Плательщикам ЕНВД разрешили отказаться от кассовых аппаратов
Федеральный закон от 17.07.2009 №162-ФЗ внес изменения в статью 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и ряд других законодательных актов РФ. Поправками устанавливается, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Комментирует нововведения Л.П Фомичева, член Палаты налоговых консультантов РФ.

Содержание

В настоящий момент согласно пункту 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ) организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ в двух случаях — при ведении установленных в законе видов деятельности или при условии выдачи ими при принятии наличных утвержденных бланков строгой отчетности. «Вмененщики» в силу прямого указания пункта 5 статьи 346.26 НК РФ обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ, в т. ч. Законом о ККТ.

Поправками устанавливается, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Правда, по требованию покупателя они должны выдать специальный документ, подтверждающий прием наличных денег (товарный чек, квитанцию и др.). В документе должны быть указаны: его наименование, порядковый номер, дата выдачи, наименование организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя), ИНН, наименование и количество приобретенных товаров, работ, услуг, сумма оплаты, должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ, и его личная подпись.

Кроме того, вносятся изменения в абзац первый статьи 14.5 КоАП, которая устанавливает административную ответственность за неприменение ККТ в установленных случаях (в размере от 1,5 до 2 тыс. руб. для граждан, для должностных лиц — от 3 до 4 тыс. руб., для юридических лиц — от 30 до 40 тыс. руб.). Изменения, вносимые в Федеральный закон от 03.06.2009 № 121-ФЗ, предусматривают, что такой штраф будет налагаться и за отказ выдать по требованию покупателя товарный чек, квитанцию или иной документ, подтверждающий прием наличных денег. Контроль за соблюдением требований по выдаче такого документа и правом налагать штрафы возложен на налоговые органы.

Предполагается, что указанные изменения вступят в силу с момента опубликования нового Федерального закона. С этого момента у организаций и предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, появляется возможность добровольного применения ККТ в своей деятельности.

Изменения по ККТ для плательщиков ЕНВД

В настоящий момент согласно пункту 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ) организации и индивидуальные предприниматели могут не применять ККТ в двух случаях — при ведении установленных в законе видов деятельности или при условии выдачи ими при принятии наличных утвержденных бланков строгой отчетности. «Вмененщики» в силу прямого указания пункта 5 статьи 346.26 НК РФ обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством РФ, в т. ч. Законом о ККТ.

Поправками устанавливается, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Правда, по требованию покупателя они должны выдать специальный документ, подтверждающий прием наличных денег (товарный чек, квитанцию и др.). В документе должны быть указаны: его наименование, порядковый номер, дата выдачи, наименование организации (фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя), ИНН, наименование и количество приобретенных товаров, работ, услуг, сумма оплаты, должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего документ, и его личная подпись.

Кроме того, вносятся изменения в абзац первый статьи 14.5 КоАП, которая устанавливает административную ответственность за неприменение ККТ в установленных случаях (в размере от 1,5 до 2 тыс. руб. для граждан, для должностных лиц — от 3 до 4 тыс. руб., для юридических лиц — от 30 до 40 тыс. руб.). Изменения, вносимые в Федеральный закон от 03.06.2009 № 121-ФЗ, предусматривают, что такой штраф будет налагаться и за отказ выдать по требованию покупателя товарный чек, квитанцию или иной документ, подтверждающий прием наличных денег. Контроль за соблюдением требований по выдаче такого документа и правом налагать штрафы возложен на налоговые органы.

Предполагается, что указанные изменения вступят в силу с момента опубликования нового Федерального закона. С этого момента у организаций и предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, появляется возможность добровольного применения ККТ в своей деятельности.

Причины нововведений (отмена ККТ для "вмененщиков")

Новый закон принимался тяжело. Первое чтение данного законопроекта состоялось в 2007 году. В течение двух лет до второго чтения добраться не удавалось. Активное продвижение законопроекта возобновилось с конца апреля, после выступления премьер-министра В.В. Путина на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству, в ходе которого он предложил отменить кассовые аппараты для малого бизнеса и пообещал, что закон будет принят не позднее 1 июля 2009 года. В.В. Путин привел главные аргументы в пользу послаблений для «вмененщиков»:

  • независимость суммы вмененного налога от суммы выручки;
  • значительные издержки, которые несет малый бизнес на обслуживание ККТ.

Минкономразвития в письмах от 01.04.2009 № Д05-1622, от 17.04.2009 № Д05-1934, от 08.05.2009 № Д05-2315 также поддерживал идею отмены данных положений Закона о ККТ.

