Проект новой главы Налогового кодекса РФ, касающейся налога на прибыль организаций, согласован и сейчас готовится к принятию Госдумой России в первом чтении. На пресс-конференции, состоявшейся 22 марта 2001 года, один из разработчиков законопроекта - руководитель Департамента методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения МНС России Карен Иосифович Оганян - рассказал о наиболее важных нормах, включенных в проект главы 25 НК РФ.

Содержание

История принятия новой главы Налогового кодекса о налоге на прибыль довольно сложна. Как известно, в Госдуму было внесено два законопроекта. Один из них (в нем глава называлась «Налог на доход организаций») был внесен группой депутатов и поддержан Правительством РФ (поэтому его многие называют «правительственным»). Другой законопроект был также внесен группой депутатов и считался альтернативным. В нем глава кодекса называлась «Налог на прибыль».

Затем была создана рабочая группа, которая подготовила один компромиссный вариант. Именно этот вариант теперь рассматривается Государственной Думой.

При подготовке этого варианта перед разработчиками стояла довольно сложная задача. Дело в том, что налог на прибыль в 2000 году вышел на первое место по объему поступлений, которые составили порядка 401 млрд рублей (поступления в консолидированный бюджет). Таким образом, с одной стороны необходимо было не допустить сильного снижения поступлений в бюджет по налогу на прибыль, так как этот налог является системообразующим, а с другой – снизить налоговое бремя на предприятия. По расчетам специалистов выпадение доходов бюджета в связи с принятием выработанного варианта главы 25 НК РФ составит 1,75 % ВВП. Однако Правительство РФ идет на существенное снижение налогового бремени, надеясь на увеличение количества добросовестных налогоплательщиков.

 

Единая ставка

В законопроекте заложена единая общая ставка налога для всех организаций, вне зависимости от вида деятельности. Размер ставки - 30 % (из которых 10 % поступает в федеральный бюджет, 20 % - в бюджеты субъектов Федерации) плюс 5 %, которые будут поступать в муниципальные бюджеты. Сейчас, как известно, есть несколько ставок налога - общая ставка 35 % (с учетом муниципальной части налога), 43 % для банков, страховых организаций и бирж, и повышенная ставка в размере 70 % для тех организаций, которые заняты аудио- и видеозаписями, для видеопрокатов и т. п.

При включении в проект положений о единой ставке учитывались в том числе и норма общей части Налогового кодекса, в соответствии с которой не допускается дискриминационное налогообложение в зависимости от вида деятельности налогоплательщика.

 

Открытый перечень расходов

Законопроект устанавливает открытый перечень расходов, включаемых в себестоимость в целях налогообложения. Организации могут принимать к вычету все произведенные ими расходы при условии, что они связаны с производством, необходимы и документально подтверждены. Если налогоплательщики производят расходы, которые объективно обусловлены особенностями организации производства, технологией, то эти расходы будут приниматься к вычету.

В аналогичном порядке будут приниматься к вычету расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Однако по ним будет установлен особый режим налогообложения: они будут капитализироваться и списываться на издержки через амортизацию. В таком же ключе будет относиться на издержки стоимость геолого-разведочных работ.

 

Амортизация в целях налогообложения

Важным с точки зрения улучшения инвестиционного климата является то, что в законопроекте существенно пересмотрен порядок начисления амортизации в целях налогообложения. Известно, что в соответствии с действующими нормативными документами (постановление Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072) по каждому виду объектов основных средств устанавливается норма амортизации, и стоимость этих объектов линейным способом списывается на издержки.

В законопроекте этот порядок концептуально изменен. Амортизация будет начисляться не по отдельным объектам основных средств, а по суммарному балансу амортизационных групп. Последние будут устанавливаться исходя из нормативного срока службы оборудования.

Помимо этого, в законопроекте нормы амортизационных отчислений увеличены примерно в 3-4 раза. Также будет изменен и метод начисления амортизации. В законопроекте установлено, что будет использоваться метод уменьшаемого остатка. Это позволит списывать большую часть стоимости основных средств в первые годы службы этого оборудования.

После долгих споров было решено несмотря на существенное увеличение норм амортизации сохранить льготу по капитальным вложениям. Эта льгота будет временная – она будет действовать в течение 5 лет, а потом будет отменена.

 

Нормируемые расходы

Существенное улучшение для налогоплательщиков предусматривается в отношении многих расходов, отнесение которых на себестоимость сейчас нормируется. Это касается командировочных, представительских расходов, расходов на добровольное страхование и на рекламу.

В отношении расходов на рекламу и расходов по добровольному страхованию снимаются все ограничения по отнесению затраченных сумм на себестоимость – они будут приниматься к вычету в полном объеме (естественно, при наличии документального подтверждения и иных необходимых условий). Помимо этого, будут существенно повышены нормы командировочных и представительских расходов.

 

Другие моменты

Другое изменение касается льготы по прибыли, направленной на погашение убытков прошлых лет. В соответствии с порядком, который действует сейчас, убытки прошлых лет можно погашать в течение 5 последующих лет. В проекте планируется увеличить срок переноса убытков на будущее в два раза – он составит 10 лет.

Проценты по кредитам банков в соответствии с законопроектом будут приниматься к вычету независимо от целей получения кредита.

Будут сохранены и другие льготы, в часьности, льгота для общественных организаций инвалидов. Между тем, продления срока действия льготы для СМИ в законопроекте не предусмотрено (напомним, что она действует до 31 декабря 2001 года).

 

Как видим, общая характеристика законопроекта довольно благоприятна для налогоплательщиков. Карен Оганян в ходе пресс-конференции выразил надежду на принятие этого законопроекта Государственной Думой, так как в рабочей группе, разработавшей компромиссный вариант, согласие было достигнуто. Между тем, гарантировать прохождение такого важного законопроекта через Государственную Думу не может никто. А ведь после этого предстоит его утверждение Советом Федерации и подписание Президентом.

