Как власти планируют упростить ведение бизнеса: отмена квартальных 6-НДФЛ и предзаполненные декларации по НДС
Правительство РФ утвердило комплекс мероприятий, направленных на упрощение ведения предпринимательской деятельности. В числе мер, реализация которых запланирована до 2030 года, значится внесение изменений в нормы НК РФ, которые отменят квартальные расчеты 6-НДФЛ и введут предзаполненные декларации по НДС. 

Рассказываем, к каким законодательным изменениям следует готовиться бизнесу в ближайшие годы.

Уменьшение отчетности по НДФЛ

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2025 №3523-р, утвердившее концепцию развития налогового администрирования до 2030 года (далее – Дорожная карта), предусматривает внесение в НК РФ изменений, которые сократят количество обязательной отчетности по НДФЛ. 

Речь идет о расчетах по форме 6-НДФЛ, которые организации и ИП обязаны направлять в налоговые органы несколько раз в год, по итогам каждого квартала. Срок представления 6-НДФЛ за первый квартал, полугодие и девять месяцев - не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом. Итоговый расчет за год компании должны представлять не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.2 ст.230 НК РФ). При этом данную отчетность с указанной периодичностью обязаны представлять не только сами организации, но и все их обособленные подразделения.

В целях сокращения объема представляемых сведений, правительство намерено внести изменения в ст.230 НК РФ, согласно которым все субъекты МСБ, включая микропредприятия, перейдут на представление 6-НДФЛ по итогам года, а ежеквартальные отчеты будут сохранены только для крупного бизнеса (пп.2.2 и 2.3 Дорожной карты). 

По мнению правительства, существующая ежеквартальная отчетность по НДФЛ избыточна, поскольку сейчас всю необходимую информацию налоговые органы уже получают из уведомлений о рассчитанных суммах НДФЛ, которые компании сдают дважды в месяц.

При этом с 1 сентября 2026 года для работодателей сократят и количество уведомлений о рассчитанных суммах НДФЛ (Федеральный закон от 28.11.2025 №425-ФЗ). Вместо ежемесячной подачи таких уведомлений компании смогут направлять в ИФНС одно сводное уведомление, содержащее сведения о рассчитанных суммах НДФЛ и страховых взносов на весь год вперед. Повторное уведомление потребуется представлять только в целях корректировки ранее указанных сведений о налогах и взносах по причине тех или иных кадровых изменений (увольнение, незапланированный отпуск, болезнь работника и т.д.). 

Предзаполненные налоговые декларации по НДС

В ходе совершенствования налогового администрирования правительство намерено внедрить в практику работы ИФНС концепцию предзаполненных налоговых деклараций по НДС и освободить налогоплательщиков от самостоятельного заполнения деклараций по НДС.

Декларации по НДС будут заполнять налоговые органы на основе имеющихся сведений об операциях, совершаемых компаниями. Затем налогоплательщик сможет проверить декларацию в личном кабинете на сайте ФНС, при необходимости внести недостающие сведения, подписать и отправить в ИФНС (пп.2.7 и 2.8 Дорожной карты). 

Такой способ представления налоговых деклараций будет доступен не всем налогоплательщикам, а только тем, сведения об операциях которых имеются в наличии у ИФНС. В связи с этим ФНС и Минфин в ближайшие годы утвердят:

  • перечень налогоплательщиков, которым налоговые органы станут рассылать предзаполненные декларации по НДС;
  • новые требования к электронным счетам-фактурам и операторам ЭДО;
  • содержание и объем сведений, содержащихся в предзаполненных декларациях по НДС;
  • план-график по переходу к режиму предзаполненных деклараций с учетом технической готовности бизнеса и ФНС.

Сокращение количества компаний, обязанных представлять налоговые декларации

Другой мерой, которая уменьшит административную нагрузку на бизнес, станет сокращение количества организаций, обязанных представлять обязательную налоговую отчетность. 

Сейчас налоговые декларации и расчеты по страховым взносам и НДФЛ представляют как организации-налогоплательщики (налоговые агенты, страхователи), так и их обособленные подразделения. Например, РСВ обязаны ежеквартально направлять в ИФНС все обособленные подразделения, уполномоченные головной организацией на начисление выплат и иных вознаграждений в пользу работников (п.7 ст.431НК РФ).

В соответствии с предложенной правительством концепцией совершенствования налогового администрирования, обязательная сдача налоговых деклараций и расчетов обособленными подразделениями организаций до 2030 года будет отменена. Вместо сдачи налоговой отчетности по месту нахождения обособленных подразделений организации смогут включать все сведения по таким подразделениям в свою налоговую отчетность. Дублировать задекларированные таким образом сведения обособленные подразделения не будут. Другими словами, отчетность за обособленные подразделения станут сдавать головные организации.

Данный порядок представления отчетности распространят на следующие виды деклараций и расчетов (п.2.4 Дорожной карты):

  • 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам;
  • декларации по налогу на прибыль;
  • персонифицированные сведения о физических лицах, представляемые в ИФНС;
  • сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведений о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме ЕФС-1.

Отмена сдачи сведений о застрахованных лицах

Правительство РФ поручило Минтруду и СФР подготовить поправки в законодательство, которые отменят обязанность работодателей представлять в СФР сведения о застрахованном лице для проактивного назначения пособий по временной нетрудоспособности. 

Сейчас данные сведения все работодатели обязаны представлять в СФР в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их получения от трудоустроенного работника (ч.15 ст.13 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ). Сведения работодатели направляют по форме, приведенной в приложении № 1 к приказу СФР от 22.04.2024 №643.

В соответствии с запланированными правительством изменениями, работодателям не нужно будет представлять сведения о застрахованных лицах при заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров (п.2.6 Дорожной карты). Сдавать в СФР отчет «Сведения о застрахованном лице» работодатели станут только при оформлении работником больничного листка (по запросу СФР) и при изменении данных работника (например, при смене фамилии).

Отметим, что указанное нововведение никак не повлияет на обязанность организаций и ИП по представлению в СФР сведений о трудовой деятельности (раздел 1 формы ЕФС-1) при трудоустройстве сотрудника на основании трудового договора или при заключении с ним договора гражданско-правового характера.

Раздел 1 формы ЕФС-1 при трудоустройстве работника компании по-прежнему продолжат сдавать в СФР не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с сотрудником соответствующего договора (п.6 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ). Непредставление этих сведений повлечет наложение на работодателя штрафа в размере 500 рублей в отношении каждого сотрудника, по которому не была представлена отчетность (ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ).

Мотивированное мнение ИФНС

Еще одной мерой по упрощению ведения бизнеса является расширение возможности применения на практике такого инструмента налогового контроля, как мотивированное мнение налоговых органов. Согласно изменениям, запрашивать и получать мотивированное мнение налоговых органов по совершаемым с контрагентами сделкам смогут любые организации (п.1.2 Дорожной карты).

Мотивированное мнение – это официальная позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления, удержания и уплаты налогов и страховых взносов по той или иной планируемой сделке. Налогоплательщики его запрашивают, чтобы еще на стадии заключения сделки исключить возможные неблагоприятные налоговые последствия от ее совершения. Получая на руки мотивированное мнение ИФНС, налогоплательщик может быть уверен, что по заключенной сделке к нему не возникнет никаких претензий со стороны контролеров и он в полном объеме сможет учесть в расходах понесенные затраты и получить все полагающиеся по сделке налоговые вычеты. Таким образом, мотивированное мнение позволяет избегать споров и судов с налоговыми органами и своевременно отказываться от заключения и совершения сомнительных с налоговой точки зрения сделок.

Сейчас мотивированное мнение направляется организациям исключительно в рамках проведения налогового мониторинга (ст.105.30 НК РФ). Те компании, которые не подключены к налоговому мониторингу, не могут запрашивать мотивированное мнение ИФНС. В соответствии с предлагаемыми поправками все компании также смогут запрашивать мотивированное мнение ИФНС по поводу совершаемых сделок, уплачивая за данную услугу государственную пошлину.

В материале использованы фото: Pixel-Shot, Andrey_Popov / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии