджетные организации, банки, страховые и другие финансово-кредитные учреждения форму № П-3 не представляют. Организации (кроме субъектов малого предпринимательства), в штате которых менее 15 человек, будут направлять ежемесячно форму № П-4 и ежеквартально форму № П-5.
Также Федеральная служба государственной статистики постановлением от 14.09.2004 № 41 утвердила новую форму № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", а постановлениями от 09.02.2005 № 14 и от 31.01.2005 № 7 порядок ее заполнения (подробнее читайте здесь).
По указанной форме необходимо отчитываться начиная с отчетности за I квартал 2005 года. Напомним, что юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны отчитываться по этой форме.
Еще по одной новой форме статистического наблюдения юридическим лицам необходимо будет отчитаться за апрель 2005 года. Федеральная служба государственной статистики постановлением от 31.01.2005 № 7 утвердила единовременную форму федерального государственного статистического наблюдения № 1 "Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы за апрель 2005 г.". Представление указанной формы будет выборочным. Отчитаться по ней до 29 мая 2005 года должны будут не все юридические лица, а только те, которых выберут территориальные органы Росстата России (подробнее читайте здесь).
Изменения в форме 4-ФСС
До 15 апреля 2005 года организация должна отчитаться за первый квартал перед ФСС РФ. Отчет необходимо представить по новой форме расчетной ведомости формы 4-ФСС, которая утверждена постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 № 111. В приложении к постановлению утвержден порядок заполнения новой формы.
В новой форме есть как технические поправки, так и те, что продиктованы изменениями в налоговом законодательстве. С 1 января 2005 года вступили в силу два Федеральных закона: от 20.07.2004 № 70-ФЗ и от 22.08.2004 № 122-ФЗ, которые изменили ряд положений, связанных с расчетом единого социального налога в 2005 году и организации санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан.
Однако изменения связаны с уменьшением с 1 января 2005 года ставок ЕСН и интервалов налоговой базы, а также заменой льгот некоторым категориям граждан денежными компенсациями.
Общая структура расчетной ведомости 4-ФСС не изменилась: она состоит из прежних 12-ти таблиц. Но в сами таблицы были внесены некоторые изменения.
Отчет по-прежнему составляется и представляется ежеквартально нарастающим итогом не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в исполнительный орган Фонда по месту регистрации.
Раздел I заполняется плательщиками ЕСН, поэтому в него внесены самые серьезные изменения.
В таблице 1 по-прежнему присутствуют сведения о среднесписочной численности работников (в т. ч. женщин). Их следует отразить по стокам 1 и 2. Как указано в Порядке заполнения расчетной ведомости при расчете среднесписочной численности страхователю необходимо пользоваться Порядком заполнения сведений о численности работников и использования рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденным постановлением Росстата от 03.11.2004 № 50.
Однако расписывать налоговую базу и сумму ЕСН по интервалам регрессивной шкалы теперь не нужно. Достаточно в строке 3 указать общую налоговую базу по ЕСН в части, причитающейся ФСС за налоговый период нарастающим итогом.
По строке 4 отражается сумма льгот, не облагаемых ЕСН на основании статьи 239 НК РФ.
Кроме того, убрали строку "Контрольный итог", которая вызывала больше всего вопросов у бухгалтеров.
Чисто технические уточнения формулировок произошли по строкам 9 и 12 Таблицы 2 "Расчеты по единому социальному налогу". В них отражали долг каждой из сторон на начало года и конец отчетного периода. Например, строка 12 называлась "Задолженность на начало года", теперь называется "Задолженность за исполнительным органом Фонда на начало года". А в строке 9 уточнено, что здесь показывается долг фонда на конец отчетного периода. Собственно так было и раньше, просто вписали слово "фонда", и по строкам 10 и 11 уточнили формулировки разбивок долга. Суть показателей в них не поменялась.
В таблице 3 расшифровывались расходы, отнесенные за счет средств социального страхования: пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и т. п.) и путевки.
В нее добавлен показатель "Детские санатории" (строка 12).