 

Законопроект главы 25 Налогового кодекса

История принятия новой главы Налогового кодекса о налоге на прибыль довольно сложна. Как известно, в Госдуму было внесено два законопроекта. Один из них (в нем глава называлась «Налог на доход организаций») был внесен группой депутатов и поддержан Правительством РФ (поэтому его многие называют «правительственным»). Другой законопроект был также внесен группой депутатов и считался альтернативным. В нем глава кодекса называлась «Налог на прибыль».

Затем была создана рабочая группа, которая подготовила один компромиссный вариант. Именно этот вариант теперь рассматривается Государственной Думой.

При подготовке этого варианта перед разработчиками стояла довольно сложная задача. Дело в том, что налог на прибыль в 2000 году вышел на первое место по объему поступлений, которые составили порядка 401 млрд рублей (поступления в консолидированный бюджет). Таким образом, с одной стороны необходимо было не допустить сильного снижения поступлений в бюджет по налогу на прибыль, так как этот налог является системообразующим, а с другой – снизить налоговое бремя на предприятия. По расчетам специалистов выпадение доходов бюджета в связи с принятием выработанного варианта главы 25 НК РФ составит 1,75 % ВВП. Однако Правительство РФ идет на существенное снижение налогового бремени, надеясь на увеличение количества добросовестных налогоплательщиков.

 

Единая ставка

В законопроекте заложена единая общая ставка налога для всех организаций, вне зависимости от вида деятельности. Размер ставки - 30 % (из которых 10 % поступает в федеральный бюджет, 20 % - в бюджеты субъектов Федерации) плюс 5 %, которые будут поступать в муниципальные бюджеты. Сейчас, как известно, есть несколько ставок налога - общая ставка 35 % (с учетом муниципальной части налога), 43 % для банков, страховых организаций и бирж, и повышенная ставка в размере 70 % для тех организаций, которые заняты аудио- и видеозаписями, для видеопрокатов и т. п.

При включении в проект положений о единой ставке учитывались в том числе и норма общей части Налогового кодекса, в соответствии с которой не допускается дискриминационное налогообложение в зависимости от вида деятельности налогоплательщика.

 

Открытый перечень расходов

Законопроект устанавливает открытый перечень расходов, включаемых в себестоимость в целях налогообложения. Организации могут принимать к вычету все произведенные ими расходы при условии, что они связаны с производством, необходимы и документально подтверждены. Если налогоплательщики производят расходы, которые объективно обусловлены особенностями организации производства, технологией, то эти расходы будут приниматься к вычету.

В аналогичном порядке будут приниматься к вычету расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Однако по ним будет установлен особый режим налогообложения: они будут капитализироваться и списываться на издержки через амортизацию. В таком же ключе будет относиться на издержки стоимость геолого-разведочных работ.

 

Амортизация в целях налогообложения

Важным с точки зрения улучшения инвестиционного климата является то, что в законопроекте существенно пересмотрен порядок начисления амортизации в целях налогообложения. Известно, что в соответствии с действующими нормативными документами (постановление Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072) по каждому виду объектов основных средств устанавливается норма амортизации, и стоимость этих объектов линейным способом списывается на издержки.

В законопроекте этот порядок концептуально изменен. Амортизация будет начисляться не по отдельным объектам основных средств, а по суммарному балансу амортизационных групп. Последние будут устанавливаться исходя из нормативного срока службы оборудования.

Помимо этого, в законопроекте нормы амортизационных отчислений увеличены примерно в 3-4 раза. Также будет изменен и метод начисления амортизации. В законопроекте установлено, что будет использоваться метод уменьшаемого остатка. Это позволит списывать большую часть стоимости основных средств в первые годы службы этого оборудования.

После долгих споров было решено несмотря на существенное увеличение норм амортизации сохранить льготу по капитальным вложениям. Эта льгота будет временная – она будет действовать в течение 5 лет, а потом будет отменена.

 

Нормируемые расходы

Существенное улучшение для налогоплательщиков предусматривается в отношении многих расходов, отнесение которых на себестоимость сейчас нормируется. Это касается командировочных, представительских расходов, расходов на добровольное страхование и на рекламу.

В отношении расходов на рекламу и расходов по добровольному страхованию снимаются все ограничения по отнесению затраченных сумм на себестоимость – они будут приниматься к вычету в полном объеме (естественно, при наличии документального подтверждения и иных необходимых условий). Помимо этого, будут существенно повышены нормы командировочных и представительских расходов.

 

Другие моменты

Другое изменение касается льготы по прибыли, направленной на погашение убытков прошлых лет. В соответствии с порядком, который действует сейчас, убытки прошлых лет можно погашать в течение 5 последующих лет. В проекте планируется увеличить срок переноса убытков на будущее в два раза – он составит 10 лет.

Проценты по кредитам банков в соответствии с законопроектом будут приниматься к вычету независимо от целей получения кредита.

Будут сохранены и другие льготы, в часьности, льгота для общественных организаций инвалидов. Между тем, продления срока действия льготы для СМИ в законопроекте не предусмотрено (напомним, что она действует до 31 декабря 2001 года).

 

Как видим, общая характеристика законопроекта довольно благоприятна для налогоплательщиков. Карен Оганян в ходе пресс-конференции выразил надежду на принятие этого законопроекта Государственной Думой, так как в рабочей группе, разработавшей компромиссный вариант, согласие было достигнуто. Между тем, гарантировать прохождение такого важного законопроекта через Государственную Думу не может никто. А ведь после этого предстоит его утверждение Советом Федерации и подписание Президентом.

 

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии