Содержание
Среди бухгалтеров и налоговиков достаточно прочно укоренилось выражение "налоговая отчетность". Однако следует помнить, что данное выражение не является нормативным, поскольку не используется ни в одном акте законодательства о налогах и сборах.
Употребление выражения "налоговая отчетность" подразумевает те формы налоговых деклараций и расчетов, а также сведения и документы, которые в обязательном порядке представляются в налоговые органы в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 31 и п. 3 - п. 7 ст. 80 НК РФ МНС России в пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, а также устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков. Кроме того, одной из обязанностей налогоплательщика, предусмотренных ст. 23 НК РФ, является обязанность по представлению в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций (подпункт 4 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
Формы отчетности
По налогу на добавленную стоимость утверждены следующие формы налоговой отчетности:
- Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость.
- Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
- Уведомление о продлении использования права на освобождение от обязанностей налогоплательщика или об отказе от использования данного права.
Налоговые декларации утверждены приказом МНС России от 03.07.2002 № БГ-3-03/338. Порядок заполнения указанных форм налоговой отчетности предусмотрен инструкцией по заполнению декларации, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-03/25. При этом в преамбуле к названной инструкции указано на обязательность форм и самой инструкции только для налогоплательщиков.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии со ст. 145 НК РФ использовали право на освобождение от обязанностей налогоплательщика начиная с января 2002 года, должны в срок до 20 января 2003 года представить в налоговые органы уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права. Также указанные организации должны представить документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 млн. руб.:
- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Поскольку действующие нормативные акты не устанавливают формы выписок из указанных документов, то целесообразно представить в налоговые органы копии этих документов.
Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ в случае, если налогоплательщик не представил указанные документы, то сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пени.
Срок представления отчетности
В соответствии с п. 5 и п. 6 ст. 174 НК РФ в срок не позднее 20 января 2003 года в налоговые органы по месту своего учета обязаны представить соответствующую налоговую декларацию следующие налогоплательщики (налоговые агенты) и иные лица:
1. Налогоплательщики (налоговые агенты) для которых налоговый период устанавливается как календарный месяц. К ним относятся те налогоплательщики, у которых ежемесячные в течение квартала суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж превышает 1 млн. руб. Указанным налогоплательщикам необходимо представить налоговую декларацию не позднее 20 января 2003 года по операциям, признаваемым объектом налогообложения, по итогам декабря 2002 года.
2. Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими 1 млн. руб. Указанным налогоплательщикам необходимо представить налоговую декларацию не позднее 20 января 2003 года по операциям, признаваемым объектом налогообложения, по итогам четвертого квартала 2002 года.
3. Налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в соответствии со статьей 145 НК РФ, а также налогоплательщики при реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС.
В зависимости от размера ежемесячных в течение квартала сумм выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж указанным налогоплательщикам необходимо представить налоговую декларацию не позднее 20 января 2003 года по операциям, признаваемым объектом налогообложения, по итогам декабря 2002 года (более 1 млн.руб.) либо четвертого квартала 2002 года (1 млн.руб. и менее). При этом определение размера ежемесячных в течение квартала сумм выручки следует производить исходя из полной выручки, а не только той ее части, которая относится к выставленным счетам-фактурам.
4. Лица, не являющиеся налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС. К ним относятся, в частности, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а также плательщики единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Отсутствие статуса налогоплательщика по НДС у организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, а также у плательщиков единого налога на вмененный доход подтверждается и арбитражной практикой, например Постановлениями Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.04.2001 по делу № А56-31024/00, от 17.09.2001 по делу № А05-5242/01-262/20, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2002 по делу № А56-22136/01.
Вне зависимости от размера ежемесячных в течение квартала сумм выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС указанным лицам необходимо представить налоговую декларацию не позднее 20 января 2003 года по операциям, признаваемым объектом налогообложения, по итогам декабря 2002 года. При исчислении и уплате НДС указанными лицами налоговый период для них всегда установлен как календарный месяц (п. 1 ст. 163 НК РФ). П. 2 ст. 163 НК РФ предусматривает установление налогового периода как квартала только для налогоплательщиков.
Акцизы
Формы отчетности
Формами налоговой отчетности являются:
- Налоговая декларация по акцизам по форме утвержденной приказом МНС России от 04.01.2002 № БГ-3-03/3.
- Отчет об объемах алкогольной продукции, хранящейся на акцизном складе, по форме утвержденной приказом МНС России от 19.02.2001 № БГ-3-31/41.
- Форма № 9-АКПТ-1 "Извещение налогового органа организацией - участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) об исполнении обязанностей по исчислению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)" и форма № 9-АКПТ-2 "Извещение налогового органа индивидуальным предпринимателем - участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) об исполнении обязанностей по исчислению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)".
Указанные формы № 9-АКПТ-1 и № 9-АКПТ-2 утверждены приказом МНС России от 23.08.2001 № БГ-3-09/303. - Отчеты об использовании специальных марок организацией - производителем алкогольной продукции по формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1018.
- Отчет о начислении и уплате акцизов на алкогольную продукцию по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1018.
Срок представления налоговой отчетности
1. Для налогоплательщиков акциза по подакцизному минеральному сырью и по подакцизным товарам сроки представления налоговой декларации установлены п. 5 ст. 204 НК РФ.
Данная норма обязывает представлять налоговую декларацию именно налогоплательщиков. Поскольку норма п. 2 ст. 179 НК РФ указывает, что организации, индивидуальные предприниматели и иные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению, то при отсутствии реализации (передачи) подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья в каком-либо месяце, налоговая декларация за этот налоговый период в налоговые органы не представляется. При этом декларация в налоговые органы не представляется и в случае получения организациями, индивидуальными предпринимателями и иными лицами (как предусмотрено ст. 189 НК РФ) авансовых и иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья в месяце, в котором не осуществлялась реализация таких товаров (сырья).
Итак, в соответствии с п. 5 ст. 204 НК РФ налогоплательщики акциза при реализации (передачи) соответствующих товаров (сырья) в декабре 2002 года обязаны представить налоговую декларацию в налоговые органы в следующие сроки:
- по подакцизному минеральному сырью - не позднее 25 января 2003 года;
- по подакцизным товарам - не позднее 25 января 2003 года;
- по алкогольной продукции, в отношении которой осуществляется деятельность по ее реализации с акцизных складов оптовой торговли - не позднее 15 января 2003 года.
Вместе с тем, в пункте 1.3 инструкции по заполнению налоговой декларации по акцизам, утвержденной приказом МНС России от 04.02.2002 № БГ-3-03/51, для налогоплательщиков установлен единый срок представления налоговой декларации в налоговые органы - не позднее 25-го числа месяца следующего за отчетным.
2. В соответствии с п. 2 ст. 180 НК РФ и пунктом 2 приказа МНС России от 23.08.2001 № БГ-3-09/303 "Об извещении налогового органа участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) об исполнении обязанностей по исчислению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)" установлено, что организация или индивидуальный предприниматель - участник договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), исполняющий обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, исчисленной по операциям, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), направляет в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) соответствующее извещение по формам № 9-АКПТ-1, № 9-АКПТ-2 не позднее дня осуществления первой операции, признаваемой объектом налогообложения.
3. Отчеты об использовании специальных марок организацией - производителем алкогольной продукции и отчет о начислении и уплате акцизов на алкогольную продукцию представляются в УМНС РФ по субъекту Российской Федерации по месту приобретения специальных марок не позднее 20 января 2003 года в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1018.
Единый социальный налог
Рассмотрим, какие формы налоговой отчетности и в какие сроки представляют в налоговые органы отдельные категории налогоплательщиков.
1. Налогоплательщики-работодатели, а также обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны представить налоговую декларацию за 2002 год в налоговые органы не позднее 31 марта 2003 года. Заметим, что в п. 7 ст. 243 НК РФ установлен срок 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Однако статьей 6.1 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Учитывая данное обстоятельство последним днем для уплаты разницы между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, считается 14 апреля 2003 года являющийся 15-ым днем со дня, установленного для подачи налоговой декларации (пункт 3 статьи 243 НК РФ).
Форма налоговой декларации по единому социальному налогу утверждена приказом МНС России от 27.12.2001 № БГ-3-05/573. Обращаем внимание, что инструкция по заполнению налоговой декларации, действующая в настоящее время, утверждена приказом МНС России от 31.01.2002 № БГ-3-05/45. Однако в преамбуле к ней указано, что форма налоговой декларации заполняется за 2001 год. Во избежание возможных налоговых споров следует в ближайшее время внести соответствующие изменения в указанный нормативный акт.
В соответствии с п. 7 ст. 243 НК РФ копия налоговой декларации по единому социальному налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим представление налоговой декларации в налоговый орган, налогоплательщики - работодатели представляют в территориальный орган Пенсионного фонда РФ не позднее 1 июля 2003 года.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 243 НК РФ не позднее 15 января 2003 года налогоплательщики - работодатели обязаны представить в региональные отделения Фонда социального страхования РФ сведения (отчеты) по форме, утвержденной постановлением Фонда социального страхования РФ от 06.12.2001 № 122.
2. Налогоплательщики, не являющиеся работодателями - индивидуальные предприниматели и адвокаты обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию за 2002 год не позднее 30 апреля 2003 года.
При этом следует учитывать норму абзаца третьего п. 1 ст. 244 НК РФ, в соответствии с которой данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расчетов и (или) налоговой декларации по налогу. Указанная норма включена в ст. 244 НК РФ с 1 января 2002 года, однако, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.05.2002 № 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" она не действует до 1 января 2003 года.
При таких условиях налогоплательщики, не являющиеся работодателями, в случае представления ими налоговой декларации за 2002 год 31 декабря 2002 года не будут обязаны представлять в налоговый орган данные о начисленных и уплаченных суммах на обязательное пенсионное страхование.
Форма налоговой декларации для индивидуальных предпринимателей (включая применяющих упрощенную систему налогообложения), родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств по единому социальному налогу и инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 26.12.2000 № БГ-3-07/456.
Форма налоговой декларации для адвокатов по единому социальному налогу и инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 29.12.2000 № БГ-3-07/468.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 244 НК РФ при представлении налоговой декларации адвокаты обязаны представить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период по форме, рекомендуемой приказом МНС России от 03.04.2002 № БГ-3-05/173.
Налог на прибыль организаций
По итогам 2002 года не позднее 28 марта 2003 года в налоговые органы представляется следующая налоговая отчетность:
1. Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны представить в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2001 № БГ-3-02/542. При заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций налогоплательщикам следует пользоваться инструкцией, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 с учетом изменений и дополнений № 1 в инструкцию, утвержденных приказом МНС России от 09.09.2002 № ВГ-3-02/480.
Следует обратить внимание, что приказ МНС России от 09.09.2002 № ВГ-3-02/480, в частности, дает новую редакцию раздела 18 "Порядок заполнения Листа 12 "Расчет № 1 налога на прибыль организаций с сумм, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы" и Листа 13 "Расчет № 2 налога на прибыль организаций с сумм, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы"" инструкции, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585.
2. Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме, утвержденной приказом МНС России от 24.01.2002 № БГ-3-23/31. Инструкция по заполнению налогового расчета утверждена приказом МНС России от 03.06.2002 № БГ-3-23/275.
3. Налогоплательщикам, исчисляющим ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, целесообразно обратить внимание на следующую проблему.
В соответствии с п. 3 ст. 289 НК РФ указанные налогоплательщики представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей. Таким сроком в соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ является день не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ отчетным периодом для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Кроме того, в соответствии с абзацами 2 и 6 п. 2 ст. 286 НК РФ указанные налогоплательщики производят исчисление сумм авансовых платежей нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода (последним отчетным месяцем является декабрь). Таким образом, сроком представления налоговой декларации по итогам декабря 2002 года - последнего месяца отчетного периода, будет 28 января 2003 года.
Проанализировав действующие нормы налогового законодательства, мы видим, что по окончании календарного года для налогоплательщиков, исчисляющих авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетный и налоговый периоды совпадают.
Возникает вопрос, необходимо ли указанным налогоплательщикам представлять в налоговые органы дважды фактически одну и ту же налоговую декларацию в срок не позднее 28 января 2003 года и в срок не позднее 28 марта 2003 года.
Решить для себя данную проблему налогоплательщик может, обратившись к изменениям и дополнениям № 1 в инструкцию по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденным приказом МНС России от 09.09.2002 № ВГ-3-02/480, которые устанавливают следующее:
"Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли, указывают по строке 580 в Декларациях за отчетные периоды 2002 года шесть сроков уплаты (каждое 28 число с июля по декабрь месяцы), а в Декларациях за отчетные периоды 2003 года - одиннадцать сроков (28 числа с февраля по декабрь месяцы)."
Установив такую норму, налоговые органы тем самым признали декабрь месяц последним сроком уплаты авансовых платежей, а, следовательно, 11 месяцев календарного года (январь - ноябрь) - последним отчетным периодом. При этом последний месяц (ноябрь) последнего отчетного периода не оканчивает календарный год, как это должно быть в соответствии с нормой абзаца второго п. 2 ст. 285 НК РФ.
Учитывая изложенное, к налогоплательщикам, исчисляющим ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, не представившим налоговую декларацию за январь - декабрь 2002 года в срок не позднее 28 января 2003 года, не могут быть применены налоговые санкции в соответствии со ст.119 НК РФ до тех пор, пока не будет установлена вина лица в совершении налогового правонарушения.
Напоминаем, что в соответствии с абзацем 7 п. 2 ст. 286 НК РФ налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
4. Для налогоплательщиков, получающих доходы от источников за пределами Российской Федерации:
Налогоплательщики, в целях зачета в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и соглашениями об избежании двойного налогообложения сумм налога на прибыль (доход), уплаченного (удержанного) в иностранном государстве, представляют налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации по форме, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2001 № БГ-3-23/23. Инструкция по заполнению данной декларации утверждена приказом МНС России от 07.08.2002 № БГ-3-23/420.
Данная декларация может быть представлена в налоговые органы в любом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени уплаты (удержания) налога в иностранном государстве одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации.
Налог на пользователей автомобильных дорог
В соответствии со статьями 9 и 21 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" статья 5 "Налог на пользователей автомобильных дорог" Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" утрачивает силу с 1 января 2003 года.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 110-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2003 года) налогоплательщики, на которых возложена обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог, обязаны исчислить и уплатить данный налог в следующие сроки:
1. Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
2. Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.
Для налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года. При этом для целей настоящей статьи суммы дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2003 года.
Статьей 16 Федерального закона № 110-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2003 года) установлено, что "субъекты малого предпринимательства независимо от применяемой учетной политики для целей налогообложения в 2002 году уплату налога на пользователей автомобильных дорог за этот год производят в 10-дневный срок, установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2002 год".
При этом указанная норма не позволяет четко определить день, до которого субъект малого предпринимательства должен произвести уплату налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, поскольку очевидно, что между словами "в 10-дневный срок" и словами "установленный для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2002 год" пропущены слова либо "со дня окончания срока", либо "после дня окончания срока".
Отметим, что в соответствии с абзацем первым статьи 6-1 НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок может определяться:
1) календарной датой;
2) истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями;
3) указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Употребляя слова "10-дневный срок", законодатель тем самым избрал второй из перечисленных выше вариантов определения срока. При этом истечение периода времени может иметь место, когда установлено начало его течения. Указанное обстоятельство законодатель, к сожалению, не предусмотрел.
Следует помнить, что в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.
Несмотря на то, что статья 5 "Налог на пользователей автомобильных дорог" Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" с 1 января 2003 года отменена, налог на пользователей автомобильных дорог, как отмечено выше, исчисляется и уплачивается в 2003 году в сроки, установленные статьей 4 Федерального закона № 110-ФЗ. В связи с этим с налогоплательщика не снимается обязанность по представлению налоговой декларации в налоговые органы.
В п. 3 ст. 80 НК РФ указано, что формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС России.
Таким образом, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год по форме в соответствии с Приложением № 2 к инструкции о порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды, утвержденной приказом МНС России от 04.04.2000 № 59.
Вместе с тем, при представлении налоговой декларации налогоплательщикам необходимо учитывать срок ее представления в налоговые органы.
В соответствии с п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Следует отметить, что ни нормы Федерального закона № 110-ФЗ, ни нормы какого-либо иного федерального акта законодательства о налогах и сборах не устанавливают сроки представления налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, в частности, за 2002 год.
При таких условиях на первый взгляд может показаться, что налоговая декларация по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2002 год может вовсе не представляться налогоплательщиками в налоговые органы.
Однако это не совсем так.
При внимательном прочтении нормы, установленной ст. 4 Федерального закона № 110-ФЗ, можно заметить, что установленный в ней срок относится не только к уплате налога на пользователей автомобильных дорог, но и к его исчислению. Таким образом, налог должен быть исчислен до 15 января 2003 года.
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из:
1) налоговой базы;
2) налоговой ставки;
3) налоговых льгот.
Следовательно, все эти элементы налогоплательщиком должны быть определены.
Налоговые органы, учитывая данное обстоятельство и используя свое право проведения камеральной налоговой проверки, а также с учетом статьи 93 НК РФ вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые документы, в том числе декларацию по налогу на пользователей автомобильных дорог. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Учитывая изложенное, налогоплательщикам с целью экономии своего времени и времени налоговых органов, целесообразно представить налоговую декларацию по налогу на пользователей автомобильных дорог в налоговые органы, по крайней мере, одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности, т. е. до 1 апреля 2003 г.
Налог на имущество предприятий
Налогоплательщики налога на имущество представляют в налоговые органы Расчет по налогу на имущество предприятий и Расчет налога на имущество предприятий (по обособленному подразделению организации) за 2002 год по формам, установленным инструкцией ГНС России от 08.06.1995 № 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".
При этом нормы Закона РФ от 13.12.1991 № 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", аналогично налога на пользователей автомобильных дорог, не устанавливают срок представления налоговой декларации в налоговые органы.
Таким образом, налогоплательщик может решать вопросы, касающиеся представления налоговой декларации по налогу на имущество предприятий, в порядке, описанном выше (для представления налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог).
Налог с продаж
Налог с продаж, установленный главой 27 НК РФ вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 347 НК РФ устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет, в частности, форму отчетности по данному налогу.
Учитывая данную норму, в отдельных субъектах Российской Федерации могут быть установлены различные формы налоговой декларации по налогу с продаж и сроки ее представления в налоговые органы.
При этом, следует обращать внимание, каким органом утверждена форма налоговой декларации. Так, например, в Санкт-Петербурге в соответствии с п. 7 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 28.12.2001 № 906-114 "О налоге с продаж" форма налоговой декларации по налогу с продаж утверждена приказом УМНС России по Санкт-Петербургу от 01.03.2002 № 95.
Однако ни один нормативный правовой акт не наделяет субъект РФ (Санкт-Петербург) полномочиями по передаче соответствующих полномочий по утверждению формы отчетности по налогу с продаж каким либо иным органам.
Вместе с тем, как отмечено выше, именно субъект РФ определяет форму отчетности по данному налогу, либо, в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС России.
Учитывая изложенное, можно говорить об установлении нормы, содержащейся в п. 7 ст. 8 Закона Санкт-Петербурга от 28.12.2001 № 906-114 "О налоге с продаж" с превышением полномочий.
Таким образом, в случае привлечения к ответственности за непредставление налоговой декларации налогоплательщиков по налогу с продаж, реализующих товары (работы, услуги) на территории Санкт-Петербурга, ими может быть поставлен вопрос об обоснованности применения налоговых санкций.
В настоящее время аналогичная ситуация разворачивается и с транспортным налогом, установленным главой 28 НК РФ и вводимым в действие на территории Санкт-Петербурга Законом Санкт-Петербурга от 04.11.2002 № 487-53 "О транспортном налоге". По всей видимости, форма налоговой декларации по транспортному налогу, уплачиваемому на территории Санкт-Петербурга, к сожалению, будет установлена УМНС России по Санкт-Петербургу, как это предусмотрено ст. 4 вышеназванного Закона Санкт-Петербурга. При таких обстоятельствах, аналогично налога с продаж, можно говорить об установлении нормы, содержащейся в ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 04.11.2002 № 487-53 "О транспортном налоге" с превышением полномочий.
В заключении, хотелось бы напомнить налогоплательщикам следующее:
- в соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно;
- в соответствии со статьей 6.1 НК РФ действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы были сданы на почту до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным;
- в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятыми в соответствии с ними нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.