Как обеспечить защиту прав потребителей и соблюсти интересы бизнеса

Минфин России всегда утверждал, что применение ККТ имеет многофункциональное значение и направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. Кроме того, применение ККТ служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок (см., например, письмо от 05.02.2009 № 03-01-15/1-48).

Защита прав потребителя — вот одна из задач, которую по мнению сторонников ККТ выполняет кассовый чек. Он является неоспоримым документом факта оплаты товаров, предоставляет исчерпывающую информацию о покупке (вес, цена, сумма покупки, скидки, содержит и информацию о собственнике торговой точки, в том числе его регистрационный номер).

Так какой документ вместо ККТ использовать? Вопрос не праздный, и необходимость выписки такого документа актуальна для некоторых видов деятельности. Например, в сосисочной его вряд ли попросят, а при покупке канцтоваров для офиса подотчетное лицо потребует документы. Ведь традиционно к авансовому отчету прикладывали в оправдание покупки кассовый и товарный чеки. Правда, до 2003 года достаточно было приходного кассового ордера, который давал основание даже для вычета НДС. И ужесточение контроля привело к тому, что теперь предпринимателю придется побороться с бухгалтерией организаций с тем, чтобы оправдательные документы, установленные данным законом, принимались беспрепятственно.

Возражения тех, кто утверждает, что ЕНВД рассчитан на продажу товаров физическим, а не юридическим лицам, тоже справедливы. Ведь согласно пункту 1 статьи 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, реализующий товары в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. А товары, предназначенные для юридических лиц, можно приобретать в стационарной торговой сети, которая использует ККТ в обязательном порядке.

По мнению автора, при решении вопроса о форме выдаваемых документов нужно строго следовать тексту закона, т. е. применять квитанции и товарные чеки. Выдача этих, а также иных аналогичных документов, подтверждающих оплату товара, согласно статье 493 ГК РФ подтверждает заключение договора розничной купли-продажи. Минфин России в письме от 18.06.2009 № 03-11-09/216 назвал среди иных документов, подтверждающих оплату товара, проданного в розницу, эксплуатационную документацию на товар, гарантийную документацию, в которой сделана отметка об оплате. Финансисты также отметили, что в отдельных случаях законами, иными правовыми актами, в частности, правилами продажи отдельных видов товаров, утверждаемыми Правительством РФ, могут быть предусмотрены и другие документы, которые продавец обязан выдать потребителю при продаже товаров.

Можно рекомендовать доработать применяемую форму квитанций и товарных чеков так, чтобы максимальный объем необходимой информации, предусмотренный ранее в кассовых чеках, был выведен в данном документе. Заполнять бланки можно вручную или на компьютере и ставить печать.

Конечно, все зависит от их количества за день. Скажем, на приобретенную одежду, обувь и бытовую технику товарные чеки и гарантийные талоны выдаются и сейчас. А вот при покупке продуктов при массовом требовании подтверждающих документов расходы по выписке документов могут быть неадекватные и вести к потере части клиентов.

Вторая проблема, которую предстоит решить предпринимателям в связи с отменой обязанности применять ККТ, связана с контролем денег при применении труда наемных продавцов. Ведь возможно как воровство товара, так и денежных средств. Спасти от этого может только инвентаризация, проводимая достаточно часто, и материальная ответственность продавца. Впрочем, предпринимателям можно использовать ККТ тех моделей, которые уже приобретены, возможно даже тех, которые не включены в Государственный реестр и не разрешены к применению налоговыми органами. Умельцы могут настроить работу и действующих моделей, но без использования ЭКЛЗ, что позволит сэкономить на обслуживании машин.

Новость горячо обсуждается в Интернете. Довольны индивидуальные предприниматели, ведущие небольшой бизнес, их расходы минимизируются. Но большинство опрошенных считают, что разумнее было бы для ЕНВД отменить использование блока ЭКЛЗ. Для тех кто решил применять ККМ добровольно, следует отменить обязательное техобслуживание, поскольку касса будет выступать не фискальным аппаратом, а проверочным для самого предпринимателя.

В общем, каждому «вмененщику» с учетом особенности деятельности, объемов и количества покупателей следует подумать, надо ли отказываться от ККТ, и как организовать документооборот при отказе от использования техники.

В заключение отметим, что с принятием нововведений возникает правовая коллизия между принятым законом и Федеральным законом № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», закрепляющим обязательность применения ККТ при продаже в розницу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции. Следовательно, в дополнение к новому закону требуется принять соответствующие изменения, устраняющие существующие противоречия.

e-mail: fomicheval@mail.ru

Комментарии