Содержание
Статья 153 НК РФ содержит вводные нормы по отношению к группе статей, определяющих порядок исчисления базы обложения налогом на добавленную стоимость. Это статьи: 154 “Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)”; ст. 155 “Особенности определения налоговой базы при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии)”; ст. 156 “Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров”; ст. 157 “Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налогов при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи”; ст. 158 “Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса”; ст. 159 “Порядок определения налоговой базы при совершении операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления”; ст. 160 “Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации”; ст. 161 “Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами” и ст. 162 “Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)”.
Цель ст. 153 НК - определить понятие налоговой базы для НДС. Введение в главу “Налог на добавленную стоимость” статьи, определяющей порядок расчета налоговой базы, определяется действием ст. 17 НК РФ, согласно которой любой налог Российской Федерации считается установленным лишь в том случае, когда определены так называемые элементы налогообложения, в том числе налоговая база.
Общее определение налоговой базы дается в ст. 53 НК РФ, согласно п. 1 которой налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Согласно п.п. 1 и 2 ст. 54 НК РФ, налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России.
Не давая какого-либо специального определения налоговой базы для целей НДС, ст. 153 НК в п. 1 устанавливает три общих правила ее определения: 1) при реализации товаров (работ, услуг), 2) при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, 3) при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно НК, налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с комментируемой нами 21 главой НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 НК РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии со специальными нормами главы 21 НК РФ.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с комментируемой главой НК и таможенным законодательством Российской Федерации.
Специальным правилом НК РФ устанавливается, что при применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Согласно п. 2 ст. 153 НК РФ, при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Данное правило, предваряя содержание норм ст. 162 НК РФ, является очень важной новацией гл. 21 НК. Если в соответствии с предписаниями законодательства о НДС, действовавшими до вступления в силу части второй НК, доходы, получаемые организацией в связи с реализацией товаров (работ, услуг) четко разделялись на выручку от реализации (т. е. непосредственно цену договора поставки, подряда) и прочие внереализационные доходы (например, проценты по векселю, которым погашалось задолженность за реализованные товары, работы, услуги), то согласно нормам гл. 21 НК РФ, налогооблагаемую базу по НДС составляют все доходы организации продавца, связанные с реализацией товаров (работ, услуг). При этом особенности определения налогооблагаемой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) устанавливаются ст. 162 НК РФ (см. ниже).
Здесь следует особо отметить, что определяемая налоговым законодательством связь между ценой договора на реализацию товаров (работ, услуг) и дополнительными по отношению к ней доходами продавца очень часто носит чисто формальный юридический характер. При этом изменение гражданско-правовой трактовки конкретных операций, например, посредством выбора вида договора, их оформляющего, способно в ряде случаев этот характер изменить. Ниже, при комментировании соответствующих статей НК, мы вернемся к вопросам договорной политики, связанным с уплатой НДС.
Отдельным предписанием п. 2 ст. 152 вводится уточнение, согласно которому доходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. Так, например, реализация партии товаров может положительно повлиять на деловую репутацию фирмы, и с чисто экономической точки зрения данный эффект можно считать доходом организации. Однако с позиции налогового законодательства данный доход невозможно оценить в деньгах, и, следовательно, он не увеличивает базу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Согласно п. 3 ст. 153 НК РФ, при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщиков в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.
Трактовка данного предписания требует определения таких терминов как:
- выручка;
- расходы;
- дата реализации товаров (работ, услуг), и
- дата осуществления расходов.
Выручка
Понятие выручки специально не определяется НК РФ. Однако косвенное определение выручки дается как общими нормами части 1 НК РФ, так и специальными нормами о НДС гл. 21 кодекса.
Определяя в ст. 146 операции по реализации товаров (работ, услуг) как объект обложения налогом на добавленную стоимость, НК РФ фактически косвенно определяет понятие выручки как выражение цены договора на реализацию товаров (работ, услуг), исчисляемой для целей налогообложения в соответствии с требованиями ст. 40 НК РФ, согласно которой за исключением случаев, оговариваемых специальными правилами НК, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. При этом, пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
В ситуациях определяемых п. 3 ст. 153 НК РФ, выражением цены договора является определенная сумма в иностранной валюте, получаемая (причитающаяся к получению) продавцом товаров (работ, услуг).
Признание выручки полученной для целей налогообложения определяется датой реализации товаров (работ, услуг).
Согласно общему определению п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, специально предусмотренных НК РФ, - передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом для другого лица - на безвозмездной основе. При этом п. 2 ст. 39 НК специально устанавливает, что место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с частью 2 НК РФ.
Ст. 167 НК РФ устанавливается, что момент фактической реализации товаров, работ или услуг или “дата реализации товаров (работ, услуг)” для целей обложения НДС определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком “учетной политики для целей налогообложения”.
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ, в целях применения норм главы 21 НК дата реализации товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения ... определяется:
1. для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанностей по уплате налога по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, как наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
- день оплаты товаров (работ, услуг);
2. для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанностей по уплате налога по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).
Соответственно, в зависимости от выбора в учетной политике для целей налогообложения в качестве “момента реализации” “отгрузки” или “оплаты” товаров (работ, услуг) выручка налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ либо на дату перехода к покупателю права собственности на реализованные товары (дату выполнения работ, оказания услуг) - “момент реализации”, “отгрузка” (в случае получения аванса - на дату фактического получения денежных средств; либо на дату оплаты покупателем цены реализованных ему товаров (работ, услуг) - момент реализации - “оплата”.
Расходы
Понятия “расходы” и “дата фактического осуществления расходов” не определяются ни Налоговым кодексом, ни каким-либо иным нормативным актом системы налогового законодательства. В этом случае, ориентируясь на специально устанавливаемую НК связь между налоговым и бухгалтерским законодательством (см., например, п.п. 4 п. 1 ст. 23 НК, определяющий обязанность налогоплательщиков “представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке... бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”), следует пользоваться определениями этих терминов, которые дают бухгалтерские нормативные акты.
Понятия “расходы” и “дата фактического осуществления расходов” или “дата признания расходов” в системе бухгалтерского законодательства определяются Положением о бухгалтерском учете ПБУ 10/99 “Расходы организации” (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).
Согласно п. 2 ПБУ 10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала в этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников) имущества. В соответствии с п. 16 ПБУ “Расходы организации”, расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиям законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Применимость данных положений бухгалтерского законодательства при трактовке предписаний налоговых нормативных актов подтверждается и практикой действия законодательства о налоге на прибыль и, в частности, Положения о составе затрат… (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552). Предписание этого документа относительно конкретных расходов организации фактически применяются на практике после отражения соответствующих расходов в бухгалтерском учете организации - налогоплательщика.