Блокировка счетов и имущества
Внесенный в Госдуму правительственный
Нередко налоговики обладают сведениями не обо всем имуществе плательщиков. Часть имущества может оставаться неучтенным, если плательщик не пожелает его раскрывать. Это позволяет компаниям отменять блокировки счетов при представлении сведений о принадлежащем им имуществе, о котором налоговики не знали. В таких случаях решения о блокировке счетов отменяются как незаконные, а процедура взыскания налогов значительно затягивается. Правительственный законопроект позволяет налоговикам блокировать счета, исходя из той информации об имуществе плательщика, которая у них есть. То есть, о наличии того или иного имущества налогоплательщик обязан будет сообщить инспекции до блокировки счета. После приостановления операций по счетам оспорить блокировку со ссылкой на неучтенное ранее имущество налогоплательщикам уже не удастся.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. В Госдуму правительством внесен законопроект № 369931-8, который расширяет возможности налоговых органов.
2. Налоговикам в качестве обеспечительной меры разрешат блокировать счета, исходя из той информации об имуществе плательщика, которая у них есть. О наличии имущества налогоплательщик обязан будет сообщить инспекции до блокировки счета. После приостановления операций по счетам оспорить блокировку со ссылкой на неучтенное ранее имущество (как это происходит сейчас) налогоплательщикам не удастся.
3. Налоговые органы смогут частично отменять ранее принятые в отношении налогоплательщика обеспечительные меры (блокировка имущества и банковских счетов). Сейчас НК РФ не предусматривает возможности частичной отмены обеспечительных мер.
4. Из действующих норм НК РФ о взыскании налогов и истребовании документов, предлагается убрать указания на конкретные налоговые органы. Это значит, что взыскивать с налогоплательщиков налоги, а также истребовать документы и информацию смогут любые налоговые органы, вне зависимости от того, в какой именно инспекции состоит на учете налогоплательщик.
5. Законопроект наделяет налоговиков полномочиями по обязательному досудебному рассмотрению жалоб имущественного характера (взыскание налоговой переплаты и т.д.). Сейчас на такие споры обязательный досудебный порядок урегулирования не распространяется. То есть, если законопроект примут, то обратиться в суд можно будет только после обжалования действий или бездействия налоговиков в вышестоящий налоговый орган.
6. Налоговые органы смогут проводить допрос свидетелей и осмотр территорий участников налогового мониторинга.
Кроме того, правительством предложены поправки в ст. 101 НК РФ, которые позволят налоговикам частично отменять ранее принятые в отношении налогоплательщика обеспечительные меры (блокировка имущества и банковских счетов). Сейчас НК РФ не предусматривает возможности частичной отмены обеспечительных мер. По новым же правилам частично отменять блокировки счетов и имущества налоговики будут в следующих случаях:
- при частичном исполнении налогоплательщиком решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (например, при уплате штрафов и пеней);
- при частичном исполнении налогоплательщиком решения о взыскании налогов, страховых взносов и прочих обязательных платежей (например, при уплате одного или нескольких из доначисленных налогов);
- при частичной отмене решения ИФНС о взыскании налогов в досудебном или судебном порядке (например, когда компании удается через суд снизить величины взыскиваемых налогов или штрафов).
Пример. Допустим, организации по результатам проведенной проверки доначислили налоги, а также штрафы и пени на общую сумму в 546 000 рублей. Поскольку у организации отсутствовала недвижимость, транспорт, готовая продукция и прочее имущество, ИФНС приняла решение о блокировке ее банковского счета в пределах 546 000 рублей. Через суд компании не удалось оспорить доначисление налогов, а также снизить размер штрафа. В результате она приступила к исполнению решения ИФНС и заплатила в бюджет 200 000 рублей. По действующим правилам ее банковский счет так и останется заблокированным на сумму в 546 000 рублей до полной уплаты всех налогов, штрафов и пеней. По новым же правилам, предлагаемым законопроектом, счет компании разблокируют на сумму уплаченной в бюджет недоимки (200 000 рублей) и заблокированными останутся только 346 000 рублей.
Еще одним нововведением, которое предлагает законопроект, является то, что из действующих норм НК РФ о взыскании налогов и истребовании документов, уберут указания на конкретные налоговые органы. То есть, из этих норм исключат такие формулировки, как «налоговый орган по месту учета налогоплательщика», «налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества» и так далее. Это значит, что взыскивать с налогоплательщиков налоги и страховые взносы, а также истребовать с них документы и информацию смогут любые налоговые органы. Причем вне зависимости от того, в какой именно налоговой инспекции состоит на учете тот или иной налогоплательщик или налоговый агент.