Введение этого показателя вызвано тем, что в 2004 году путевки в детские санатории не оплачивались за счет средств соцстраха (ст. 10 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ). А в 2005 году эти путевки будут финансироваться за счет средств ФСС РФ (подпункт 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2004 № 202-ФЗ; далее - Закон № 202-ФЗ). Таким образом, бывшая нумерация строк сдвинулась на единицу.
Строка 15 "Выплата денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевки" удалена в связи с тем, что льгота в виде санаторно-курортного лечения данным лицам заменена ежемесячными денежными компенсациями. Эти компенсации выплачиваются органами социальной защиты, а не работодателем за счет средств ФСС.
И хотя других изменений в таблице 3 не произведено, следует помнить, что с 1 января 2005 года первые два дня временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателей (п. 1 ст. 8 Закона № 202-ФЗ, подробнее читайте здесь). Поэтому в таблице 3 отражаются только расходы, которые возмещает ФСС за счет уплаты ЕСН. Например, как и прежде, пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за ребенком полностью оплачивается за счет средств ФСС. И расходы по его выплате будут отражены по строке 1 таблицы 3.
А вот расходы на оплату первых дней временной нетрудоспособности, которые должен взять на себя работодатель, не должны вообще отражаться в таблице 3 (ни по сумме выплат, ни по количеству дней). Эти выплаты не уменьшают суммы начисленного ЕСН и не подлежат зачету, значит, и отчитываться за них не нужно (п. 5 ст. 243 НК РФ).
Строка "Контрольный итог" из таблицы 3 также удалена.
Раздел II практически не изменился и заполняется:
- теми страхователями, которые применяют специальные режимы налогообложения (таблицы 4-9),
- страхователями, которые применяют общую систему налогообложения (таблицы 7 и 8).
В таблицу 6 "Расходы на цели обязательного социального страхования с начала года" внесены те же изменения, что и в таблицу 3 Раздела I.
Напомним, что таблица 6 предназначена только для "спецрежимов".
Внесенные изменения в таблицах 7 и 8 в части расшифровок путевок аналогичны тем, что внесены в таблицы 3 и 6.
В таблице 7 "Сведения о путевках" отражаются сведения о количестве и стоимости путевок, приобретенных за счет средств ФСС России в отчетном периоде. В ней добавлена строка 3 "Детские санатории", исключены строки "В санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением" и "В санатории, санатории-про-филактории, пансионаты с лечением для взрослого с ребенком".
Путевки, выданные лицам, подвергшимся радиационному воздействию на ЧАЭС, теперь не выделяются. В таблице 8 приводится расшифровка выплат, произведенных сверх установленных норм лицам, которые пострадали в техногенных катастрофах от радиационных воздействий, в случаях, установленных законодательством.
Здесь исключены расшифровки выплат по санаторно-курортному лечению детей и подростков и компенсаций в случае невозможности предоставления путевки.
Раздел III по-прежнему заполняют плательщики взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В этом разделе четыре таблицы (9-12).
Название строки 3 таблицы 10 изменено с "Начислено взносов по актам выездных проверок" на "Начислено взносов по результатам проверок".
В строке 15 "просроченная задолженность" заменена словом "недоимка". Ведь именно недоимкой признается не уплаченная в срок сумма страховых взносов в соответствии с пунктом 4 статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
А по строке 6 уточнено, что суммы получены от исполнительного органа ФСС РФ на банковский счет именно в возмещение произведенных расходов.
Строка 4 "Начислено взносов" старой формы называлась так не совсем корректно, и только в порядке заполнения отчета можно было прочитать, что здесь должны были отражаться суммы взносов, доначисленные за прошлые годы самим страхователем или фондом по результатам камеральной проверки. Теперь эта строка стала строкой 5 "Начислено взносов страхователем за прошлые годы".
Из таблицы 11 исключена строка "Контрольный итог".
В таблице 12 теперь отражается количество застрахованных работников, которые пострадали в результате несчастных случаев на производстве, произошедших у страхователя в отчетном периоде. Графа 4, в которой показывалось количество дней временной нетрудоспособности в отчетном периоде, исключена в новой форме отчета.
(095) 728-82-40;
http://www.audit-it.ru/fomicheva/