Досудебное урегулирование споров с ИФНС
Правительственный законопроект наделяет налоговиков полномочиями по обязательному досудебному рассмотрению жалоб имущественного характера (взыскание налоговой переплаты и т.д.). Сейчас на такие споры обязательный досудебный порядок урегулирования не распространяется (абз. 3 ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Другими словами, по данной категории споров налогоплательщики вправе подавать жалобу сразу же в арбитражный суд, минуя стадию досудебного обжалования действий налоговиков в вышестоящие налоговые органы.
Законопроект изменяет данную практику и распространяет обязательный внесудебный порядок обжалования на споры имущественного характера. Таким образом, обязательного досудебного урегулирования в вышестоящих налоговых органах потребуют споры:
- об обязании налогового органа возвратить суммы излишне взысканных налогов;
- об обязании налогового органа возвратить неправомерно взысканные пени и штрафы;
- об обязании налогового органа выплатить налогоплательщику полагающиеся проценты;
- о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений налоговых органов о взыскании налога;
- о возврате и зачете излишне уплаченных налогов после отказа налоговых органов в возврате спорных сумм в добровольном порядке по заявлению плательщика.
В соответствии с законопроектом исковое заявление, содержащее любое из перечисленных требований имущественного характера, сможет быть подано в суд только после обжалования действий или бездействия налоговиков в вышестоящий налоговый орган (новая редакция п. 2 ст. 138 НК РФ).
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что введение обязательного досудебного обжалования по имущественным спорам пойдет только на руку налогоплательщикам и значительно сократит время рассмотрения споров. Так, по данным Правительства РФ, сейчас 90% споров с налоговыми органами разрешаются на этапе обжалования в вышестоящие налоговые органы, а доля последующего судебного обжалования не превышает 10%.
В суде спор с налоговиками может длиться от 7,5 месяцев до 3,5 лет (в отдельных случаях и дольше), а во внесудебном порядке всего лишь 15 дней. Поэтому, по мнению инициаторов законопроекта, его принятие и реализация не только не нарушит права налогоплательщиков и разгрузит судебную систему, но и значительно снизит затраты самих налогоплательщиков на судебные расходы и оплату услуг представителей.
Ведение налогового учета
В части ведения налогового учета налогоплательщиков и налоговых агентов правительственный законопроект наделяет ФНС России следующими полномочиями:
- утверждение порядка и особенностей постановки и снятия с налогового учета крупнейших налогоплательщиков (сейчас данный порядок полномочен утверждать Минфин);
- утверждение перечня документов и сведений, необходимых для постановки на учет крупнейших налогоплательщиков;
- уточнение критериев отнесения организаций к категории крупнейших налогоплательщиков;
- получение сведений об адвокатах, их деятельности и получаемых ими доходах посредством комплексной информационной системы адвокатуры России, которая будет создана к 2024 году (Федеральная палата адвокатов РФ обязана будет не позднее 10 числа каждого месяца сообщать налоговикам сведения обо всех новых адвокатах, внесенных в Единый государственный реестр, а также о приостановлении, возобновлении и восстановлении статуса адвокатов).
Кроме того, налоговые органы получат расширенные полномочия в части постановки на учет и снятия с учета иностранных организаций, выплачивающих доходы физлицам. Такие организации будут ставить на налоговый учет на основании заявления, которое они должны подать в ИФНС не позднее даты первой выплаты дохода, в отношении которого такие компании признаются налоговым агентом по НДФЛ (новый п. 4.10 ст. 83 НК РФ). Эти компании будут снимать с налогового учета в упрощенном, административном порядке по решению ИФНС при непредставлении ими расчета по форме 6-НДФЛ (новый п. 5.8 ст. 84 НК РФ).
Налоговый мониторинг
Правительственный законопроект расширяет полномочия налоговых органов в сфере налогового мониторинга.
Налоговый мониторинг представляет собой разновидность налогового контроля, предусматривающую предоставление налоговикам онлайн-доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности компании. Мониторинг заменяет собой проведение выездных налоговых проверок и освобождает налогоплательщиков от значительной части административной нагрузки, связанной с проведением проверок (ст. 105.26 НК РФ). Например, в отношении налогоплательщиков, перешедших на налоговый мониторинг, не осуществляются контрольные мероприятия, проводимые в рамках налоговых проверок (например, осмотры территорий, допросы и т.д.).
Законопроект дополняет действующую ст. 105.29 НК РФ положением, согласно которому налоговые органы смогут проводить допрос свидетелей и осмотр территорий участников налогового мониторинга. В качестве свидетелей для дачи показаний может выступать любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля в отношении участника налогового мониторинга.
Не смогут допрашивать в качестве свидетелей лиц, которые получили информацию об участнике налогового мониторинга в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне. В частности, свидетелями не смогут выступать адвокаты и аудиторы компаний, перешедших на налоговый мониторинг. В свою очередь, осмотр территорий и помещений компаний, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, сможет осуществляться только при проверке налоговой декларации по НДС, в которой заявлена сумма налога к возмещению.